25 апреля 2016 года – Великий понедельник, начало Страстной седмицы Великого поста. Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Литургию Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова в Константино-Еленинском соборе Астаны.
В соответствии с древней традицией Литургия совершалась в вечернее время.
Главе Православной Церкви Казахстана сослужили: благочинный храмов столицы архимандрит Сергий (Карамышев); ключарь Свято-Серафимовского храма Астаны архимандрит Иоасаф (Серкез), духовник астанайского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» иеромонах Модест (Дроздов), ключарь Успенского кафедрального собора столицы протоиерей Димитрий Байдек, ключарь Константино-Еленинского собора Астаны протоиерей Сергий Калиев, духовенство Астнайского благочиния.
Песнопения Литургии исполнял хор Константино-Еленинского собора под управлением Н.В. Чижовой.
За богослужением молились: настоятельница женского монастыря города Астаны в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» игумения Рафаила (Василенко) с насельницами обители; прихожане астанайских храмов.
Проповедь по запричастном стихе произнес протоиерей Димитрий Байдек.
По окончании Литургии Преждеосвященных Даров архипастырь обратился к собравшимся со словами поучения.
«В этот день Святая Церковь своими песнопениями призывает нас встретить «начатки страстей Господних» и последовать за Христом на пути в Иерусалим. Грядущие страдания Спасителя показаны в ветхозаветном прообразе целомудренного Иосифа. Из событий Евангельских в Великий понедельник вспоминается иссушение Господом бесплодной смоковницы. Смоковница изображает книжников и фарисеев, у которых Господь Иисус Христос не нашел истинного плода добрых дел, а только лицемерное, внешнее исполнение Закона, которое обличил и проклял. Но эта смоковница изображает также и всякую душу, не приносящую плода покаяния, почему Церковь и взывает к нам: «Изсохшия смоковницы за неплодие, прещения (проклятия) убоявшеся, братие, плоды, достойны покаяния, принесем Христу».
Утреннее Евангелие назидает нас притчей о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, присланных за виноградом, а потом и самого сына своего господина. В этой притче изображается ожесточение иудеев, убивавших пророков, а с пришествием на землю Сына Божия, распявших и Его Самого. Но нельзя не видеть в ней и страшного осуждения всех, нарушающих заповеди, и тем самым продолжающих распинать Сына Божия своими прегрешениями.
В Евангельском чтении на Литургии мы слышим пророчество из уст Спасителя о кончине мира и предшествующих этому событиях. Изображением великих и разнообразных бедствий верующие побуждаются к упованию на Бога, терпению, молитве и духовному бодрствованию. Здесь же содержится и утешение - Господь предвозвещает распространение Евангелия во всем мире и прекращение бедствий «избранных ради» (Мф. 24,14-22)». Из проповеди митрополита Александра.