Архив официального сайта mitropolia.kz

День памяти небесного покровителя Семиречья – священноисповедника схиархиепископа Антония (Абашидзе)

Печать PDF

День памяти небесного покровителя Семиречья – священноисповедника схиархиепископа Антония (Абашидзе)1 ноября 2014 года – день памяти небесного покровителя города Алма-Аты и  всего Семиречья – священноисповедника схиархиепископа Антония (Абашидзе).

 

 

Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр возглавил служение Божественной Литургии в Вознесенском кафедральном соборе, строительство и благоукрашение которого было завершено благодаря трудам схиархиепископа Антония (Абашидзе) в бытность его епископом Туркестанским и Ташкентским.

Поздравляя духовенство и прихожан собора с праздником, митрополит Александр отметил, что благодаря трудам схиархиепископа Антония православные алма-атинцы имеют возможность молиться в величественных храмах - Вознесенском и Никольском соборах и обретать духовное утешение от поклонения святыням - части главы великомученика и целителя Пантелеимона и мощам великомученицы Варвары. Доставленные в город Верный тщанием приснопамятного святителя, ныне эти честные мощи пребывают в Свято-Никольском соборе Южной столицы.


Житие схиархиепископа Антония (Абашидзе).

Схиархиепископ Антоний (в миру князь Абашидзе Давид Ильич) родился в родовом имении Веджины Сигнахского уезда Тифлисской губернии на Покров Пресвятой Богородицы 1 октября 1867 года. Его отец принадлежал к одному из древнейших княжеских родов Грузии. С младых ногтей он был обучен танцам, искусству фехтования, верховой езде, с отличием окончил юридический факультет Новороссийского Императорского университета в Одессе в 1891 году. В том же году, неожиданно для близких, поступил в Киевскую Духовную Академию. На первом курсе был пострижен в монашество с именем в честь святителя Димитрия Ростовского. В 1896 году окончил академию со степенью кандидата богословия и был рукоположен во иеромонаха. 16 августа 1896 года был назначен преподавателем Священного Писания в Тифлисскую духовную семинарию. В 1897 году - инспектор Кутаисской духовной семинарии. В следующем году был переведен инспектором в Тифлисскую духовную семинарию, где в то время учился Иосиф Джугашвили (Сталин). Впоследствии в Тбилисском музее им. Ленина много лет хранился семинарский журнал за 1898-1899 с записью об Иосифе Джугашвили за подписью иеромонаха Димитрия: «Сделан был выговор. Посажен в карцер по распоряжению о. Ректора на пять часов».
В 1900 году был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Александровской Ардонской миссионерской духовной семинарии.
23 апреля 1902 года был хиротонисан во епископа Алавердского и назначен сверхштатным членом Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы. Хиротония совершалась в военном Александро-Невском соборе города Тифлиса экзархом Грузии Алексием и епископами Владикавказским Владимиром, Гурийско-Мингрельским Александром, Сухумским Арсением, Имеретинским Леонидом и Горийским Вениамином. При возведении в сан новопоставленный епископ говорил: «Страшное и ответственное служение возлагает на меня Господь... Готов смутиться и устрашиться дух мой и тем, что наступают времена лютые, умножаются нечестие, лжеверие и неверие... И я о Господе не страшусь умножающегося бесчестия... Невозможное человеку – возможно Богу... Восхождение на кафедру епископскую есть приближение к Голгофе. Но Голгофа не может устрашить христианина, для нее мы рождены, ибо без Голгофы нет Воскресения...».
С 4 ноября 1903 года - епископ Гурийско-Мингрельский.
С 16 апреля 1905 года - епископ Балтский, викарий Подольской епархии.

С 20 января 1906 года - епископ Туркестанский и Ташкентский.
Владыка начал свое служение во вверенной ему Туркестанской епархии с личной ревизии Семиреченских приходов. Епископ Димитрий открыто высказывал свое желание навсегда остаться в городе Верном, управляя вверенной епархией. Деятельный и мудрый архипастырь завершил тянувшееся десятилетиями строительство Вознесенского кафедрального собора в городе Верном; по его благословению были возведены Алексеевская, Никольская, Введенская церкви. Он создал монастырские комплексы Иссык-Кульской Свято-Троицкой мужской и Ташкентской Свято-Никольской женской обителей; основал Иверско-Серафимовский женский монастырь в городе Верном, для его первоначального размещения предоставил архиерейскую резиденцию и свою домовую церковь. Епископ Димитрий добился возвращения городских храмов из военного ведомства в епархиальное. Созвал Первый съезд духовенства епархии. Учредил ежемесячный журнал “Туркестанские епархиальные ведомости”. Основал Казанско-Богородичное православное братство, привлек к участию в нем образованных мирян, занимавшихся широкой просветительской и благотворительной деятельностью. Доставлял в епархию частицы святых мощей и другие святыни из России и с Афона. Несколько раз объехал все приходы епархии, что из-за плохого состояния дорог казалось почти невозможным. За время его святительства число приходов епархии увеличилось более чем вдвое: их стало 162, причем на всех имелись священники. В 1907 году рядом с кафедральным собором был построен Епархиальный или Народный дом имени Николая II. Проектирование его строительства было безвозмездно осуществлено Андреем Павловичем Зенковым. Епархиальный дом предназначался для религиозно-нравственного просвещения народа. В этом, самом вместительном зале г. Верного, городское Казанско-Богородичное религиозно-просветительское братство проводило воскресные беседы, на которые собиралось множество народа.

