Архив официального сайта mitropolia.kz

Настоятель Никольского собора города Алма-Аты протоиерей Валерий Захаров: «Сохранить святыни и традиции Никольского собора – моя главная цель». Интервью агентству «Интерфакс-Казахстан»

Печать PDF

Интервью агентству «Интерфакс-Казахстан»- Отец Валерий, как всё начиналось? Как появился храм, носящий имя великого святителя и чудотворца Николая в городе Верном?


 

 

- В 1904 году жители юго-западной части города Верного, местности, которая в то время называлась Кучугуры, обратились к епископу Туркестанскому и Ташкентскому Паисию (Виноградову) с просьбой о благословении на строительство нового храма. На что преосвященный Паисий выразил свое согласие.

Ни у города, ни у церковных властей не оказалось достаточно средств. Был объявлен сбор пожертвований. Несмотря на все  потрясения того времени, вернинцам удалось поставить храм на Зубовской площади. В 1908 году был освящён наш храм и здесь стали совершаться богослужения, которые продолжались в течение 25 лет.

К сожалению, в 1933 году, духовенство, совершающее служение в храме, было арестовано, и храм был закрыт. Здесь размещалось и овощехранилище, и штрафная рота, и конюшня и какие-то другие учреждения, вплоть до музея атеизма. До 1936 года храм то передавался верующим, то снова закрывался.

В 1936 году его закрыли окончательно. Он был закрыт на протяжении 10 лет. В 1945 году была образована Алма-Атинская и Казахстанская епархия, управление которой было поручено владыке Николаю (Могилевскому), который только что освободился из ссылки. Владыка Николай отбывал ссылку здесь в Казахстане в Актюбинской области. Он принял епархию, где действовали всего несколько храмов. В это же время, в Алма-Ате, был возвращен Казанский храм в Малой станице. Остальные храмы еще были закрыты.

И только в 1946 году после окончания  Второй мировой войны, когда наступило потепление со стороны государства по отношению к церкви, Никольский собор был возвращен верующим. Стали открываться храмы, стало возвращаться из ссылок и из тюрем оставшееся в живых духовенство.

Первые службы владыка Николай стал совершать в Казанском храме. Он небольшой по вместимости, а людей собиралось на богослужения очень много. Удивительно, что в 1932 году была объявлена первая безбожная пятилетка, которая гарантировала, что к 1937 году не останется верующих в СССР. А когда состоялась перепись в 1937 году, выяснилось, что большинство населения Советского Союза открыто признали себя верующими людьми. Вот почему была объявлена и вторая безбожная пятилетка, которая не завершилась, потому что началась Великая Отечественная война.

По прибытии в Алма-Ату владыка Николай обратился к городским властям с просьбой о передаче Вознесенского Кафедрального собора. Но тогда, к сожалению, власти на это не пошли, и было принято решение о передаче сохранившегося Никольского Собора, который располагался тогда на окраине города Алматы. В то время некогда величественное здание собора представляло неприглядное зрелище. Храм стоял без крестов, с сорванными куполами и снесенной колокольней. Внутри не сохранилось ни иконостаса, ни икон, а лишь ободранные до древесины стены, кирпичная кладка подвала осыпалась. Архиепископ Николай вместе с верующими сразу приступил к ремонту храма. Весной 1946 года, когда еще внутри и снаружи Никольской церкви стояли ремонтные леса, владыка освятил первый отремонтированный алтарь в честь святителя и чудотворца Николая, и на Благовещение в нем было совершено первое богослужение. С этого времени Никольский храм стал кафедральным собором Алма-Атинской и Казахстанской епархии. И в этом году мы будем праздновать 70-летие возвращения Никольского Собора верующим.

В 90 годах прошлого ХХ века стали открываться новые храмы. В 1995 году указом президента был возвращён Вознесенский кафедральный собор. В советское время было три действующих храма в Алматы. Это Никольский Собор, Казанская церковь в Малой Станице и небольшой молитвенный домик на первой Алма-Ате. Сегодня в Алматы 18 храмов. Какие- то ещё находятся на стадии строительства, какие- то полностью функционируют. Храмов стало в шесть раз больше, а Никольский Собор  по-прежнему востребован, он любим верующими людьми и сюда очень многие приходят для совершения молитвы.

- Что сейчас расположено на территории Никольского собора?

- На территории Никольского собора располагается Никольский храм, церковно- приходская школа, которая в этом году отмечает 25-летие. Тогда, в далёком 1991 году,  остро встал вопрос об организации школы для детей, для взрослых, чтобы была возможность  дать основы религиозного воспитания и образования. Естественно, что мы тогда и мечтать не могли о таком прекрасном здании, которое  сегодня  находится на территории нашего храма. Православный духовно-культурный центр для детей и молодежи создан благодаря поддержке президента Казахстана Н.Назарбаева. Ко дню освящения школы президент передал митрополиту Александру приветственное обращение, в котором отмечается, что воскресная школа является даром государства православной церкви в Казахстане.
Это и памятник Николаю Чудотворцу, который был установлен по благословению митрополита Александра. Этот памятник – дар православной церкви к 140-летию учреждения  Туркестанской епархии от благотворительного фонда Николая Чудотворца. В основу скульптурного изображения положен иконографический образ Николы Можайского. В правой руке святитель держит символический меч – по слову апостола Павла «меч духовный, который есть  Слово Божие», а в левой – изображение храма. Это и часовня в честь Иоанна Крестителя, где мы совершаем освещение воды. Также, с недавнего времени, освящено новое здание иконной лавки, а на втором этаже этого же здания находится зал церковных собраний, где проводятся различные мероприятия, связанные с проведением церковных собраний, выставок, вечеров. На территории храма, так же, находится “аллея памяти” о наших предках и отцах, которые жили на этой земле, которые участвовали и в строительстве и этого храма. По благословению архиепископа Алексея, который был тогда управляющим нашей епархии, был сооружён и воздвигнут  Поклонный Крест. Крест-памятник всем Казахстанским  новомученикам.

При храме находится группа "Милосердие". Это группа социальных работников храма. На их плечах лежит тяжёлая ответственная работа по окормлению тяжёлобольных, одиноких, многодетных семей. Знаю, что таких семей в группе около 50. Не только сотрудники группы "Милосердие", но и духовенство нашего собора, так же, окормляют этих людей. Ещё помогаем хоспису сестринского приюта. При церковно-приходской школе существует спортивная секция по греко-римской борьбе.  Занятия проводит и руководит секцией клирик нашего собора диакон Александр Воронин. Он сам мастер спорта по борьбе. Есть тренажёрный зал для занятий.

- Знаю, что в храме существует четыре предела. Расскажите о них.

- Первый, главный предел, святителя чудотворца Николая, в честь которого назван храм. К престольному празднику 2010 года архиепископ (ныне - митрополит)  Астанайский и Казахстанский Александр в дар храму передал драгоценную святыню – частицу мощей святителя и чудотворца Николая. По благословению Высокопреосвященнейшего владыки был изготовлен ковчег, который находится на главном престоле собора и выносится для поклонения прихожанам во время акафистного пения, совершающегося еженедельно в среду за вечерним богослужением. Также есть освещённый престол в честь великомученика Пантелеимона. По просьбе прихожан Никольской церкви епископ Димитрий (Абашидзе) в 1910 году направил настоятелю Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря просьбу – благословить верненцев частицей мощей великомученика Пантелеимона. Вскоре частица святых мощей святого великомученика была доставлена в Никольский храм, где и поныне пребывает на престоле, посвященном великомученику Пантелеимону. И также, в верхнем храме, третий предел посвящен в честь святой великомученицы Варвары. Еще одной святыней Никольского храма стал ковчег с частицей  мощей святой великомученицы Варвары. По просьбе епископа Димитрия (Абашидзе) и по благословению митрополита Киевского Флавиана (Городецкого) частица мощей святой великомученицы была передана верующим Туркестанской епархии. Местом пребывания святыни стал Никольский храм. Вместе с мощами великомученицы Варвары также были переданы частицы мощей Киево-Печерской Лавры.  В цокольном этаже нашего храма находится храм в честь Успения Божией Матери, поэтому наш храм имеет четыре предела. В нижнем храме мы совершаем и богослужения, и таинство крещения.

- Отец Валерий, расскажите о святынях храма.

-Помимо тех святынь, о которых было уже сказано, наш храм является хранителем мощей священноисповедника Николая, митрополита Алматинского и Казахстанского. Его мощи находятся в Никольском соборе.  В 2000 году на Юбилейном Архиерейском соборе митрополит Николай был прославлен в лике святых. В этом же году, 8 сентября, по благословению архиепископа Астанайского и Алма-Атинского Алексия (ныне митрополит Тульский и Ефремовский) честные мощи святителя-исповедника были обретены на городском кладбище и перенесены в Никольский собор. Мощи митрополита Николая ныне почивают в Варваринском приделе храма, источая благодатную помощь всем, с верою к нему притекающим.  Есть в нашем храме несколько святых образов, в которых находятся частицы святых мощей. Это образ святителя Иоанна, митрополита Тобольского, это икона с мощами святой блаженной Матроны Московской. Также образ святителя Никтария Эгинского чудотворца. Кроме того, одной из величайших святынь нашего храма является образ, который находится в храме, по благославению владыки митрополита Алесандра. Это образ новомучеников-исповедников казахстанских с частицами их святых  мощей. Слава Богу, в нашем храме находится очень много святынь, которые, надеюсь, будут помощниками и покровителями всем приходящим и молящимся пред этими святыми мощами людьми.

