4 сентября 2014 года исполнилось 39 лет со дня преставления ко Господу приснопамятного митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Иосифа (Чернова †1975). В день кончины блаженного старца и исповедника веры в храмах Православной Церкви Казахстана прошли заупокойные богослужения.
В полдень на Центральном алматинском кладбище у могилы Преосвященного владыки митрополита Иосифа состоялась панихида с участием духовенства Алма-Аты и Алма-Атинской области, которую возглавил Управляющий делами Православной Церкви Казахстана епископ Каскеленский Геннадий.
За богослужением молились: секретарь Казахстанского Митрополичьего округа, Заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников; настоятельница Иверско-Серафимовского женского монастыря игумения Любовь (Якушкина) с сестрами обители; руководитель службы протокола Округа протодиакон Роман Головин; сотрудники Алма-Атинского епархиального управления; студенты Алма-Атинской православной духовной семинарии; воспитанники воскресных школ города.
Песнопения панихиды исполнял мужской хор Алма-Атинской семинарии под управлением иеродиакона Игоря (Доброзорова).
Посетить место захоронения и молитвенно почтить память святителя пришли сотни православных алматинцев.
В завершение секретарь Митрополичьего округа О.Н. Овчинников возложил на могилу святителя букет цветов.
Из книги архимандрита Иосифа (Еременко) «Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф: ''Если б люди знали, как они прекрасны…''. К 120-летию со дня рождения».
Век ХХ – эпоха невиданных прежде (даже в общечеловеческом масштабе) духовных катастроф, революционных смятений, гражданских и мировых воин. Последуя Христу, Русская Православная Церковь взошла в ХХ веке на свою Голгофу, день за днем, год за годом распинаемая новой богоборческой властью.
Начиная с 1917 года, вся Православная Церковь в целом приняла на себя невиданный доселе удар: Небесный полк мучеников-страстотерпцев и исповедников начал пополняться отныне тысячами и тысячами воинов Христовых. Казахстан стал в ХХ веке местом великих мучений и великой славы сотен тысяч православных архиереев, священников, монашествующих и простых мирян. Некоторые из них были канонизированы и составили Собор новомучеников и исповедников Казахстанских. Другие не были официально прославлены в лике святых, но оставили неизгладимый след в сердцах верующих и в духовной истории благословенного Казахстана.
Одним из таких исповедников Православия на Казахстанской земле был владыка митрополит Иосиф.
Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (в миру Иван Михайлович Чернов) родился в белорусском Могилеве-на-Днепре 2/15 июня 1893 г., в день памяти великомученика Иоанна Нового, Сочавского, в честь которого и был назван при крещении. Через три года он осиротел. Мать его, Евдокия, скончалась, и отец, Михаил, занимавший одну из низших военных должностей, вынужден был брать сына с собой в казармы, где преимущественно среди солдат проходило детство, о котором впоследствии митрополит вспоминал так: «Я – сын роты, сын солдатов. С рук на руки, с рук на руки. Ванюшка да Ванюшка, Ваня да Ваня. И все офицеры меня знали. И командир полка меня знал и подарки мне всегда привозил в роту, когда приезжал посещать таковую».
Временами Михаил ходил с сыном в храм. Четырехлетним ребенком Иван полюбил Божественную службу, с детской любознательностью вникал в детали церковного богослужения. Характерен такой случай: однажды за Литургией, во время Херувимской песни, после великого входа, когда Царские врата закрыли и задернули завесу, он взбежал на амвон и, встав на колени, стал заглядывать под Царские врата в алтарь, с удивлением разглядывая, что там делают. Никто не бранил его, лишь после службы священник заметил отцу: «Вот, ваш Ваня в алтарь хочет попасть».
Собирая вокруг себя уличных мальчишек, Ваня представлял с ними в детских играх почти все, что видел в церкви.
Ребенок подрастал, и его определили на службу в магазин, где он должен был разливать вино и мыть посуду.
В те годы из мужского монастыря в город Могилеве совершали крестные ходы с чудотворной иконой Божией Матери «Белыничской». Ваня Чернов вместе с другими детьми с цветами радостно встречал в Могилеве чудотворный образ Божией Матери.