С 25 июня 1912 года - епископ Таврический и Симферопольский.
С 1914 года - будучи в святительском сане участник Первой Мировой войны в качестве рядового священнослужителя Черноморской эскадры. 6 мая 1915 года был возведен в сан архиепископа и в тот же день, по его просьбе и с согласия Государя, назначен исполняющим обязанности штатного судового священника на линкоре «Св. Пантелеимон». В течении войны не редко бывал в бою.
На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 года владыка Димитрий сыграл видную роль в защите патриаршества против домыслов его противников. Его имя числится в первом, «большом» списке кандидатов на патриарший престол. После падения Кремля, защищаемого юнкерами, архиепископ на Соборе говорил: «Я бы почитал счастьем и честью пасть вместе с юнкерами...».
Участвовал в мае 1919 года на Юго-Восточном церковном Соборе в Ставрополе, на котором было основано Временное Высшее Церковное Управление Юго-Востока России для пределов занятых Добровольческой армией генерала Деникина. По некоторым данным в 1919 году кратковременно пребывал за границей, но вскоре вернулся. В то время как с января 1920 года большинство архиереев юга России стали отбывать за море, архиепископ Димитрий остался. Генерал Врангель обратился с письмом к архиепископу Димитрию с предложением «озаботиться в ближайшие дни изысканием способов устройства высшей церковной власти». Архиепископ Димитрий 6 апреля прибыл в Севастополь и возглавил ВВЦУ в Крыму. По его инициативе в Крыму были объявлены «дни покаяния», к которым он пытался привлечь и красноармейцев. Архиепископ Димитрий обращался с пронзительным Посланием к православному русскому народу, где писал что: «Не по слабости только, но и по гибельному обольщению согрешил пред Богом народ наш, ибо открыл уши свои ложным и тлетворным учениям сынов тьмы, отвернулся от Бога и поклонился идолам... Люди русские, православные! Явите силу покаяния, возвеличьте Святую Русь делом, словом и мыслью, отвергните соблазны антихристовы...». Но всенародного покаяния не последовало, многим оно казалось смешным, а вскоре в ноябре 1920 года последнее белое сопротивление было сломлено.
Владыка Димитрий оказался единственным из работавших в ВВЦУ при Врангеле который по исходе Белой армии не эмигрировал. В Крыму начались массовые репрессии, тысячи людей были убиты, но архиепископ Димитрий остался жив.
В мае 1921 года архиепископ Димитрий поселился в Топловском женском монастыре под Феодосией, который уже тогда именовался трудовой артелью. Официально владыка отошёл от церковных дел, был уволен патриархом на покой, но в действительности продолжал деятельность. Владыка Димитрий несколько раз арестовывался, его судил трибунал, где ему ставились в вину телеграмма, отправленная им Колчаку; тысяча рублей, пожертвованная епархией Добровольческой армии; Послания ВВЦУ, под которыми стоит его подпись. Однако, владыка Димитрий был очень известен в Крыму и власти отпустили его, но приказали покинуть пределы своей бывшей епархии.

Архиепископ направился в Киев где обосновался в Киево-Печерской Лавре.
В 1923 владыке было 55, но окружающим он представлялся глубоким старцем. Уже тогда он почитался в Киеве как великий подвижник, молитвенник и духоносный старец, к которому за духовными советами стекались православные из России, Украины, Белоруссии, Грузии. По воспоминаниям архиепископа Чилийского Леонтия «Жил он не для себя, а для Бога, для Церкви и для людей. Ни один православный епископ, и даже некоторые из обновленцев, впоследствии принесших покаяние, не проезжали мимо его скромного жилища, чтобы не зайти для духовной беседы».
Раздав своё имущество, включая драгоценную панагию и дав на какое-то время обет молчания, архиепископ, с наречением именем Антоний, принял великую схиму.
Ранней весной 1933 года схиархиепископ Антоний, два его келейника, отец Леонтий (Филиппович) и несколько человек из братии Киево-Печерской Лавры были арестованы. 13 марта того года в спецкорпусе Лукьяновской тюрьмы было заведено Дело № 3651 «По обвинению гр. Абашидзе А.И. в преступлении, предусмотренном ст.ст. 54-10 и 54-11 УК УССР». Его условно приговорили к 5 годам концлагеря, а потом освободили по постановлению ОСО при Коллегии ГПУ УССР. Больше чекисты его не трогали.
После освобождения схиархиепископ продолжал совершать тайные службы и рукоположения. После вторжения в пределы СССР немецкие части вошли в Киев, и вскоре в нижней части Киево-Печерской Лавры – в Ближних и Дальних пещерах – разрешили вновь открыть монастырь. Владыка Антоний поселился в домике бывшего смотрителя Ближних пещер.
Чувствуя приближение кончины, владыка Антоний громко взывал к святителю Николаю и всем святым о помощи в предстоящем пути. Скончался владыка 1 ноября 1942 года и был погребен у входа в Ближние пещеры Киево-Печерской Лавры.

На состоявшемся 14 июня 2011 года заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви, под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, был заслушан рапорт архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна, председателя Комиссии по канонизации святых УПЦ. Архиепископ Иоанн внес на рассмотрение Синода предложение о причислении к лику местночтимых святых Свято-Успенской Киево-Печерской лавры схиархиепископа Антония (Абашидзе) (+1942). Рассмотрев житие, труды, подвиги, чудеса и учитывая народное почитание владыки Антония, Синод УПЦ постановил: благословить местное прославление и почитание схиархиепископа Антония (Абашидзе) в лике исповедников, утвердить его иконописное изображение, останки преподобного схиархиепископа Антония считать святыми мощами. Память святого преподобного схиархиепископа Антония, исповедника, Синод постановил совершать 19 октября/1 ноября, в день его кончины.