Архив официального сайта mitropolia.kz

«Служи Господу верой, правдой, благолепием, чистым сердцем и светлой душой». Интервью протодиакона Николая Гринкевича сайту mitropolia.kz

Печать PDF

«Служи Господу верой, правдой, благолепием, чистым сердцем и светлой душой». Интервью протодиакона Николая Гринкевича сайту Mitropolia.kzОтец Николай, расскажите о своем детстве. Кем Вы мечтали стать?

 

 

 

Поскольку мне посчастливилось родиться в семье творческих людей, и ввиду того, что я с раннего детства занимался музыкой, мне хотелось посвятить свою жизнь творчеству. Правда, мои предпочтения в вопросе выбора будущей профессии все время менялись: я хотел быть и театральным режиссером, и певцом, и дирижером. Но важно то, что я ни на секунду не сомневался в том, что изберу творческий путь.

Вы сказали, что Вы родились в творческой семье. Кем были Ваши родители и чем они занимались?

Моя семья происходит из известного старинного рода купцов Альтуховых из Камышина, что на Волге. Думаю, эта фамилия многим знакома, ведь имена братьев Альтуховых всегда были олицетворением богатства и достатка. В результате октябрьского переворота 1917 года и последующей гражданской войны Альтуховы в числе четырех с половиной тысяч русских беженцев укрылись в английском лагере в местечке Телль-аль-Кебир, в Египте. Затем была жизнь в Болгарии.

 В 1956 году с первой волной репатриантов моя бабушка, Мария Альтухова (по мужу Гринкевич), вместе с мужем и сыном (моим отцом) решили вернуться на родину. Но их мечтам не суждено было сбыться: поезд привез их не в родной Камышин, а на целину Казахстана. С этого момента у них началась новая жизнь на новой земле.

Так вот мой отец, Николай Гринкевич, был очень талантливый и разносторонним человеком с невероятным по красоте голосом, его даже сравнивали с Шаляпиным. Благодаря своим вокальным данным, он смог перебраться в столицу и стать завлитом оперного театра в Алма-Ате. Кроме того, он был членом союза журналистов Казахстана, и даже написал книгу «Строки, судьбы, имена». Он закончил Софийскую консерваторию и Софийскую Академию художеств по специальности художник-декоратор, учился на историческом факультете Софийского университета по специальности археология. Его любовь к прекрасному также проявлялась в том, что он коллекционировал книги, иконы, медали и другие уникальные предметы русской старины, которые удавалось собрать во время поездок оперного театра на гастроли в разные города. К сожалению, моего отца не стало в 1985 году.

Мои бабушка и мама тоже были творческими личностями: мама закончила консерваторий и сорок лет преподавала в институте, а бабушка была блестящей пианисткой. Поэтому, само собой разумеется, что я впитал в себя эту творческую атмосферу и мечтал продолжить семейную династию.

Выходит, Ваш красивый и сильный голос достался Вам от отца?

У моего отца был роскошный бас, который поражал и восхищал всех слушателей. Могу предположить, что мои вокальные способности передались мне от него.

…и, видя ваши музыкальные и вокальные способности, родители отдали Вас на занятия вокалом?

Признаться, никогда не занимался вокалом. Господь одарил меня хорошим голосом и слухом.

Отец Николай, расскажите, как произошла Ваша встреча с Богом и Церковью? Ведь Вы мечтали, насколько я понимаю, о светской музыкальной деятельности.

Мои отец и мать были людьми глубоко верующими, поэтому они с детства прививали мне не только любовь к творчеству, но и любовь к нашей вере. Потому все это было мне близко и дорого, и Бог и Церковь не были для меня чужими. 

