21 августа 2014 года – празднование явления чудотворной Толгской иконы Божией Матери и день памяти священномученика Никодима, архиепископа Костромского.
Толгский образ Богоматери, являющийся покровителем Ярославской земли, – одна из наиболее почитаемых в России и во всем христианском мире святынь, от которой произошло множество чудес. В этом году Русская Православная Церковь торжественно отмечает 700–летие явления Толгской иконы Царицы Небесной и основание Свято-Введенского Толгского монастыря.
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр возглавил Божественную Литургию в Софийском соборе Иверско-Серафимовского женского монастыря города Алма-Аты.
Главе Казахстанского Митрополичьего округа сослужили: настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» города Алма-Аты протоиерей Евгений Воробьев; руководитель Издательского отдела Митрополичьего округа архимандрит Иосиф (Еременко); председатель Комиссии по делам молодежи Округа, благочинный Иссыкского церковного округа игумен Игнатий (Сидоренко); благочинный Отеген-Батырского церковного округа протоиерей Сергий Коноплев; настоятели и духовенство храмов Южной столицы. Диаконский чин возглавил протодиакон Вознесенского кафедрального собора Николай Гринкевич.
По сугубой ектении архипастырь вознес молитву о мире на Украине.
Литургические песнопения песнопения исполнял хор Софийского собора под управлением О. Шульженко.
За богослужением молились: настоятельница Иверско-Серафимовского женского монастыря игумения Любовь (Якушкина) с насельницами обители, сотрудники Алма-Атинского епархиального управлении, православные жители Южной столицы.
После запричастного стиха проповедь произнес архимандрит Иосиф (Еременко).
Литургия завершилась славлением Преображению Господню, Толгской иконе Божией Матери и священномученику Никодиму Костромскому, по окончании которого митрополит Александр обратился к участникам богослужения с архипастырским словом.
В своей проповеди владыка митрополит рассказал о жизни и мученической кончине святителя Никодима и призвал всех вдохновляться примером его пастырских трудов и исповедничества.
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, до своего назначения на Казахстанскую кафедру, более двадцати лет возглавлял Костромскую и Галичскую епархию. Владыка Александр стал инициатором канонизации новомучеников и исповедников XX века, совершивших свой подвиг в годы безбожных гонений на Церковь на Костромской земле. В числе костромских подвижников веры и благочестия своими подвигами и страданиями прославил Господа священномученик архиепископ Никодим (Кротков).
Подвижнической жизни, страданиям и мученической кончине архиепископа Никодима владыка Александр посвятил большой научный труд: «Священномученик Никодим: жизнь, отданная Богу и людям».
«Священномученик Никодим, причисленный к лику местночтимых святых Костромской епархии в 1995 году, занимает особое место в истории Костромского края. Разделивший судьбу Церкви и народа Божия в XX столетии, возглавивший Костромскую епархию в самые трагические годы ее бытия, он остался в нашей памяти как мученик, истинный исповедник веры Христовой, до конца сохранивший верность долгу архипастырского служения.
Владыка Никодим — святой новейшего времени; еще недавно жили люди, знавшие его, сохранились храмы, в которых он совершал богослужения, дома, в которых жил святитель. Поэтому его образ нам особенно близок и в то же время исполнен духовного величия: ведь в его архиерейском служении и мученическом подвиге мы видим отражение всей истории Русской Православной Церкви XX века. Как и все новомученики нашей Церкви - архипастыри, пастыри и миряне, принявшие страдальческую кончину за исповедание веры Христовой после событий 1917 года — святитель Никодим своим житием обращает нашу мысль к подвигу мучеников и исповедников первых веков христианства, кровью которых созидалась Церковь Божия.
Судьба святителя неотделима от истории России в XX столетии. В этапах его биографии отражаются значимые события российской истории: революция 1905 года, убийство П.А. Столыпина, Первая мировая война, революция 1917 года, церковный раскол на Украине, гражданская война, обновленческий раскол 20-х годов... В то же время жизнь священномученика Никодима неразрывно связана с историей его родного Костромского края. Святитель, происходивший из старинного священнического рода (все его предки, начиная с прадеда, служили в Нерехтском уезде), в детстве жил в нескольких селах Нерехтского и Костромского уездов, окончил Костромское Духовное училище и Костромскую Духовную семинарию, был учителем церковноприходской школы в селе Олешь Галичского уезда. В Костроме совершилось рукоположение будущего новомученика во священный сан. После нескольких десятилетий служения на Кавказе, в Пскове, в Молдавии, на Украине, и Крыму и Средней Азии в 1932 году святитель Никодим вернулся на родину, и его архиерейское служение на Костромской кафедре в 1932-1936 годах, в условиях все более и более ужесточающихся гонений на Церковь, стало главным периодом его жизни, увенчанной мученическим подвигом.
Святитель Никодим - истинный мученик. Из 21 года своей жизни в послереволюционное время он, уже немолодой и болезненный человек, около 13 лет провел в тюрьмах и ссылках. Последние 2 года перед кончиной он находился в заключении в ярославской тюрьме в Коровниках, где в 1938 году и окончился его земной путь.
27 марта 1995 года, в день празднования чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери, совершилось прославление священномученика Никодима в лике местночтимых святых Костромской епархии. Его канонизация стала данью памяти и всем новомученикам Костромского края, известным и не известным нам. Эта книга — первый опыт описания жизни святителя Никодима, необычайно богатой событиями и существенно расширяющей круг наших знаний о новейшей истории Русской Православной Церкви на основании имеющихся документальных свидетельств».
Из предисловия к книге «Священномученик Никодим: жизнь, отданная Богу и людям».
Тропарь святому священномученнику Никодиму, глас 4:
Костромскаго края украшение, новомучениче святителю Никодиме, веру Православную твердо исповедуя, от безбожных неправедно осужден быв, в заточении многая страдания претерпев, венец мученический восприял еси. Ныне же предстоя Престолу Божию со Пречистою Богородицею и всеми святыми усердно Христу молися даровати нам веры отеческия утверждение, мир и велию милость.
Кондак святому священномученнику Никодиму, глас 2:
Мужественный Российский исповедниче, истинный подвижниче благочестия священномучениче Никодиме, избранниче Божия Матере, днесь память твоя светло прославляется. Мы же дерзновенно тебе возопиим: моли Христа Бога спасти души наша.