18 ноября 2012 года, в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную Литургию в Вознесенском кафедральном соборе Алма-Аты.
Накануне вечером, митрополит Александр возглавил всенощное бдение в главном храме Южной столицы.
Главе Православной Церкви Казахстана сослужили: епископ Каскеленский Геннадий, викарий Астанайской епархии, Управляющий делами Казахстанского Митрополичьего Округа, благочинный храмов Алма-Аты протоиерей Валерий Захаров; руководитель издательского Отдела Митрополичьего Округа архимандрит Иосиф (Еременко); игумен Феодосий (Белобородов); ключарь Вознесенского собора протоиерей Александр Суворов; руководители отделов Митрополичьего Округа в священном сане; клирики собора и духовенство храмов Южной столицы.
За богослужением молились сотрудники Алматинского епархиального управления; Председатель Координационного Совета русских, казачьих и славянских организаций Казахстана, Верховный Атаман Союза казачьих общественных объединений Казахстана Ю.Ф. Захаров.
По благословению митрополита Александра в этот воскресный день в Вознесенском кафедральном соборе песнопения Литургии были исполнены на музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Богослужебные песнопения в авторстве П.И. Чайковского прозвучали в исполнении хора Казахстанского Митрополичьего Округа под управлением Заслуженного деятеля искусств России О.Н. Овчинникова.
По окончании Литургии была совершена лития об упокоении новопреставленных Святейшего Патриарха Болгарского Максима и клириков Костромской епархии – протоиерея Анатолия Коркина и протодиакона Михаила Мухачева, скоропостижно скончавшегося накануне, а также великого русского композитора Петра Ильича Чайковского со сродниками.
Приснопамятные протоиерей Анатолий Коркин, являвшийся на протяжении полувека настоятелем Крестовоздвиженского храма города Нерехты Костромской области, и протодиакон Михаил Мухачев, исполнявший более десяти лет послушание помощника ключаря Богоявленско-Анастасииного собора Костромы, были усердными помощниками владыки Александра, возглавлявшего Костромскую епархию с 1989 по 2010 год, в деле воссоздания порушенных святынь Северной Фиваиды и возрождения Православия на древней Костромской земле.
В завершение богослужения митрополит Александр поздравил собравшихся с радостью воскресного дня и обратился с проповедью на тему евангельского чтения.
Исполнение песнопений Божественной Литургии на музыку П.И. Чайковского хором Казахстанского Митрополичьего Округа в ближайшее воскресенье к дню памяти великого русского композитора становится доброй традицией Алматинской епархии.
Петр Ильич Чайковский был первым из русских композиторов, кто написал музыку Литургии по чину святителя Иоанна Златоуста как единое и целостное произведение. "Литургия" непосредственно следует за крупнейшими сочинениями Чайковского второй половины 1870-х - Четвертой симфонией и "Евгением Онегиным".
Партитура произведения была закончена в мае 1878 года, а первое исполнение музыки Литургии святителя Иоанна Златоуста состоялось в киевской университетской церкви в июне 1879 года. Чайковский был рад, что премьера прошла именно в церкви, но это было единственное при жизни композитора исполнение Литургии во время богослужения. В Москве Литургия свт. Иоанна Златоуста на музыку Чайковского была исполнена в закрытом духовном концерте Консерватории в ноябре 1880 года, а затем в экстренном собрании Русского музыкального общества 18 декабря 1880 года в исполнении хора П. И. Сахарова. Публика с воодушевлением приняла произведение, но отзывы прессы были противоречивы. После московской премьеры на исполнение Литургии свт. Иоанна Златоуста Чайковского в храмах был наложен запрет, который был снят лишь после смерти композитора. Синодальный хор, исполнивший Литургию на московской панихиде по композитору, с тех пор ежегодно пел ее в день памяти Чайковского. Та же традиция поддерживалась до октябрьского переворота 1917 года в соборе Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга, где отпевали Петра Ильича.
Литургия по чину Св. Иоанна Златоуста Чайковского во второй половине XIX века в России стала первой смелой попыткой крупного светского композитора создать полностью авторскую музыку к православному богослужению. Композитор признавался, что созданное им сочинение – попытка возвратить русской церковной музыке самобытность, насильно от нее отторгнутую.
В этой музыке Чайковский стремился выразить прежде всего свое религиозное и эмоциональное восприятие ключевых моментов службы. Он писал: «Я чувствую, что начинаю уметь любить Бога, чего прежде не умел. Я уже часто нахожу неизъяснимое наслаждение в том, что преклоняюсь пред неисповедимою, но несомненною для меня Премудростию Божиею. Я часто со слезами молюсь Ему и прошу Его дать мне смирение и любовь, прошу Его простить меня, вразумить меня, а главное, мне сладко говорить Ему: «Господи, да будет воля Твоя», - ибо я знаю, что воля Его святая…».
«Литургия» Чайковского исполняется редко даже в концертном варианте. Знаменитый хор храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Ордынке (г. Москва) под управлением Н.В. Матвеева возродил старую традицию Синодального хора – ежегодное исполнение этого произведения П.И. Чайковского в день кончины великого композитора.