25 октября в Алматы в концертном зале Казахконцерта состоялась международная научно-практическая конференция «Поминайте наставников ваших», посвященная 55-летию преставления святителя Николая, митрополита Алма-Атинского, исповедника, и 35-летию со дня кончины митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Иосифа (Чернова).
В конференции приняли участие митрополит Астанайский
Перед началом научной работы митрополитом Александром было оглашено приветствие Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в связи с 55-летием преставления священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского.
Свое приветствие участникам конференции направил постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.
В адрес гостей и участников научно-практической конференции «Поминайте наставников ваших» направил свой приветственный адрес Министр культуры Республики Казахстан Кул-Мухаммед Мухтар Абрарулы:
Уважаемые участники и гости конференции!
Во время массовых политических репрессии прошлого века в Казахстан были насильственно высланы сотни тысяч людей разных вер и национальностей. Среди них было много и православных верующих.
С обретением независимости по всему Казахстану начался поиск мест захоронения, установления памятников, уточнения имен безвинных страдальцев, изучение архивных материалов ради того, чтобы знать правду, чтобы помнить о той трагедии, которая не должна повториться, чтобы оставить нашим внукам мирную, политически стабильную и экономически процветающую страну.
Поэтому, в первые дни переезда столицы Казахстана из Алматы в Астану, Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев предложил создать музей-памятник жертвам политических репрессий в новой столице. Мемориал в поселке Малиновка, близ Астаны, стал местом памяти о тех, кто был невинно репрессирован.
Сейчас, когда духовность человека подвергается испытаниям новейшими технологиями, пропагандой наживы и потребления, голос Православия, как и всех традиционных религий, звучит громко и убедительно, чтобы защитить и поддержать человека, определить четкие понятия добра и зла, дать правильные ориентиры в сложном мире.
Желаю плодотворной работы участникам конференции ради укрепления духовности в обществе, сохранения мира и взаимного уважения в многонациональном и многоконфессиональном Казахстане – нашем общем доме!
С юбилейными торжествами участников конференции поздравил епископ Кустанайский и Петропавловский Анатолий.
Рабочая часть конференции была открыта докладом митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, в котором были обозначены цели и задачи научно-исследовательской работы в области Церковной истории трагического ХХ века.
Уважаемые участники конференции!
Выдающийся православный ученый-историк и иерарх Русской Церкви ХIХ века епископ Арсений (Иващенко; †1903) писал:
«Если какая похвала прилична истории, и если для читателя есть какая польза от чтения ее, то она по преимуществу относится к церковной. Ибо здесь заключаются сведения о Царстве Христовом на земле, о Православной Церкви, родившей и воспитавшей нас в чад Божиих. Кому из чад Церкви не любопытно и не радостно знать историческую жизнь ее? Кому не приятно убедится, сколь она древняя, на каком твердом Камне основана и утверждается, и как она неизменна и непоколебима в учении своем и спасительном руководстве нас к высшему совершенству? Ни изменчивость времен, ни приражения врагов, ни привхождение лжебратии не обессиливают ее, не уничтожают; согласно обетованию Божественного Основателя ее, врата адова никогда ее не одолевают и не одолеют. Какова старость ее, такова и юность ее: "не отемневают и не слабеют очи ее, не колеблются зубы, не увядает здоровье", – подобно тому, как Священное Писание заметило о Моисее».
История Церкви Христовой на земле никогда не была простой: недоброжелатели всегда, открыто или исподволь, выступали против нее.
Жестокий и кровавый XX век стал особенно трагическим для Русской Православной Церкви. Революция 1917 года поставила Церковь вне закона и обрекла ее на бесправное положение, угнетение и уничтожение. Распоряжениями Советской власти были закрыты все духовные учебные заведения, ликвидированы церковные издательства, запрещено религиозное образование, прекращены все виды общественного служения Церкви и ее участие в общественной и государственной жизни. Наступление Советской власти на Церковь было ознаменовано закрытием и разрушением храмов, разорением и поруганием святынь, гибелью бесчисленных и ценнейших памятников церковного творчества, которые создавались веками трудом и любовью верующих и служили делу нравственного, духовного и патриотического воспитания народа.
Это продолжалось 70 лет: с 1917 года до «перестройки» конца 1980-х годов, когда завершилась страшная эпоха воинствующего безбожия.
Едва только в Советском Союзе наша многострадальная Церковь обрела свободу, и наступило, по слову премудрого Соломона, «время собирать камни» (Еккл.3, 5), в Церкви началась важная и кропотливая работа по сбору материалов о жизни тех, кто пролил свою кровь за Христа в страшный период гонений.
Как сказал председатель Синодальной комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, «с самого начала своего исторического бытия Русская Православная Церковь, следуя древней традиции почитания святых, ведет список свидетелей веры Христовой и молитвенных предстателей пред Богом, пополняя его новыми именами… Вглядываясь в историю, мы убеждаемся в непреложности слов Христа Спасителя, Который сказал Своим ученикам: "Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф.16, 18). С первых веков христианства Церковь возрастала из семени, которым явилась кровь мучеников. И сегодня Русская Православная Церковь, возрождаясь, пожинает плоды этого Божественного сеяния».
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, проходивший 31 марта – 4 апреля 1992 года в Москве, определил «образовать во всех епархиях Русской Православной Церкви комиссии по канонизации святых для сбора и изучения материалов к канонизации подвижников веры и благочестия, особенно мучеников и исповедников ХХ столетия, в пределах каждой епархии».
Во исполнение решения этого Собора в том же году в епархиях Казахстана начался сбор и изучение историко-архивных материалов на предмет канонизации мучеников, пострадавших в ХХ веке в пределах Казахстана. Епархиальные комиссии собирали сведения о жизни, подвигах, чудотворениях и почитании в народе подвижников; составлялись их жития и деяния о причислении к лику святых; писались их иконы.
Епархиальные комиссии Алматинской и Чимкентской епархий работали плодотворно.
И на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был прославлен сонм новомучеников Казахстанских, в их числе: ревностный архипастырь, священномученик Пимен, епископ Верненский и Семиреченский; священноисповедник Николай, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский; преподобный старец-исповедник Севастиан Карагандинский; преподобномученики Алма-Атинские Серафим и Феогност. Всего Собор Казахстанских святых ХХ века составляют 233 новомученика и исповедника.
Прошел через ГУЛАГ и митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов; †4.09.1975), имя которого окружено любовью и почитанием со стороны паствы Казахстана. Здесь митрополита Иосифа называют великим старцем, а епархию, которую ему пришлось возглавлять, епархией исповедников.
В каждом областном центре Казахстана есть места, где страдали и обрели мученическую кончину за Христа православные люди, прославленные Церковью в лике мучеников, и не прославленные на земле, но святые у Бога.
Их великий подвиг – главное духовное богатство Казахстана, наследниками которого мы являемся, которое мы призваны не только сохранить, но и приумножить.
В докладе на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в Москве в августе 2000 г., Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, отметил, что «подвиг мучеников укрепил Церковь, став ее твердым основанием. Огонь репрессий не только не смог уничтожить Православие, но, наоборот, стал тем горнилом, в котором Церковь Русская очистилась от греховной расслабленности, закалились сердца верных ее чад, непоколебимым и твердым стало их упование на Единого Бога, победившего смерть и даровавшего всем надежду воскресения».
Память всех, пострадавших в Казахстане за веру в ХХ веке, Русская Православная Церковь отмечает в первое воскресенье после 16 сентября, дня памяти священномученика Пимена, епископа Верненского.
Говоря словами святого апостола Павла, наши священномученики «во всем явили себя как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах» (2 Кор.6, 4-8).
Лихие годы первой половины прошлого столетия выявляли самые светлые и самые темные черты человеческого характера. Одни совершали подвиги веры и преданности Богу, другие – свидетельствовали, в какую бездну нравственного падения может ниспасть человек, лишившийся благодати Божией.
Здесь уместно вспомнить о замечательном событии, происшедшем в марте 1937 года в Павлодаре. Я хотел бы рассказать о нем в качестве свидетельства того, как объединяют людей разных религий и национальностей общие, всечеловеческие ценности, которые заложены в душе человека Самим Богом.
В Павлодаре готовили к сносу Троицкий собор. Решение принималось практически единогласно при одобрении или попустительстве всех ответственных лиц. Лишь один человек выступил принципиально против уничтожения православного храма. Поступок этот сам по себе, безусловно, героический в годы сталинских репрессий, всеобщего страха и воинствующего атеизма, примечателен еще и тем, что единственным вступившимся за православный храм был казах – член президиума Павлодарского городского совета Мухамедтакий Нурпеисович Нурпеисов. В марте 1937 года, когда горсовет принял решение разобрать православный собор на кирпич для строительства новой школы, он не побоялся выступить против этого решения.
Нурпеисов изложил даже свою позицию в особом мнении, которое сохранилось в госархиве Павлодарской области и было опубликовано в сборнике документов «Из истории Русской Православной церкви в Павлодарском Прииртышье 1919-1990 гг.». Разумеется, в записке Нурпеисова нет указаний на то, что снос собора есть надругательство над чувствами верующих. В наше время, когда свобода вероисповедания является нормой жизни и воспринимается всеми как нечто само собой разумеющееся, трудно представить атмосферу тех лет, когда любое инакомыслие подавлялось государством, когда опасно было открыто выражать свои мысли и чувства, а человек, проявлявший малейшие признаки религиозности, тотчас становился изгоем, поскольку государственной «религией» на многие и многие годы стало безбожие.
Разумеется, в таких условиях аргументация человека, осмелившегося высказать особое мнение, могла основываться только на сухих материальных соображениях. И действительно, к тем доводам, которые изложил в своем особом мнении строптивый член горсовета, прислушался бы любой человек, не лишенный хотя бы малой толики здравого смысла.
Вот фрагмент текста этой записки:
«По этому вопросу я воздерживаюсь от голосования, от немедленной ломки уже готового помещения по следующим мотивам.
Во-первых, ни горсовет, ни прораб не доказали на президиуме экономическую выгоду, которую мы получим в результате осуществления этих мероприятий. Во-вторых, внося такое предложение, горсовет исходит только из того, что якобы обеспечит срочное окончание строительства новой школы, используя готовые стройматериалы. Но при этом… никаких технически обоснованных документов не представил…
Исходя из этого соображения, я считаю необходимым воздержаться от немедленной ломки помещения церкви».
Примечательно, что даже эти бесспорные экономические аргументы не возымели действия – храм был уничтожен. И, конечно же, уничтожен по идеологическим соображениям, а не с целью получить хозяйственную пользу.
Понимал ли Мухамедтакий Нурпеисович, что было подлинной причиной сноса собора? Он, партийный деятель с большим стажем, не мог этого не понимать. Наверняка, он понимал, к каким последствиям приведет письменно изложенное им особое мнение. Значит, что-то шевельнулось в его душе, побудило написать этот, в условиях сталинского времени, отчаянный и безумный протест против царящей вакханалии безбожия.
Нурпеисова «взяли на карандаш» представители известных карательных органов. И уже в октябре 1937 года он был арестован и объявлен «врагом народа» и в марте следующего года расстрелян, как это часто делалось тогда – фактически, без суда и следствия.
Более того, репрессивная сталинская машина старательно уничтожала человека не только физически – инокомыслящих старались унизить еще до ареста: за день до заключения его под стражу, 16 октября 1937 г., бюро Павлодарского райкома КП(б) Казахстана постановило: «Нурпеисова Мухамедтаки, как национал-фашиста, из рядов КП(б) исключить».
Из архивных документов видно, что Нурпеисов мужественно вел себя при аресте и в заключении. Долгие годы его семья – вдова Камеш Нурпеисова и пятеро детей – жили с ярлыком «родственники врага народа». Их лишили кормильца, у них было отобрано жилье. Лишь время все расставило по своим местам: забыты имена гонителей, тех, кто подписывал ордер на его арест и принимал решение о расстреле. Зато сохранилась благодарная память о первом секретаре райкома, пытавшемся противостоять решению о сносе православного храма в Павлодаре.
Нам надо не только знать свою историю, но и, по мысли святителя Игнатия (Брянчанинова), учиться «понимать время».
По милости Божией уже далеко ушли времена, когда христианином нельзя было жить, а можно было только умереть. Сегодня сама история призывает нас к активным трудам на благо Церкви и общества, в том числе, и в сфере духовно-нравственного просвещения, патриотического воспитания. Эти труды неотделимы от проповеди подвига новомучеников и исповедников Казахстанских, чьими молитвами мы сегодня живем и пользуемся бесценным даром свободы.
17 января 2010 года, во время своего исторического визита в Казахстан, на встрече с общественностью в г. Алматы, Святейшей Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отмечал:
«Всех новомучеников и исповедников, освятивших своей кровью эту землю, сейчас невозможно перечислить. Пример любви и преданности Богу казахстанских святых стал той силой, благодаря которой возгорелись верой сердца многих тысяч людей, окрепло их упование на Бога, победившего смерть и даровавшего нам воскресение».
Святые новомученики и исповедники Казахстанские, молите Бога о нас!
Хотел бы пожелать всем участникам конференции благословенных успехов в трудах.
Надеюсь, что настоящая конференция станет традиционной и будет духовной и интеллектуальной площадкой, на которой раскроется духовный подвиг новомучеников и исповедников Казахстанских, будут молитвенно и философски осмысленны трагические события ХХ века.
В ходе научно-практической конференции прозвучали следующие доклады:
- «Святитель Пимен, епископ Верненский» Ходаковская О.И., руководитель Архивного отдела Санкт-Петербургской епархии (Санкт-Петербург);
- «Архиепископ Агапит (Борзаковский)» Игумен Иосиф (Еременко), руководитель издательского отдела казахстанской Митрополии;
- «История Карагандинского концлагеря. Мученики Карлага» протоиерей Михаил Патрикеев (Караганда);
- «Православие в Центральном Казахстане. Карагандинские новомученики и исповедники» протоиерей Владимир Фрейганг (Караганда);
- «Священномученик Мефодий, епископ Петропавловский» священник Димитрий Голубев (Чимкентская епархия);
- «Из истории православного Усть-Каменогорска в 20-х – 30-х гг. ХХ века. Обновленческий раскол» иеромонах Иустин (Ларионов) (Усть-Каменогорск);
- «Священномученик Владимир Лепсинский» священник Александр Матлашов (Талды-Корган).
Итоги общей научной работы подвел в своем выступлении ректор Алматинской духовной семинарии викарий Казахстанской Митрополии епископ Каскеленский Геннадий.