Архив официального сайта mitropolia.kz

Управляющий делами Казахстанского Митрополичьего Округа выступил на Международной конференции в Алма-Ате

Печать PDF

Управляющий делами Казахстанского Митрополичьего Округа выступил на Международной конференции в Алма-Ате29 мая 2013 года в Институте философии, политологии и религиоведения Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан состоялась Международная научно-практическая конференция "Влияние религии на современный мир", приуроченная к 10-летию проведения I Съезда лидеров мировых и традиционных религий

 

и годовщине переименования Института философии и политологии в Институт философии, политологии и религиоведения. 

Цель конференции: философско-религиоведческое обсуждение проблем, определяющих влияние религии на современные мировые процессы, формирование религиозного сознания, духовно-нравственное развитие общества, укрепление духовного согласия и сохранение традиции толерантности и веротерпимости в свете актуальных задач, поставленных Президентом РК, Лидером Нации Н.А. Назарбаевым.

В мероприятии приняли участие: председатель Агентства по делам религий Республики Казахстан К.К. Лама Шариф; директор Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, член-корреспондент НАН РК, доктор социологических наук, профессор З.К. Шаукенова; председатель Комитета науки МОН РК Н.М. Ыбырайым; главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, доктор философских наук, профессор А.Г. Косиченко; профессор факультета религиоведения и философии Университета Улудаг Бюлент Шенай; директор научно-исследовательского института Тюркологии Туркестанского международного казахско-турецкого университета, доктор философских наук, профессор Д.Т. Кенжетай; заместитель директора Центра арабских и исламских исследований при Австралийском национальном университете, профессор Нил Робинсон; заведующий учебно-просветительским отделом Духовного управления мусульман Казахстана, кандидат философских наук С.С. Сейтбеков; главный научный сотрудник Института востоковедения им. Р.Б. Сулейменова КН МОН РК, доктор исторических наук, доцент З.Г. Джалилов; главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, доктор философских наук, профессор Е.Е. Бурова; профессор факультета политических наук Государственного университета Сан-Диего Ахмет Т. Куру; начальник отдела Научно-исследовательского и аналитического центра по вопросам религии АДР РК, кандидат философских наук Е.М. Смагулов; главный инспектор Акима г. Алма-Аты по вопросам работы с религиозными объединениями, кандидат философских наук В.А. Иванов; главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, член-корр. НАН РК, доктор философских наук, профессор Н.Л. Сейтахметова.

По благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра на первом пленарном заседании с докладом выступил Управляющий делами Православной Церкви Казахстана епископ Каскеленский Геннадий.

В своем выступлении владыка Геннадий, в частности, отметил:

"Традиционно под понятием «религии» мы понимаем связь с трансцендентным миром. Собственно латинский глагол «религаре» означает «восстановление связи». На это обратил внимание еще Лактанций. Пафос религии обращение к метафизическому бестелесному Существу и к жизни будущего века, посмертному существованию человеческого «Я». Апостол Павел пишет: «Если мы только в этой жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» ( 1 Кор. 12:19). Совершенно справедливо будет сказать, что если в религии основной акцент делается не на духовной практике, а на решении политических задач, даже социальных проблем, если религия сводится к сумме оздоровительных методик или отождествляется с нравственностью, то религия выхолащивается, вырождается, или существенно извращается".

"Одним из проявлений образа Божия в человеке является свобода. Сам Бог бережно относится к внутреннему миру человека и его свободе выбора, никогда не проявляет в отношении человека никакого насилия. Если нет свободы, то нет и достоинства. Если бы человек принуждался внешней силой к выбору добродетельного и праведного жизненного пути, то он не имел бы никаких заслуг и не был бы награждаем Богом.

В то же время, свобода выбора в понимании христианской Церкви, не есть абсолютная и конечная ценность. Она поставленна Богом на службу человеческому благу. Человек может отвергнуть Бога, попав тем самым под власть разрушительных сил зла и смерти, но может свою свободу отдать на служение добру.