«В Могилеве, – вспоминал митрополит Иосиф, – встречал ее весь народ и войско, все за город выходили. И маленькие дети в красивых костюмчиках шли с красивыми корзиночками (особенно девочек было много) и бросали к подножию крестного хода цветы. Я тоже занимался тем. Накануне я брал кое-каких мальчиков, которые посильнее были и постарше, и мы ходили километров за семь в лес. Икону всегда приносили в конце мая. Уже цвел лесной ландыш. Набирали большую корзину ландышей, спускали их на ночь в подвал, а наутро раскладывали ландыши в три корзины – три пункта было, где корзины должны держать хлопцы. Одна корзиночка кончается, пустая отдается, берут полную. И вот как-то один квартал еще остался, а цветов уже не хватает. Что делать? Я говорю: "Матерь Божия, цветов не хватает!" И бросился я на Губернаторскую гору. Цветы побоялся рвать – высекут, так я нарвал всякой зелени: и лопухи, и крапиву, и что хотите нарвал в корзину – и бросал все это до самого монастыря…
И когда впервые меня в ссылку посылали, когда из тюрьмы меня вели в вагон… Давно-давно это было, я был тогда игуменом только, в 25-м году, так люди, которые меня знали и мою службу слушали, они всего меня обсыпали – это была осень – белой астрой. Тогда я только вспомнил: вот тебе цветы от Матери Божией. Я шел, а вокруг меня <…> конвой с винтовками. Я шел тогда и вспоминал: вот сыпят на тебя цветы Царицы Небесной за тот бурьян, который ты на Губернаторской горе рвал…»
Тогда-то в семилетнем мальчике пробудилось горячее желание уйти в монастырь, где находилась названная икона.
Заветная мечта осуществилась лишь девять лет спустя, в 1910 году, когда родные благословили шестнадцатилетнего юношу в Белынечский монастырь. Осуществлению желания будущего подвижника содействовали усердные молитвы Вани к преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, по благословению которой он и вступил на иноческий путь.
В 1910 году в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь из Киево-Печерской Лавры переносили мощи преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. В мае мощи преподобной Евфросинии прибыли в Могилев. В городском соборе у раки преподобной при стечении множества паломников всех сословий и возрастов совершались торжественные богослужения. Простояв почти всю ночь в соборе, Ваня только к утру смог приложиться к святым мощам преподобной. На следующую ночь он увидел во сне, как мощи выносили из собора. В это время преподобная поднялась и благословила его. Утром Ваня уже знал: «В монастырь!» Получив рекомендательное письмо от директора мужской гимназии, где работал Ванин дядя сторожем, к настоятелю Белыничского монастыря, Ваня со своим братом пешком отправился в Белыничи. В пути их догнал настоятель монастыря архимандрит Арсений (Смоленец; †19.02.1937 в ссылке в сане архиепископа Семипалатинского) и, прочтя рекомендательное письмо, сказал: «Мальчик, ты уже принят в монастырь». На следующий день, по прибытии в монастырь, Ваня получил послушание сделать уборку у Белыничской иконы Божией Матери. Икона находилась в центре сложной скульптурной барочной композиции главного пристенного алтаря. Здесь, в апсиде храма, после организации закрытого алтарного пространства по православной традиции, для доступа верующих к иконе у основания второго яруса прежнего (католического) алтаря была устроена площадка с двумя чугунными лестницами. Митрополит Иосиф вспоминал: «Мне было поручено убрать у Царицы Небесной на той площадке, где икона чудотворная по польскому обычаю находится над алтарем, Белыничская икона. Я на коленочки встал перед иконой (босиком был) и говорю: "Матерь Божия, прими же меня в Свой монастырь, буду всех слушаться, и молиться буду, и работать". И с этого момента посыпалось на меня, как выражаются, земное счастье».
