Архив официального сайта mitropolia.kz

В Алма-Ате состоялось открытие очередных курсов повышения квалификации церковных работников «Фавор»

Печать PDF

В Алма-Ате состоялось открытие очередных курсов повышения квалификации церковных работников «Фавор»6 февраля 2015 года. Алма-Ата. По благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра в Зале церковных собраний при Свято-Никольском соборе состоялось открытие очередных курсов повышения квалификации церковных работников «Фавор».

 

 

Темы первого занятия «Этика поведения в храме» и «Семейная этика православного христианина».

Вступительное слово произнес настоятель Свято-Никольского собора, благочинный приходов Алма-Аты протоиерей Валерий Захаров. Затем отец Валерий выступил с докладом на тему «Этика поведения в храме».

Отец благочинный затронул много важнейших аспектов, как в частной жизни христианина, так и в приходской. «Спецификой христианского нравственного учения является теснейшая связь всего ценностного содержания моральной концепции христианства с его основными вероучительными догматами о троичной сущности Творца, его отношении к миру и человеку, о греховной природе человека и необходимости спасения через веру в Бога, принесшего Себя в искупительную жертву за грехи людей».  Далее протоиерей Валерий говорил о традициях христианской нравственности, о том, что нужны ли, так называемые, «правила хорошего тона» православному человеку. «Будучи основаны на христианской любви, на Законе Божием, основы православного этикета, в отличие от светского, являются не только суммой правил поведения в той или иной ситуации, но путями утверждения души в Боге».

Также докладчик говорил о поведении прихожан, несущих церковное послушание. «Братья и сестры, несущие послушание в храмах, должны быть образцом кротости, смирения, незлобивости, терпения и самой элементарной культуры». Речь шла о том, как вести себя в храме. «Церковь - это особое место молитвенного предстояния человека пред Богом. У тех, кто уже несколько лет ходит в храм, появляется вредная и опасная привычка относиться к Дому Божию как к чему-то обыденному, где, приложившись к иконам и поставив свечи, можно решать свои житейские проблемы. Так незаметно для себя, неопытный духовно христианин начинает чувствовать себя в святом храме по-хозяйски, как "старожил", - не оттуда ли берут начало многие нестроения и немирный дух в некоторых приходах?». Упомянуто было и о крестном знамении. «Печальную картину представляют те из христиан, которые вместо крестного знамения, налагаемого с благоговением, изображают в воздухе перед грудью нечто непонятное - такому "кресту" бесы радуются».

Отец Валерий отметил, что «Ходить в храм надо с чувством достоинства - здесь неуместны спортивные костюмы или платья с глубоким вырезом. Должна быть более скромная, соответствующая месту одежда - не в обтяжку, не обнажающая тело. Различные украшения - серьги, бусы, браслеты - в храме выглядят нелепо: об украшающей себя женщине или девице можно сказать, что она не смиренно пришла в храм, она думает не о Боге, а о том, как бы заявить о себе, привлечь к себе внимание нескромными нарядами и украшениями». Еще одной темой выступления стало отношение в приходе к тем, кто только преступил церковный порог в поисках религиозной истины: «В основе обличения, вразумления, наставления человека должны лежать не озлобленность или ненависть, а христианская любовь, которая все покрывает, все прощает и исправляет брата или сестру. Людям надо просто деликатно объяснить, что можно делать во время богослужения, а что - нет. ...Лжеучительство чрезвычайно опасно. Чего только не наслушаешься порой в наших храмах от всезнающих, самоуверенных "бабушек", которые самовольно берут на себя роль духовника, давая советы по чтению акафистов, правил, тех или иных молитв, насчет особенностей поста и т.д. - что может благословить только священник».

«Единственной конечной и неизменной целью всей Церкви Христовой, а, значит, и всех нас - ее тружеников, является приведение людей к общению с Богом, обретение ими спасения. ...На приходах должна быть правильно поставлена работа по приобщению к общине тех, кто только-только входит в храм. Во-первых, это предкрещальная катехизация, а, во-вторых, так называемое, приходское консультирование. ...Мы должны приложить все усилия для того, чтобы помочь понять, что вне Церкви нет спасения, а Церковь - это мы все вместе. Значит, применительно к приходу, - без совместного участия в богослужении, в молитве, в добрых делах и во многом другом, что должен совершать приход, действительно, нет спасения», - подытожил пастырь

Тема второго доклада, прочитанного протоиереем Евгением Бобылевым: «Семейная этика православного христианина».

Отец Евгений говорил не столько об образе идеальной христианской семьи, сколько о причинах ее болезни, разводов и того нездорового состояния, в котором сегодня находится семья. «У нас есть Церковь – хранилище норм жизни и норм веры. Что происходит сейчас в Церкви? Мир давит, и начинают размываться фундаментальные понятия, принципы и нормы. Размывается понятие Святого Предания, размывается понятие греха, размываются нормы жизни. Итак, в отличие от мира, Церковь имеет неизменяемые эталоны, нормы Истины.

«Как невозможно, - говорит св. Иоанн Златоуст, - чтобы целомудренный человек презирал свою жену и когда-нибудь пренебрег ею, так невозможно, чтобы человек развратный и беспутный любил свою жену, хотя бы она была прекраснее всех. От целомудрия рождается любовь, а от любви множество бесчисленных благ. Брак не только чист, но более того, он охрана чистоты и школа целомудрия, он есть пристань целомудрия для желающих пользоваться им, не позволяя неистовствовать природе. Выставляя законное совокупление как оплот, и таким образом удерживая волны похоти, он поставляет и сохраняет нас в великом спокойствии» (Св. Иоанн Златоуст, Творения, том 1, стр. 298).

«Вторая цель брака, на которую указывает Священное Писание и Церковь в своих молитвах чина венчания, есть деторождение и воспитание детей. И Церковь благословляет брак как союз для цели деторождения. Поэтому брак имеет целью не плотское наслаждение и удовлетворение сладострастию, а «доброчадие» и «о чадах благодать», - как говорится в молитве на венчании. «Жену каждый из нас имеет для деторождения, - писал язычникам апологет II века Афинагор, - у нас мерою пожелания служит деторождение». Много было сказано докладчиком о семейной иерархии, о гордости житейской, о сластолюбии и похоти в семейной жизни, об эгоизме, о необходимости терпения в семейных отношениях. Было разобрано понятие блуда, «оставляющего смертельные раны на теле семьи». В докладе был рассмотрен вопрос о воспитании детей и о соблюдении пятой заповеди – отношение к родителям. В заключение своего доклада протоиерей Евгений напомнил собравшимся о докладе митрополита Александра на последних Филаретовских Чтениях, где расставлены все акценты семейных отношений, очень четко показано состояние современной семьи. Докладчик отметил, что он только попытался подробнее раскрыть то, о чем говорил митрополит Александр.

Следующее занятие очередных курсов повышения квалификации церковных работников «Фавор» состоится 13 февраля в 12 часов в Зале церковных собраний на территории Свято-Никольского собора города Алма-Аты. Приглашаются и все желающие.

Тема занятия: «Духовность и духовничество».
Лекторы: Епископ Каскеленский Геннадий, архимандрит Иоанн (Сазонов).