На праздновании 70-летия возрождения Никольского Собора  мы будем молиться вместе с чудотворным образом Казанской Божией Матери, который  доставлен к нам из Казани. Помимо Алматы эта святыня будет находиться и в других городах Казахстана. Долгое время считалось, что та икона, которая хранится в Казани это копия. А подлинник был уничтожен. Но милостью Божией оказалось, что подлинник был спрятан матушкой игуменьей. Она заранее была оповещена о той провокации, которая готовилась безбожниками,  пожелавшими забрать икону и уничтожить ее.  Тогда матушка игуменья  приняла решение спрятать подлинник иконы и на ее место поставить копию. И теперь выяснилось, что подлинник удалось сохранить, а копия была уничтожена.

- Отец Валерий, вы служите в храме с 1975 года. Что изменилось с тех пор?

- Наверное,  я вас удивлю, но я всегда ставил своей целью не только ничего не менять, а постараться сохранить то, что было до меня. Здесь, в Никольском соборе служили и молились выдающиеся архиереи и священники, из числа которых можно выделить священноисповедника Николая, митрополита Алматинского и Казахстанского. Нельзя умолчать еще об одном великом  иерархе нашей церкви - исповеднике митрополите Иосифе (Чернове). Это и архимандрит Исакий (Виноградов), который был настоятелем Никольского собора, являясь сподвижником, верным и надежным помощником митрополита Николая, в деле духовного возрождения Казахстанской епархии в период послевоенной разрухи. Сейчас ставится вопрос о его канонизации. И множество других и архипастырей, и духовенства, монахов и простых мирян молились в этом храме. За десятилетия, после возрождения храма здесь сложились свои традиции. Считаю первоочередной своей задачей сохранить эти традиции, донести их до тех, кто будет жить и служить уже после нас. Эта преемственность от времён апостольских, она всегда сохранялась и сохраняется в нашей церкви. И один из принципов истинности церкви - это сохранение этой преемственности.
Можно с уверенностью сказать, что пришло новое поколение, не только в наш храм, но и во все храмы. По меркам истории 30 лет, это, как правило, смена целого поколения. А мы говорим о 40 летнем периоде. И сегодня в нашем соборе единицы тех людей, которые жили в то время, когда я ещё только начинал своё служение в Никольском соборе. Отрадно, что вера Христова жива, наши бабушки, те самые "белые платочки", которые спасали наши храмы в годы сталинских безбожных пятилеток, они смогли по милости Божией передать эту веру своим детям, своим внукам. И наша задача постараться не только сохранить эту веру, но, приумножая её, передать своим детям, своим внукам, чтобы и спустя ещё много лет, народ Божий приходил под своды Никольского собора. Дай Бог, чтобы  также теплилась здесь из глубины сердца исходящая молитва, чтобы совершалось здесь церковное богослужение и через те таинства, которые здесь совершаются, изобильно изливалась на всех приходящих Божественная благодать, которая немощных врачует и недостающее в нас восполняет.

Я вспоминаю, в большие праздники народу было настолько много, что руку невозможно было поднять, чтобы осенить себя крестным знамением. Люди так вплотную стояли один к другому. Мало того, храм не вмещал всех молящихся. Люди стояли на паперти, на лестнице, стояли вокруг храма, двери и окна открывались, особенно в летний период, чтобы  богослужение можно было услышать на улице. Сегодня храмов, Слава Богу, стало больше.

К сожалению, для всех нас произошёл большой отток людей и в 90-е и в 2000-е годы. После развала Советского союза много людей уехало, кто-то в Россию, кто-то в ближнее или дальнее зарубежье. К сожалению, сегодня этот процесс еще продолжается. Я не хочу сказать, что сейчас наши храмы пусты. Слава Богу, люди приходят и если разложить количество людей на 18 храмов, то получится, что число прихожан даже увеличилось.

- Какие традиции сохранились в Никольском Соборе?

