6 января 2017 года, в канун праздника Рождества Христова, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил всенощное бдение в Вознесенском кафедральном соборе города Алма-Аты.
Главе Православной Церкви Казахстана сослужили клирики собора.
По церковному Уставу бдение в канун Рождества начинается великим повечерием, на котором поется торжественная песнь пророка Исаии: «С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог!». Частое повторение слов «С нами Бог!» выражает духовную радость верующих о пришествии в мир Спасителя-Эммануила, предсказанного пророками.
Повечерие завершилось литией (усиленным молением) и освящением хлеба, вина, пшеницы и елея (масла).
На полиелее из алтаря на середину храма были изнесена святыня, связанная с евангельскими событиями пришествия в мир Спасителя – ковчег с точной копией честных Даров волхвов. Святыня принесена в Алма-Ату из монастыря святого Павла на горе Афон, где хранятся золото, ладан и смирна, подаренные восточными мудрецами новорожденному Спасителю.
После прочтения зачала Евангелия от Матфея, повествующего о рождении Богомладенца Христа от Приснодевы Марии, Глава Митрополичьего округа обратился к собравшимся с архипастырской проповедью.
На рождественской утрене исполнялся канон Рождества Христова «Христос рождается – славите! Христос с небес – срящите (встречайте)!». В праздничных песнопениях всенощного бдения часто повторяются рождественские славословия ангелов: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение!».
Во время чтения канона митрополит Александр помазал верующих, прикладывающихся к иконе праздника и ковчегу с Дарами волхвов, освященным елеем.
После окончания богослужения митрополичий хор под управление Заслуженного деятеля искусств России О.Н. Овчинникова исполнил одну из самых известных в мире рождественских песен - «Ночь тиха, ночь свята».
По благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра праздничные Рождественские богослужения в Успенском кафедральном соборе Астаны возглавляет епископ Каскеленский Геннадий, Управляющий делами Митрополичьего округа.
Викарий Астанайской епархии епископ Талдыкорганский Нектарий по благословению митрополита Александра совершает Рождественские богослужения в храме Христа Спасителя города Алма-Аты.
«Ныне «всякое творение, ангельский собор и человеческий род» исполняются ликования о Родившемся в Вифлееме Божественном Младенце. Причиной великой радости Неба и земли стало боговоплощение: «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире» (1Тим. 3:16). Сын Божий пришел на землю, чтобы примирить человека с Богом, Своей жизнью, крестными страданиями и славным Воскресением из мертвых оживить человека для новой безгрешной жизни, для вечного блаженного Царства. «Сущий начинает бытие; Несозданный созидается; Необъемлемый объемлется через разумную душу. Какое богатство благости!» - восклицает святитель Григорий Богослов, рассуждая о тайне Рождества Христова. Псалмопевец Давид, пророчески созерцая в ветхозаветные времена пришествие в мир Бога Слова, призывает: «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его!» (Пс. 117:1). А каким образом мы можем прославить Бога, воздать благодарность Спасителю за все Его неизреченные благодеяния? Господь говорит нам через пророка: «Я милости хочу, а не жертвы, и боговедения более, нежели всесожжений» (Осия 6:6). Одного желает и ожидает Бог от нас - нашего спасения.
«Не будем же неблагодарными к Благодетелю, но станем все по силам нашим приносить всё — веру, надежду, любовь, целомудрие, милосердие, страннолюбие», - обращается в своей рождественской беседе святитель Иоанн Златоуст. Праздник явления в мир Христа – особое время, когда нам следует задуматься о наших отношениях с Богом и ближними, ответить для себя на вопросы, а люблю ли я своего Небесного Отца «всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью» (Мк. 12:33), по-христиански ли отношусь к окружающим меня людям, научился ли «прощать брату моему, согрешающему против меня?» (Мф. 18:21). Эта мироспасительная рождественская ночь должна каждого из нас побудить к исправлению жизни по Евангелию, открыть путь в Божие Царство, сделать нас ревностными в исполнении заповедей и бодрыми в молитвах, научить радоваться с радующимися и плакать с плачущими (см. Рим. 12:15)». Из проповеди митрополита Александра.