Архив официального сайта mitropolia.kz

Вербное Воскресение в Алматы

Печать PDF

Вербное Воскресение в Алматы28 марта весь православный мир торжественно совершал воспоминание евангельского события, предваряющего последние дни земной жизни нашего Спасителя, - Вход Господень в Иерусалим. Для православных жителей «южной столицы» Казахстана, города Алматы, этот день стал праздничным вдвойне:

 

паства Астанайской и Алматинской епархии встречала своего нового архипастыря – Высокопреосвященнейшего архиепископа Александра.
Перед началом Божественной Литургии духовенство города и многочисленные прихожане выстроились в центральных вратах Вознесенского кафедрального собора города Алматы. Кроме традиционных веточек вербы у многих в руках были букеты цветов для нового Владыки. Под колокольный трезвон, радостные возгласы богомольцев и праздничные песнопения новый Управляющий Астанайской и Алматинской епархией, глава митрополичьего округа в Республике Казахстан, архиепископ Александр взошел на историческую кафедру преосвященных Семиречья под сводами величественного Вознесенского собора.
Количество собравшихся на этот сугубый праздник было настолько велико, что многим пришлось стоять на улице. Как особый знак милости Божией молящиеся в храме люди восприняли солнечные лучи, прорвавшиеся во время богослужения сквозь плотные тучи пасмурного неба и цветные стекла окон и расцветившие радужными лучами убранство собора.

После окончания Божественной Литургии и чина освящения «ваий» - ветвей вербы Владыка Александр стоя на амвоне, облаченный в архиерейскую мантию, с архипастырским жезлом в руках, принимал слова поздравлений. От лица духовенства приветственную речь произнес настоятель Свято-Никольского храма города Алматы протоиерей Валерий Захаров. Владыку также поздравили: Генеральный консул Российской Федерации в Алматы Б.Б.Мещанинов, главный инспектор акима города Алматы по вопросам работы с религиозными объединениями В.А. Иванов, представители от казачества Республики Казахстан и Духовного Управления мусульман Казахстана.
В своем слове, произнесенном по окончании богослужения, архиепископ Александр отметил одну из важных задач, стоящую в настоящее время перед Церковью Христовой: свидетельство окружающему миру о фундаментальных нормах человеческого общежития, основанных на началах любви к Богу и ближним, доверии и уважении. Владыка призвал всех верующих к преодолению греховного разделения, добрососедству и укреплению традиций мирного сосуществования различных народов, социальных групп и общностей, проживающих на благословенной земле Казахстана.
Владыка преподнес особый дар Вознесенскому кафедральному собору и всем жителям Алматы – список «мера в меру», точную копию чудотворного Феодоровского образа Божией Матери, который находится в городе Костроме. 
Сама икона, написанная еще апостолом Лукою, была обретена святым благоверным князем Георгием Всеволодовичем в часовне близ волжского города Городца. В середине XII века на месте обретения был основан Феодоровский Гродецкий монастырь, где и хранилась святыня. 
Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери стала венчальным образом святого благоверного князя Александра Невского, постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом. С ней он защищал северные рубежи Отечества и совершал дипломатические путешествия в Золотую Орду.
После кончины святого князя Александра войска Батыя разорили и сожгли древний Городец, все его жители бежали из этих мест, и считалось, что икона погибла в огне пожара. В 1239 году костромской князь Василий Георгиевич во время охоты обнаружил в лесу, висящую на сосне икону. Это и была пропавшая Городецкая святыня. Князь попытался снять ее, но образ поднялся в воздух. Тем временем костромичи узрели дивное видение: они увидели, как перед явлением иконы князю нес ее по городу светлый муж в богатых воинских одеждах. Был сей муж очень похож на святого великомученика Феодора Стратилата, как изображается он на иконах. Только когда костромичи, узнав о чуде, пришли к этому месту крестным ходом и отслужили молебен, икону смогли снять с сосны. Чудесное видение благочестивых граждан Костромы, а также соборный храм во имя великомученика Феодора Стратилата, в котором икона поставлена, дали повод наименовать обретенную князем икону Богоматери Феодоровской.
Спустя три с лишним века именно перед ликом Феодоровской инокиня Марфа благословила своего юного сына Михаила Федоровича на царский престол. Он долго не решался дать свое согласие, и тогда архиепископ Феодорит, взяв в руки икону, сказал ему и его матери: «Если не склоняетесь на милость ради нас, по крайней мере ради чудотворного образа Царицы всех и Богоматери не преслушайтесь и сотворите повеленное вам от Бога. Ибо воистину от Бога вы избраны. Не прогневайте всех Владыку и Бога». Инокиня Марфа поверглась ниц перед иконой и долго молилась, потом подвела к Феодоровской сына, благословила его и сказала: «Тебе, Владычице, поручаю сына моего! Да будет Твоя святая воля над ним». Избранный царь немедленно был возведен на престол. Было это в 1613 году, 14 марта, и потому в этот день было установлено празднование Феодоровской иконе. 
Воцарение Михаила Федоровича знаменовало собою окончание смутного времени на Руси. Феодоровская икона особо почиталась всей династией Романовых, и в послепетровское время принимавшим Православие иноверным невестам наследников русского престола именно в ее честь давалось обычно отчество Феодоровна. Как некогда совершилось перед этой иконой поставление на царство первого царя из династии Романовых, так и сопровождала она до самой мученической кончины последнего государя и его семью. Царица-мученица Александра Феодоровна особенно чтила Феодоровскую икону. В Царском Селе ею был выстроен Феодоровский собор с Феодоровским городком вокруг него. В доме Ипатьева в Екатеринбурге после кровавой расправы над царской семьей был найден образ Богоматери Феодоровской, без которого Александра Феодоровна никуда не выезжала.
В 1930-х годах костромской Успенский собор — место постоянного многовекового пребывания иконы — был разрушен. Однако икона не попала в руки безбожников, а была передана сначала в церковь Иоанна Златоуста, а затем в храм Воскресения на Дебре, долгие годы служивший кафедральным собором Костромской епархии. Перед этим образом никогда не прекращалось народное моление. В 1991 году главная святыня Костромы была торжественно перенесена в восстановленный после страшного пожара 1982 года и возвращенный церкви Богоявленско-Анастасьинский кафедральный собор Костромы, где и пребывает ныне.
Паства Астанайской и Алматинской епархии, все православные христиане Митрополичьего округа в Республике Казахстан от всего сердца приветствуют своего отца и архипастыря, желают всещедрой милости Божией и заступления Царицы Небесной во всех трудах и начинаниях.
Многая лета, дорогой Владыко! Ис пола эти дэспота!