- Несмотря на то, что наши прихожане иногда даже немножко ропщут, мы стараемся богослужения не сокращать. Наш собор - это единственный храм, не только в Алматы, но и в епархии, где ежедневно читаются акафисты за богослужением.

В понедельник - великомученице Варваре, во вторник акафист Успению Божией Матери, в среду нараспев совершается акафист чудотворцу Николаю, в четверг великомученнику Пантелеимону, в пятницу с 2000 года совершаем акафист перед мощами священноисповедника Николая, в субботу читается акафист перед чтимым у нас образом Почаевской Иконы Божией Матери. Я, однажды  рассказывая об этом кому-то из паломников нашего храма, услышал такое восклицание: "так у вас храм неусыпающего акафиста".


- Изменились ли те вопросы, проблемы с которыми приходят к вам верующие?

- Вопросы практически одни и те же. Люди в большинстве своем остаются теми же, какие они и были, и у каждого те же проблемы. Это проблемы, связанные, прежде всего, с семьей, с тем окружением, с тем социумом, в котором мы постоянно находимся. Это и проблемы связанные с нашим телесным и духовным здоровьем. Поэтому вопросы остаются такими же. Но единственное могу сказать, что сейчас люди становятся духовно грамотнее, если так можно выразиться. Сейчас есть доступ у человека к святоотеческой литературе, к Священному Писанию. Большое подспорье открывает и интернет. Можно в поисковике найти любого автора, того же Иоанна Златоуста или Серафима Саровского, или Иоанна Кронштадтского. И все это открыто для всякого желающего человека. В этом есть разница между теми, кто жил в тот период и ныне живущими. Есть прекрасные возможности, но  мы, к сожалению, прилагаем так мало усилий, для реализации этих возможностей. Основная проблема, свойственная всем людям, это проблема нехватки времени. И раньше многие жаловались на нехватку времени, на то, чтобы помолиться, на то, чтобы вспомнить о Боге, прийти в храм. Такая же проблема существует и сегодня, особенно среди новых наших прихожан. Тем не менее, изначально Господь сотворив этот мир сказал: " шесть дней делай и в них соверши все дела свои, а седьмой день господу Богу твоему”. Эта заповедь дана не кому-то, она дана каждому из нас. И поэтому, хотелось бы, чтобы мы помнили об этом.

Всякий верующий человек постоянно ощущает реальную Божественную помощь и поддержку. Может не всегда во всей полноте Господь или тот святой, к которому мы обращаемся, подает нам то просимое, о чем мы просим. Но это не потому, что Господь вместе со святыми, к которым мы обращаемся, не хочет нас услышать. Это происходит иногда для укрепления нашей веры. Мы должны обращаться к Богу с благодарностью за все и за скорби и за радости равным образом. Вот за радости мы готовы благодарить Бога, за скорби никогда. Потому что мы считаем скорби особым наказанием Божьим. А ведь Бог нас не наказывает, у него нет цели наказывать человека, тем паче Бог нас никогда не карает. Как Бог, который есть Любовь может покарать? Возьмем, например, любящую мать, которая любит свое дитя, больше чем саму себя. Разве может она жестоко карать, или жестоко наказывать свое дитя, даже провинившегося?

Я никогда не забуду удивительный рассказ, о том, как некий ожесточенный, и ослепленный грехом сын отрубил голову своей матери. Желая скрыть следы злодеяния, он взял в руки окровавленную голову и понес к обрыву. Оступившись по дороге, он запнулся и упал, уронив голову матери. Отрубленная голова вдруг заговорила, То были слова не проклятия, а материнской любви: "Сын мой дорогой, не ушибся ли ты?". Этот древний, как мир рассказ свидетельствует о чувстве материнского любящего сердца. А теперь о Боге: когда что-то посылается, когда нам кажется, что Господь не откликается на наши просьбы, это не потому что Бог нас наказывает или карает, или не хочет нас слышать. Это потому, что пройдя через эти испытания, мы вышли из них победителями!

Продолжает "жизнь жительствовать" в Никольском соборе Алматы, намоленном и освященном верным Христовым воинством, прошедшим узким и тернистым путем сквозь испытания прошлого века. Все также он любим православными алматинцами, посещаем многочисленными паломниками и гостями города. Дай Бог, чтобы молитвами Казахстанских новомучеников,  этот величественный храм, носящий имя чтимого всеми христианами святителя и чудотворца Николая, стоял в южной столице Казахстана до скончания века.

- Спасибо за интервью!

Источник: Интерфакс-Казахстан