Архив официального сайта mitropolia.kz

Суббота Светлой Седмицы. Раздробление Артоса

Печать PDF

Суббота Светлой Седмицы30 апреля в субботу Светлой Седмицы митрополит Астанайский и Казахстанский  Александр совершил пасхальную Божественную Литургию в храме в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" города Алматы. Владыке митрополиту сослужили настоятель храма протоиерей Евгений Воробьев, настоятели и духовенство городских храмов.

По окончании литургии архипастырь раздробил Святой Артос – пасхальный освященный хлеб и благословил его для вкушения верующим, "яко да вси, вкушающии от него, телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся?".

По благословению митрополита Александра викарий Астанайской епархии епископ Каскеленский Геннадий совершил Божественную Литургию и раздробление Артоса в Вознесенском кафедральном соборе г. Алматы.
За богослужением состоялась хиротония во пресвитера клирика Богоявленского храма Алматы диакона Евгения Козлова.

Артос (по-гречески квасной хлеб) означает общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.

Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место вместе с образом Воскресения Господня и в заключении пасхальных торжеств раздается верующим. Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе — они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Собираясь на общую молитву, они вспоминали Тайную Вечерю и причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

На артосе изображается Воскресение Христово либо крест, на котором виден только терновый венец, но нет распятого Христа, — как знамение победы Христовой над смертью.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на литургии после заамвонной молитвы. На солее против царских врат на уготованном столе полагают артос. После каждения вокруг стола с артосом священник читает особую молитву, после чего трижды окропляет артос святой водой со словами «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Освященный артос ставят на солее пред образом Спасителя, где он лежит в течение всей Святой седмицы. Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы в конце литургии предстоятель произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздается народу как святыня.

Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!»

Суббота Светлой СедмицыСуббота Светлой СедмицыСуббота Светлой СедмицыСуббота Светлой Седмицы

Суббота Светлой СедмицыСуббота Светлой Седмицы