Царица Небесная приняла Ивана Чернова в Свой монастырь и потом, уже монаха Иосифа, всегда защищала от всех опасностей в фашистской тюрьме, в большевистском лагере, в ссылке и на архиерейской кафедре, от чужих и от своих, лишенных стыда и совести, усугубляла его радости и смягчала горе цветами.
Поэтому на могиле митрополита Иосифа всегда – живые цветы, цветы от Матери Божией за ту охапку бурьяна, которую он с детской любовью и непосредственностью преподнес Ей когда-то… Под Ее Материнским Покровом он прошел путь от послушника до архиерея, став Небесным покровителем всей Казахстанской земли…
Когда Иван пришел в Белыничский Рождества Пресвятой Богородицы монастырь, настоятелем обители был архимандрит Арсений (Смоленец), очень образованный человек. Испытав ревностного юношу на различных монастырских послушаниях, архимандрит Арсений приметил в послушнике большие дарования, чистоту, любовь к молитве, смирение и трудолюбие. Получив назначение на епископскую кафедру, он пригласил Ваню с собой. С тех пор жизнь Ивана Чернова была связана неразрывными узами с жизнью епископа Арсения: он не разлучается с владыкой в Пятигорске, Твери, Таганроге, Ростове-на-Дону. От своего духовного отца, настоятеля и мудрого архиерея юный подвижник воспринял общее и богословское образование и дух церковности.
Иван с большим усердием и настойчивостью овладевал знаниями. Нередко, утомленный, он засыпал над книгами. Его любознательность простиралась на все области знаний. Он изучил все творения святого Иоанна Златоуста, преподобного Симеона Нового Богослова и многих других святых отцов и учителей Церкви. Чтение и общение со своим духовным отцом архиепископом Арсением сделали владыку Иосифа впоследствии замечательным проповедником, развили у него, как он сам говорил, «прекрасный стиль слова». Однажды в проповеди владыка Иосиф сказал: «Митрополита Филарета я очень рано полюбил, и, если я его отшлифованные мысли не понимал, то я имел прекрасных изящных учителей, как апостолы святые, простяки, которые имели самого изящнейшего в мире Учителя, неповторимого Учителя – Господа Иисуса Христа».
Епископ Арсений возводил Ваню и в степени священного служения. На Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, 14/27 сентября 1912 г., в Тверском Отрочем монастыре владыка совершил хиротонию своего ученика во иподиакона.
6/19 февраля 1918 г., в Неделю о блудном сыне, в городе Таганроге епископ Арсений постриг Ивана в монашество с именем Иосиф в честь святого праотца Иосифа Прекрасного. Позже митрополит Иосиф так писал о монашестве: «…монашество равно АНГЕЛЬСКОЕ – божественная философия, которая видима Богом, Ангелами и благоговейно замечается опытным оком даже мирян! Монашество – преломление самой природы! Монашество – игольное ушко! Надо войти через него в рай!»
Почитая святого, имя которого он носил, владыка Иосиф всегда совершал богослужение в Неделю святых праотцев, пред Рождеством Христовым, и произносил проповеди. Заканчивая однажды праздничное слово, он обратился к молящимся: «Так помолимся сегодня святым праотцам, чтоб они о нас помолились Господу Богу, которые очень прекрасно выполняли ненаписанный закон на бумаге, но начертанный в каждой совести человека – на сердце его.
Попросим же праведного Иосифа, чтобы он молился Господу Богу для укрепления семейных уз, за удержание страстей людей в молодых годах, да и в самой старости, и чтоб он благословил всех тех в каждой стране и в нашем государстве, которые всегда думают о том, о чем молятся верующие: "Хлеб наш насущный даждь нам днесь".
Как при Иосифе питался и не оскудел Египет в хлебе, так за его молитвы да не оскудеет никогда пшеница, вино и елей в стране нашей благодатной, русской».
Вскоре, 11/24 февраля 1918 г., владыка Арсений рукоположил монаха Иосифа во иеродиакона.
Двадцать девятого августа 1920 г. в Таганроге иеродиакон Иосиф был рукоположен владыкой Арсением во иеромонаха. Через два года – после непрерывного совершения благоговейным иеромонахом тысячи служб – владыка Арсений возложил на него наперсный крест, а еще через два года, 26 декабря 1924 г., возвел в сан игумена.