Примечательно, что в христианском богословии существует два понятия свободы, которые по-русски переводятся одним словом, но по-гречески выражаются двумя словами.

Первая свобода – это «elewferia»,свобода жизни в добре, которую приобретает святой и праведный человек, освобождаясь от власти зла и греха. Эту свободу возвещает Господь Иисус Христос: “Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете” (Ин. 8:36). Такая свобода есть свобода от греха, и приобрести ее невозможно одними человеческими упражнениями и усилиями, но только с помощью Божией, соединяясь с Богом в церковных таинствах.

Вторая свобода, есть свобода выбора, «awtexusion» , она как раз и заключается в праве человека избирать свою линию поведения, а в конечном счете, делать роковой выбор между добром и злом.

Именно эту свободу выбора защищает институт прав человека. И у христиан всего мира вызывает тревогу то обстоятельство, что при защите свободы выбора все менее учитывается нравственное измерение жизни и достоинства человеческой личности. Современная неолиберальная концепция прав человека абсолютизирует это право выбора, забывая о нравственной ответственности, с которой это право тесно связанно. Мы часто говорим о свободе в смысле «awtexusion», но забываем о свободе в смысле «elewferia», утверждаем свободу выбора, но пренебрегаем свободой от греха.

«Общественное устройство должно ориентироваться на обе свободы, гармонизируя их реализацию в публичной сфере. Нельзя защищать одну свободу, забывая о другой. Свободное стояние в добре и истине невозможно без свободы выбора. Равно и свободный выбор теряет свою ценность и смысл, если обращается ко злу»,- говорится в Определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года.
Слишком часто однобокое понимание свобод личности и абсолютизированние прав человека приводит к разрыву с общественной моралью. Мы видим это на примере легализации однополых браков, разрешении так называемым однополым семьям брать на воспитание детей, допущения опытов над человеческими энбрионами, и т.д. В таком случае, по меткому выражению английского публициста, Исайи Берлина: «свобода для волков означает смерть для овец».

Только гармоничное сочетание свободы и ответственности позволяет нам правильно осмыслить в системе христианских ценностей и такое важнейшее понятие современной общественной жизни, как толерантность. Толерантность в нашем представлении вовсе не означает терпимости ко греху, отказа от признания абсолютных ценностей. Наоборот, сегодня Православная Церковь вместе с другими традиционными конфессиями стремится противостоять нравственному релятивизму и уничтожению традиционных понятий о нравственности: о добре и зле, грехе и добродетели. Мы никогда не согласимся с лозунгом эпохи постмодерна: «каждый человек может стать источником собственных ценностей, проверяя эти ценности, по словам Ницше своим собственным огнем».

Этот секулярный, а на самом деле, просто безбожный лозунг приводит сегодня европейскую цивилизацию в состояние физического вырождения. Ведь в основе любой секулярной, безбожной этики лежит глубинный порок: она в принципе не способна обьяснить универсальные императивы человеческого поведения, обьяснить человеку почему он должен делать добро, а не зло, обьяснить, что такое добро и что такое зло. Призыв к добру в безбожной этике не имеет никакого основания в обективной реальности, в бытии человека, это лишь общее пожелание без всякого обьяснения. Вы никогда не сможете объяснить в этой системе мировоззрения, почему жить нужно не для себя, а для других: воспитывать семью, проявлять патриотизм, отдавать силы общественному служению.Нравственные императивы христианства заповеданы самим Господом. Человек в христианстве признается свободным и ответственным с самого начала, с момента своего создания. С этого момента Богом определены и остаются неизменными представления о добре и зле, которые лежат в основе традиционных религиозных учений.

Убежден, что путь к оздоровлению общественного климата и к построению процветающего сильного государства лежит на путях религиозного образования и духовной жизни" - из выступления епископа Геннадия.

Управляющий делами Казахстанского Митрополичьего Округа выступил на Международной конференции в Алма-Ате Управляющий делами Казахстанского Митрополичьего Округа выступил на Международной конференции в Алма-Ате