Архив официального сайта mitropolia.kz

«Рождество предопределило великий нравственный прорыв». Интервью Управляющего делами Казахстанского Митрополиьего округа епископа Каскеленского Геннадия порталу zakon.кz

Печать PDF

«Рождество предопределило великий нравственный прорыв». Интервью Управляющего делами Казахстанского Митрополиьего округа епископа Каскеленского Геннадия порталу Zakon.кzПо традиции в канун православного Рождества Управляющий делами Православной Церкви Казахстана Епископ Каскеленский Геннадий любезно согласился  ответить на вопросы zakon.кz.

 

 

- Ваше Преосвященство, есть ли какие-то особенности празднования этого события в этом году в Казахстане?

- Наверное, Рождество именно такой праздник, который каждый год повторяется и в то же время, он каждый раз новый и это неудивительно. Душа человека пластична, изменчива, мы никогда не стоим на месте в своем развитии - либо совершенствуемся, либо, к величайшему сожалению, деградируем.  Поэтому событие прихода в мир Христа Спасителя всегда раскрывается перед нами по-разному.
Кто-то, встречая Рождество,  возможно,  вспоминает, какие светлые и радостные чувства владели им в детстве. Но прошли годы, душа огрубела в страстях,  греховный груз лег на нее непосильной тяжестью, и ощущение радости праздника, увы, пропало.
А для того, кто   живет полнокровной церковной жизнью,   пребывает в напряжении духовных сил,  в  трезвении и  молитве, исполняет заповедь Рождественского поста  - для него праздничные дни наполнены особой радостью, ликованием.   Христос Спаситель говорит: «Радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенной» (Ин. 15:11).  Речь идет об особой радости, об особых благодатных переживаниях, источник которых – Сам Бог. Очень важно понять, что духовная радость, которую  Христос  дает испытать человеку, значительно сильнее, интенсивнее естественных физических или эмоциональных переживаний.  Главное значение церковных праздников и состоит в возможности прикоснуться к этой Божественной радости настолько, насколько мы сами к этому подготовлены.
Встречая Рождество 2015 года, в православных приходах Казахстана мы делаем акцент на проведение детских и молодежных мероприятий, стараемся охватить  учащихся всех приходских воскресных школ, чтобы они были заняты в рождественских елочных представлениях. Подлинная радость всегда побуждает человека щедро делиться ей с другими. Ее невозможно удержать в себе,  как нельзя помешать бьющему  из земли мощному  водному  источнику.  Дети и подростки придут в дома престарелых, в детские дома уже не как представители церковных общин, а  сами, по велению сердца.   Мы стараемся пробудить творческий потенциал наших детишек:  рождественские рисунки, поделки будут представлены на каждом приходе.

- Рождество – это  праздник   культуры  славянского мира?

- Не только славянского. Вообще у Рождества в этом смысле нет аналогов, нет другого события в истории человечества, которое бы дало такой мощный  культурный импульс.  Рождество Христово  предопределило  великий нравственный прорыв,  стремление  человеческого духа к небесам.    Рождество  - культурообразующий праздник для всего человечества, его значение выходит далеко за конфессиональные рамки  христианства.
Сегодня  в нашем, так сказать,  рождественском  подарочном сундуке  «Святая ночь» Шуберта,   балет Чайковского «Щелкунчик»,    бесчисленное количество мелодий и песен на всех  языках мира, включая особо дорогие нам украинские колядки. Там и циклы  рассказов Диккенса и Гоголя, стихи Лонгфелло и Пастернака;   украшения и ярмарки немецких   «адвентов»,   традиции русских святок и рождественских елок,  которые в советское время органически перетекли во встречу  Нового года и  многое-многое  другое.
Я был удивлен,  когда, знакомясь с творчеством поэта Иосифа Бродского,  человека, который не был христианином,  вдруг обнаружил, что практически каждый год к Рождеству он писал  особое стихотворение. Познавая все  эти  наследия, невольно приходишь к  выводу, что любой школьник должен иметь некоторые культурологические представления о смысле праздника, иначе огромный пласт мирового творческого наследия  останется для него неясным.

- Так в чем все-таки смысл праздника Рождества?

-  Отмечая  Рождество Христово,  мы празднуем приход на землю Самого Бога, Его «вочеловечение» и в этом Евангелие не оставляет нам сомнений.   Прочитайте  первые строчки  Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё через него начало быть, и без Него ничто не начало быть…» ( Ин 1: 1-3).  А чуть ниже: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца»   (Ин 1: 14).  Мы видим,  что  в Божественном Слове (греч. Λόγος)  заключена вся полнота Божественной  природы («Слово было Бог»).   Но мы видим также, что Божественное Слово восприняло в Себя и всю  полноту  человеческой природы,  все телесное бытие,  плоть (греч. σαρξ).  Евангелист Иоанн рассматривает  принятие плоти как синоним реального вочеловечивания.
Подобные свидетельства о Божестве Иисуса Христа  рассыпаны по всем книгам Нового Завета.  При этом, в Новом Завете содержатся свидетельства и о человеческой природе Иисуса Христа. Как человек он был  искушаем диаволом, пережил  страдания, смерть.  Читая Новый Завет, мы часто  делаем акцент  на свидетельствах о человечестве Христа. Но отменить свидетельства о Его Божестве невозможно!  Поэтому для христиан нынешний праздник не просто воспоминание об одном из «дней рождения», а   свидетельство о наступлении в мире новой эпохи  - самого тесного единения человека с Богом.  «Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом»,  - вот главная мысль  Рождества Христова.

- Вы упомянули про детские рождественские елочные  постановки. Они очень похожи, в них неизменно присутствуют группы пастухов и волхвов, которые оказывают поклонение Младенцу.  Что это означает?

- Точнее сказать, Богомладенцу.   Христос пришел на землю для всех без исключения, но Он не нарушил человеческой свободы, и  люди к нему отнеслись по-разному. Рожественские елки  и рассказывают об отношении людей ко Христу.
Евангелие сообщает нам, что первыми, кто поклонился Родившемуся, были совсем простые люди – скромные пастухи, пасшие скот близ Вифлеема. Они удостоились явления ангелов и услышали торжественный небесный хор: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» (Лк 2: 8-14).
Спустя некоторое время, к яслям Родившегося  пришли «волхвы»    (Мф 2: 1-2), по всей видимости, вавилонские мудрецы, которые свою языческую мудрость сложили у колыбели Богочеловека. Волхвы отказались от пустых астрологических занятий и избрали путь служения Единому Истинному Солнцу Правды – Христу Спасителю.
Важно понимать, что волхвов в Вифлеем привел ангел, направлявший их, следовавший перед ними, и не совсем не небесное тело указало волхвам путь к Вифлеему.

- То есть христианство отрицает принципы языческой астрологии?

- Отрицает и отрицает радикально, ведь – вдумайтесь - каждый верующий в молитвах и церковных таинствах имеет непосредственное общение с самим Богом.  От Бога мы получили заповеди, регулирующие нравственную жизнь. Бог – единственный хозяин судьбы человека, без Его воли ни один волос не упадет с нашей головы  (Мф 10:29-30). Причем здесь небесные тела, планеты и звезды?  Высчитывать благоприятные и неблагоприятные дни по  знакам зодиака, составлять гороскопы - смехотворное занятие, достойное маленьких детей, но отнюдь не разумных, взрослых мужчин и женщин.
Так вот, рассказывая о пастухах и волхвах, Евангелие раскрывает перед нами два пути религиозного познания: можно прийти к Богу в простоте сердца, имея чистую совесть и непредвзятое мышление.  А  можно убедиться в истине христианства, руководствуясь высокой человеческой мудростью, знаниями о мире, о его мудром устройстве, о его законах; об удивительной гармонии, совершенстве, целесообразности в природе. 
Но была еще одна группа людей, свидетелей  Рождества, которые объявили войну появившемуся на свет Богомладенцу. Это царь Ирод и его прислужники. На примере Ирода мы видим, как человеческая гордыня и властолюбие вступают в противоречие с Божиим замыслом о мире. Ведь всякий человек должен смириться перед Богом, а многим  этого не хочется. Ирод, почуяв исходящую из Вифлеема угрозу и опасаясь умаления своей власти, велел  убить в окрестностях этого небольшого  городка  младенцев мужского пола (Мф 2:16).

- Понятно, Рождество необходимо чтить, но нужно ли Рождество защищать?

- Безусловно, нужно защищать, но защищать не военными и насильственными средствами - истинная религия не терпит насилия - а нужно защищать празднование Рождества в духе Рождества, то есть проповедуя Божий  мир и любовь, явленные  в этот  день людям. Об этом хорошо сказано у Иосифа Бродского:
Знал бы Ирод, что чем он сильней,
тем верней, неизбежнее чудо.
Постоянство такого родства —
основной механизм Рождества.

- Если человек впервые в жизни решит отметить православное Рождество, то как он должен поступить, с чего начать? Можно ли прийти в храм в день праздника, если он к этому вообще не готовился?

- Конечно, по Уставу Православной Церкви Рождество предваряется длительным постом, который начинается 27 ноября. Хотя пост и не такой строгий, как Великий (кроме среды и пятницы разрешается вкушение рыбы), но его соблюдение требует большого духовного труда.  Однако, в самый день праздника двери храмов открыты для всех. В большинстве храмов Божественная Литургия совершается в полночь и в 9 часов утра. Причащаться Тела и Крови Христовых рекомендуется только тем, кто старался придерживаться поста и был на исповеди у священника.  Но каждый может придти в храм, зажечь свечу перед образом Родившегося в Вифлееме Спасителя, помолиться своими словами о даровании Богом ему, семье, знакомым милости в наступившем Новом году.
Христос пришел на землю для всех без исключения: для тех, кто в Него верит и не верит, для тех, кто Ему служит и для тех, кто Ему противится. Бог не мстит человеку,  не держит на человека обиды, не взирает на лица, не делает различий по социальному, национальному и иным  признакам.  Он объемлет Своей любовью всех, как солнце,  которому повелевает «восходить над злыми и добрыми» ( Мф. 5: 45).  Бог есть Бог мира и любви.

- О чем можно просить Бога в рождественские дни?

-    Обо всем хорошем, благом, но  особенно уместно просить  о даровании мира странам и народам, об умирении на земле вражды, об искоренении всякой злобы. В эти дни мы особо будем молиться о прекращении разделения и ненависти на братской Украине. Православная Церковь неизменно стремится вносить дух примирения в любые гражданские конфликты. В Церкви всегда найдется место людям с различными идеологическими взглядами, представителям партий, часто занимающим диаметрально  противоположные позиции. Как заботливая мать, Церковь обнимает всех.
В этой связи я люблю приводить цитату из романа писателя  Василия Белова «Кануны». В ней речь идет о вологодской крестьянке, потерявшей в гражданской войне двух сыновей:  «Сынки ее воевали, один в «белых», другой в «красных».  Вот только,  который в каких, она всегда путала, впрочем, было это ей все равно, и тужила она только о том, что лежат они в чужой стороне». Таким должно быть и отношение Церкви к своей пастве.

Пусть Господь благословит всех читателей портала Zakon.kz миром и благоденствием.

- Ваше Преосвященство, благодарим вас за интервью и поздравляем всех православных в Казахстане с Рождеством Христовым.

Беседовала Торгын Нурсеитова.

Материал портала zakon.kz