В Таганроге игумену Иосифу приходилось вести борьбу против обновленцев, которые захватили все храмы города, кроме одного Никольского собора, где служил и проповедовал отец Иосиф с преданным Православию духовенством. Когда народ понял, что имеют дело с раскольниками и предателями Православия, обновленческие храмы опустели, а Никольский собор не мог вместить всех молящихся. По навету обновленцев игумен Иосиф в 1925 году был арестован органами ГПУ и осужден на 2 года лишения свободы. Свой первый срок он отбывал в Коль-Ёле, в Коми области.
По освобождении из лагеря в 1927 году, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, архиепископ Ростовский Арсений возвел игумена Иосифа в сан архимандрита с назначением в г. Таганрог к храму святителя Николая.
Двадцать седьмого ноября 1932 г. по указу митрополита Нижегородского Сергия архимандрит Иосиф хиротонисан во епископа Таганрогского, викария Ростовской-на-Дону епархии, архиепископами Дмитровским Питиримом (Крыловым; с 1937 г. в заключении), Ростовским Николаем (Амасийским; †1945), Назарием (Блиновым; с 1928 г. – на покое), управляющим Челябинской епархией, и епископом Барнаульским Александром (Белозером; †1932).
Третьего февраля 1933 г. епископ Иосиф был назначен временно управляющим Донской и Новочеркасской епархией. Он был тогда в Ростовской области единственным оплотом Православия, удерживавшим свою паству от обновленческого раскола.
В конце Рождественского поста 1935 года епископ Иосиф был вновь арестован и осужден на 5 лет лагерей «за антисоветскую агитацию и связь с архиепископом Арсением (Смоленцом)». Для отбытия наказания владыка был направлен в Ухто-Ижемские лагеря Коми АССР.
С 6 ноября 1943 г. по 12 января 1944 г. находился в гестаповской тюрьме на оккупированной немцами территории.
После освобождения из гестаповской тюрьмы епископ Иосиф проживал в Умани, ожидая назначения на вакантную кафедру. В это время епископ Иосиф был членом Чрезвычайной государственной комиссии по выявлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков.
В том же 1944 году Патриархом Сергием епископ Иосиф был вызван в патриархию. Но доехал на автомашине только до Киева, где был арестован органами НКВД и препровожден в Москву. Во время следствия его допрашивали, пытаясь узнать, как он остался в живых, поскольку в немецких списках числился как расстрелянный. Его объяснению не поверили и отправили в Ростов, где в течение двух лет он находился в тюрьме «за связь с немцами».
В 1946 году приговорен к 10 годам лагерей и направлен в ЧЕЛЯБЛАГ.
Из Челябинского лагеря епископ Иосиф 25 апреля 1948 г. был переведен в особый лагерь МВД – КАРЛАГ.
В 1954 году освобожден из КАРЛАГа и этапирован в ссылку в поселок Ак-Кудук Кокчетавской области.
Шестого апреля 1956 г. епископ Иосиф был «освобожден от дальнейшего нахождения в ссылке на основании приказа Генерального Прокурора СССР и КГБ при СМ СССР».
Вспоминая лагеря, митрополит Иосиф говорил, что это было, конечно, тяжелое время. Он много голодал, умирал от жажды, чудесным образом избежал расстрела. Только по милости Божией владыка остался жив. При всех испытаниях он сохранял живую веру. Эта вера укрепляла его на жизненном пути, согревала, а он согревал ею всех, с кем соприкасался в этой жизни.
Двадцать второго ноября 1956 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский; †17.04.1970) назначил епископа Иосифа в г. Петропавловск викарием Алма-Атинской епархии.
Восемнадцатого марта 1957 г. образована самостоятельная Петропавловская епархия, и епископ Иосиф был назначен управляющим с титулом «Петропавловский и Кустанайский».
Двадцать пятого февраля 1958 г. Патриархом Московским и всея Руси Алексием I возведен в сан архиепископа.