Учась в консерватории, это было в конце восьмидесятых годов, я пел в хоре в Никольской соборе по благословению владыки Евсевия, нынешнего митрополита Псковского и Порховского. И, благодаря этому, я очень полюбил церковную службу. На том момент меня уже посещали мысли о том, что я мог бы реализовать Богом дарованный мне вокальный и музыкальный талант в Церкви. Сначала это были абстрактные желания, потому как я все еще хотел продолжить светскую музыкальную карьеру. У меня были планы поступить учиться дальше – в Аспирантуру, были определенные перспективы. Но в один прекрасный момент в моей душе произошел какой-то перелом, пришло осознание того, что Господь не просто так одарил меня хорошим голосом. И именно тогда я окончательно пришел к мысли, что я должен употребить свои таланты, направив их в нужное русло. Так пришло решение посвятить свою жизнь служению Богу и принять диаконский сан.

Отец Николай, а кто все-таки укрепил Вас в этом желании посвятить себя Церкви? Кто рассеял все Ваши сомнения и благословил на избрание диаконского служения?

Думаю, что в моей жизни было два человека, которые повлияли на мое решение. Дело в том, что мой покойный отец был в хороших дружеских отношениях с отцом Валерием Захаровым, настоятелем нашего Свято-Никольского собора. И, можно сказать, именно отец Валерий посеял во мне зерно этих мыслей – посвятить себя служению Церкви Христовой. А впоследствии мое решение было подкреплено благословением владыки Алексия, в настоящее время он является митрополитом Тульским и Ефремовский. 

Ни для кого не секрет, что участие диакона в православном богослужении задумывается, в первую очередь, как украшение последнего, служит для придания ему торжественности. Без диакона практически немыслимо ни одно богослужение. Тяжел ли для избранный Вами путь?

Для меня это не просто послушание, это – радость. Здесь важно понимать, что диаконское служение – это не простая формальность, не набор обязанностей. Диакон должен служить добросовестно, с великой радостью, ведь именно он призывает всех к общей молитве. И эта добросовестность в служении нужна не только Богу и молящимся, но, прежде всего, нам самим.

А то, что диакон является украшением богослужения – это действительно так. Вспомним хотя бы фрагмент из истории крещения Руси, когда посланники князя Владимира, вернувшиеся из далеких греческих земель, рассказывали об увиденном ими. «… и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, – знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, служба их лучше, чем во всех других странах». Именно красота византийского обряда, заключающаяся, главным образом, в диаконском служении, определила дальнейший ход нашей истории.

Поэтому для меня этот путь никогда не был тяжелым или утомительным. На каждом богослужении я, как в первый раз, ощущаю трепет, благоговение, торжественную радость. «Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса.» (1 Тим. 3:13)

Что Вы можете посоветовать молодым диаконам? Как преодолеть страх первого богослужения, как справиться с волнением и дрожью в голосе?

Хочу сказать, что и я когда-то делал первые шаги на этом пути, и точно так же волновался, что сделаю что-нибудь не так, не так произнесу возглас, не в ту сторону повернусь. С этим неизбежно сталкиваются все, здесь нет исключений. Опыт и уверенность приходят со временем, с каждым богослужением ты учишься чему-то новому. Поначалу, конечно, думаешь лишь о собственных страхах и ошибках, но со временем начинаешь чувствовать эту торжественную радость богослужения, трепет. Если «душа наша уповает на Господа» (Пс. 32:20), и если мы усердны в молитве и чисты сердцем, то нам не нужно ничего бояться, Господь, видя наши старания, поможет нам и научит нас.

Помню, в день моей диаконской хиротонии отец подарил мне старый служебник, и написал в нем такие замечательные слова «Служи Господу верой, правдой, благолепием, чистым сердцем и светлой душой». Эти слова навсегда остались в моей памяти и стали для меня своеобразным путеводителем по жизни. А еще всегда вспоминаю слова нашего митрополита, владыки Александра, который всегда повторяет, что служить нужно так, как будто служишь последний раз.

Отец Николай, напоследок, хотелось бы услышать Ваши пожелания всем читателям нашей беседы.

Будьте тверды в вере, всегда пребывайте в духовной радости и «творите добро» (Мф. 5:4).

Читайте так же: