В 2016 году исполняется 20 лет со времени возрождения Костромской духовной семинарии и 25 лет с момента возрождения духовного образования на Костромской земле. На вопросы пресс-службы Костромской епархии ответил Секретарь Казахстанского Митрополичьего округа, Заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников,
являвшийся одним из первых преподавателей музыкальных дисциплин в возрожденной Духовной школе.
— В 2016 году исполняется 20 лет возрождению Костромской духовной семинарии. Вы с первых дней являлись преподавателем музыкальных дисциплин. Какие события в деле становления духовного образования Вы считаете главными.
— Главным событием стало, на мой взгляд, открытие в 1990 году в Костроме трудами епископа Костромского и Галичского Александра (ныне – митрополит Астанайский и Казахстанский) епархиального духовного училища. Деятельность этой скромной духовной школы заложила фундамент для последующего возрождения в городе на великой русской реке Волге православной семинарии. После десятилетий безбожных гонений на Церковь создание образовательного учреждения, которое подготавливало бы будущих священнослужителей, было жизненно необходимо. Во вновь открывающиеся храмы и создаваемые приходы требовались пастыри, псаломщики, регенты. Не только молодежь, но и люди достаточно зрелого возраста желали получить необходимый для служения Богу и людям багаж знаний. В обществе возник неподдельный интерес ко всему что связано с Православием. Ответом на все возникшие потребности стала деятельность Костромского духовного училища, в последствии преобразованного в семинарию.
На первый взгляд может показаться, что музыкальные дисциплины – это что-то второстепенное и необязательное в системе богословского образования. Но следует понимать, что семинария готовит не просто теоретиков-теологов, а священно и церковнослужителей. Всякий, кто переступает порог храма и присутствует при богослужении слышит музыку. Поет хор, музыкальным речитативом произносят возгласы священники и диакона, мелодично читаются псалмы и молитвы. Музыка – не просто некая добавка, украшение службы, это – возвышенная форма служению Богу. Поэтому будущему пастырю просто необходимо владеть и теорией духовной музыки, и уметь исполнять основные церковные мелодии. Кроме того, полагаю, что у священника должно быть глубокое знание духовной культуры и понимание всех форм церковного искусства. Пастырь должен знать и любить все то, что в Церковь, как в сокровищницу, принесли лучшие умы многих поколений – художники, композиторы, архитекторы и духовные писатели. Отсутствие живого интереса к церковной традиции может обернутся утратой внутренней связи с предшествующими поколениями православных христиан.
Поэтому, действительно, с первых дней деятельности Костромской духовной школы в расписании уроков появился предмет – церковное пение.
Мне, как регенту хора с 28-ми летним стажем, хотелось бы сказать, что замечательной вехой в становлении семинарии стало открытие регентского отделения. В духовную школу начали брать девушек, имеющих желание развить свои музыкальные таланты и посвятить свою жизнь регентскому делу – руководить церковными хоровыми коллективами. Невозможно представить Божественной Литургии, всенощного бдения, молебна или панихиды, без пения, а поэтому открытие регентского отделения было весьма своевременным решением.
— Ряд Ваших музыкально талантливых учеников давно служат Церкви в священном сане или трудятся на других послушаниях. Развивают ли они свой дар к музыке или «закопали свой талант»?
— Мои ученики – а это первый и второй выпуски духовного училища – в большинстве своем стали священнослужителями. Знаю, что все они музыкальны, любят церковное пение. Конечно, не у каждого бывает идеальный слух или выдающиеся вокальные данные, но если человек горит желанием послужить Богу в священном сане, то необходимый минимум обязательно будет приобретен. Кроме того, и голос, и слух вполне можно развить, нужен лишь последовательный и упорный труд.
Перед студентами нашей духовной школы стояла непростая задача. За два года предстояло выучить систему 8-ми гласов – основных напевов, на которые исполняются богослужебные тексты. Каждый глас, в свою очередь, это не одна, а целая группа мелодий. Задача осложнялась еще и тем, что надо было научиться сочетать музыку с богослужебными текстами, а для этого тексты необходимо понимать и с точки зрения языка, и с точки зрения богослужебного употребления. В церковном пении именно слова имеют определяющее значение. В качестве одного из методов преподавания мной было выбрано обязательное заучивание студентами наизусть текстов тропарей, стихир, ирмосов и других песнопений. Если учащемуся поначалу сложно запомнить действительно непростые мелодические рисунки гласов, то главное, что он должен был выполнить на первом этапе – выучить наизусть слова.
В 1989 году, по благословению епископа Александра был создан архиерейский хор Костромской епархии. В состав певческого коллектива наряду с любителями хорового пения вошли преподаватели Костромского музыкального училища, педагоги музыкальных школ города, специалисты из Областного педагогического института (ныне – университет) им. Некрасова. Эти профессионалы своего дела стали добрыми помощниками в получении будущими пастырями основ музыкального образования, а некоторые позднее вошли в состав преподавательской корпорации Костромской семинарии.
— Сегодня молодые люди жалуются, что ничего не успевают. Вы совмещали преподавательскую деятельность с ответственной работой в епархиальном управлении, но при этом регулярно приходили на занятия в семинарию. Расскажите, пожалуйста, как Вы планировали свой день, чтобы все успевать.
— Планирование рабочего графика и ответственное отношение к труду мне, если можно сказать, достались по наследству от моей мамы и бабушки. Именно в семье меня приучили к дисциплине в отношении всего, что касается деятельности, связанной с коллективом, с людьми. Была еще весьма полезная школа – несение послушаний у приснопамятного архиепископа Кировского и Слободского Хрисанфа (позднее – митрополита Вятского и Слободского) и епископа Костромского и Галичского Александра.
Но, пожалуй, главный «секрет» успевать в выполнении различных дел – это молитвенное обращение к Богу. «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5), – обращается к нам Господь. Когда ответственное отношение человека к труду сочетается с призыванием благодати Божией, то можно избежать ошибок и сделать гораздо больше полезного.
— Что Вы хотите пожелать преподавателям и студентам Костромской семинарии в юбилейный год?
— В этот значимый для Костромской духовной семинарии год хочу пожелать начальствующим, учащим и учащимся, а также выпускникам этой прославленной в веках духовной школы, дорожить замечательными днями проведенными в стенах Alma Mater под сенью чудотворного Феодоровского образа Пресвятой Богородицы и всей душой любить родное Православие, ценить, сохранять и приумножать богатое духовное наследие Церкви Христовой.