С 15 сентября 1960 г. назначен на Алма-Атинскую кафедру. Решением Священного Синода Петропавловская епархия была ликвидирована с передачей всех храмов Алма-Атинско-Казахстанской епархии.
В 1963 году архиепископу Иосифу был дарован крест на клобук и орден святого равноапостольного князя Владимира I степени.
Двадцать пятого февраля 1968 г., в день празднования Иверской иконе Божией Матери и памяти святителя Алексея, митрополита Московского, Патриарх Московский и всея Руси Алексий I возвел архиепископа Иосифа сан митрополита.
Богослужения, совершаемые владыкой, отличались благолепием и молитвенностью. Владыка хорошо знал богослужение на греческом языке, чему способствовало его в свое время общение с иноками таганрогского греческого монастыря.
Митрополит Иосиф был выдающимся проповедником. Он старался проповедовать за каждым богослужением и говорил как власть имеющий. Его проповеди отличались особой живостью, образностью и поэтичностью. Владыка желал донести до слушающих, прежде всего, смысл Евангельского повествования, которое читалось за Литургией, раскрыть его содержание более широко, более картинно и производил сильное впечатление на верующих, которые еще долго обсуждали между собой услышанное.
В 1972 году, в связи с 40-летием архиерейского служения, во внимание к усердному служению Церкви Божией, Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков; †3.03.1990) даровал митрополиту Иосифу право ношения двух панагий.
Подписи митрополита Иосифа имеются на Патриарших Томосах о даровании автономии Японской Православной Церкви и автокефалии Американской Православной Церкви, а также на Грамоте Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 г., утверждающей избрание Патриарха Московского и всея Руси Пимена. Митрополит Иосиф участвовал в интронизации Патриарха Пимена 3 июня 1971 г.
В своей жизни митрополит Иосиф с особой силой чтил Божию Матерь. Сохранились такие его высказывания о Пречистой: «Царица Небесная в мир пришла, как утренняя звездочка, возвещавшая: вот-вот будет восход солнца. Рождение Царицы Небесной – как настоящая утренняя звезда. И в Писании это воспоминается Священном, Она предшествовала вечному Солнцу, пришедшему в мир – Иисусу Христу, вечному Теплу, вечному Свету и вечной Жизни. Как без солнца жизни на планете не могло быть, так и без воплощения Сына Божия все б замерзло на разуме и сердце было б замкнутое на большой замок и не могло быть бы красоты и лучезарности и тепла христианства»; «Кто читает акафист иконе Божией Матери, тот должен быть почитателем иноческого равноангельского жития. Так как здесь связано оно с девством Владычицы».
Митрополит Иосиф очень почитал отца Иоанна Кронштадтского, называя его святителем Николаем нашей эпохи. В его комнате висел большой портрет этого праведника. Владыка Иосиф чтил и праведного Симеона Верхотурского и говорил, не он, а Симеон Верхотурский управляет его епархией.
Митрополит Иосиф известен как гимнограф. Он составлял молитвы, которые читал на молебнах: в день 25-летия Патриаршества Святейшего Патриарха Алексия I (1970 год), всем русским святым (1971 год). Известны три акафиста, им составленные: преподобной Пелагии, святителю Павлу исповеднику, архиепископу Цареградскому, великомученику Иакову Персиянину, праведному Иосифу Прекрасному. Они были составлены в Азове в 1942 году. Иконы с частицами мощей этих святых находились в домовом храме митрополита. К тому же следует добавить, что, будучи в Твери (1912 – 1917 гг.), в Отроче монастыре, послушник Ваня составил не сохранившийся акафист скончавшемуся там святителю Филиппу (†1569), который имел такой припев: «Радуйся, священномучениче Филиппе, Московский и всея России чудотворче».
Владыка любил классическую музыку, и в только что открывшемся магазине "Мелодия" я покупал для него пластинки. Это было моим "послушанием": ходить в магазин, просматривать новинки, рассказывать владыке, а он уже решал, что необходимо приобрести. Таким же образом я покупал для него книги.
В 1957 году, будучи в Петропавловске, владыка Иосиф написал в книге Священного Писания:
«Св. Евангелие не только иметь, – но и знать надо! – Обязанность христианина!»;
«Ленивому мозгу и само Евангелие не дается!»;
«Лентяев не любит и Сам Бог!»;
«Читающему Св. Евангелие Бог посылает дивное равновесие мысли и движение сердца к радости и перенесению временных земных невзгод!»
Преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского охарактеризовал так:
«Если преподобный Сергий – духовный игумен земли русской, то преподобный Серафим – духовник».
Имея поэтическое дарование, митрополит Иосиф в письмах своим духовным чадам давал очень меткие характеристики городам своей епархии:
об Алма-Ате:
– благословенная Аркадия
– Казахстанская снегурочка
– снежная
– солнечная
– благодатная
– приветливая
– бархатная
– разукрашенная кистью времени
– разукрашенная во все классические цвета рукой золотой осени
– красивый Целиноград [ныне – Астана]
– благословенная Караганда
– благородная Осакаровка
– о Петропавловске: старомодный город на пороге Сибири
– серьезный Павлодар
– старинный Уральск
– деловой Чимкент
– старинный Джамбул [ныне – Тараз].
В письмах последних лет владыка нередко упоминал о своих недугах: «Почти не хвораю, а если немножко, то по закону уже»; «Мы живем, служим, немножко летаем и чуточку для порядка хвораем»; «Готовлюсь к Варваре святой и храму святителю Николая, а сам гриппую. Здесь ходит грипп. Это – дондеже установится зима, а пока еще запоздалая осень»; «А нам, старикам, пора вещи чемоданить в невозвратный путь. Такова Богом установленная природа земнородным! Там счастья много увидим, а как получить его, хотя частицу, зависит от наших еще на земле, здесь дел… О, чудесе!»
Последнее богослужение митрополит Иосиф совершил в день погребения Божией Матери, в пятницу 29 августа, вечером. Обнося плащаницу вокруг собора, владыка сказал: «Вот-вот и мое скоро наступит успение».
И оно действительно наступило скоро…
Четвертого сентября 1975 г. в городе Алма-Ате на 83 году жизни митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф закончил свой земной путь.
Седьмого сентября архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Варфоломей (Гондаровский; †1988) совершил заупокойную Божественную Литургию в сослужении 38 священников и трех диаконов. Отпевание было совершено по чину святительского погребения, составленному митрополитом Куйбышевским и Сызранским Мануилом (Лемешевским; †1968). В книге, содержащей это чинопоследование, рукой владыки Иосифа написано: «Собственность архиепископа Алма-Атинского Иосифа. Подарок от митрополита Мануила – автора этого трогательного чина. По этому чину прошу меня отпеть, а эта книга останется кафедре. Архиепископ Иосиф. Конец 1965 года. Алма-Ата».
Похоронен митрополит Иосиф на городском кладбище Алма-Аты рядом со своим святым предшественником – святителем Николаем, митрополитом Алма-Атинским и Казахстанским, исповедником.
ИСТОЧНИКИ
1. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д.154. Л. 6, 12 об.
2. Журнал Московской Патриархии. 1975. № 12.
3. Василий (Кривошеин), архиепископ. Воспоминания. Нижний Новгород, Издательство Братства Во Имя Святого Князя Александра Невского, 1998.
4. Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов). // Автор-сост. архимандрит Макарий (Веретенников). Москва, 2013.
5. Королева В. Свет радости в мире печали. Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф. Алматы, 2012.
6. Страж Дома Господня. Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский). Жертвенный подвиг стояния в истине Православия // Автор-сост. Фомин С.М. М., Издательство «Правило веры», 2003.
7. Макарий (Веретенников), архимандрит. Иосиф, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский. Статья.
8. «Осталась светлая память…» К 35-летию со дня блаженной кончины митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Иосифа (Чернова). Архимандрит Макарий (Веретенников), протоиерей Владимир Ригин, архимандрит Иосиф (Пустоутов).
9. Личный архив архимандрита Иосифа (Еременко).