14 января 2015 года - Святая Церковь молитвенно прославляет великого иерарха и вселенского учителя - святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, и празднует Обрезание Господа нашего Иисуса Христа.
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную Литургию святителя Василия Великого в Константино-Еленинском соборе города Астаны.
Главе Православной Церкви Казахстана сослужили: руководитель издательского отдела Митрополичьего округа архимандрит Иосиф (Еременко), духовник астанайского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» иеромонах Модест (Дроздов); ключарь Успенского кафедрального собора столицы протоиерей Димитрий Байдек; ключарь Константино-Еленинского собора протоиерей Сергий Калиев; клирики Вознесенского кафедрального собора Алма-Аты - иеродиакон Игорь (Доброзоров), диакон Димитрий Савченко и диакон Виталий Быструшкин, духовенство Константино-Еленинского собора и храмов Астаны.
За Литургией молились: настоятельница женского астанайского монастыря в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» игумения Рафаила (Василенко) с сестрами обители, прихожане храмов столицы.
Богослужебные песнопения исполнял хор Константино-Еленинского собора под управлением Н.В. Мазуриной.
После сугубой ектении
архипастырь
вознес молитву о мире и преодолении междоусобной брани на Украине.
В завершение Литургии состоялось славление празднику Обрезания Господня и святителю Василию с прошениями сугубой ектении и молитвой на начало Нового года.
После возглашения многолетия владыка обратился к собравшимся с архипастырской проповедью, в которой рассказал о жизни и трудах святителя Василия Великого и раскрыл духовный смысл праздника Обрезания Господня.
«На восьмой день после Рождества Христова, Святая Церковь празднует Обрезание Господа нашего Иисуса Христа и молитвенно прославляет великого иерарха и вселенского учителя – святителя Василия Великого.
Каждое евангельское событие именуется священным, потому что совершилось оно ради освящения и спасения рода человеческого. Церковь совершает воспоминание этих событий, чтобы воспитать в нас стремление к Богу, к истине, вдохновить к праведной жизни.
Наш Спаситель по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками. При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя – Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии. Имя Иисус в переводе означает – Спаситель.
По толкованию отцов Церкви, Господь - Творец Закона - принял обрезание, являя людям пример, как следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Еще одно важное значение Обрезания Господня заключается в том, что показывает всем истинность человеческой природы Христа. Его плоть была реальна, а не призрачна, как учили некоторые еретики.
В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся.
Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской – великий отец и учитель Церкви жил в IV веке. Исполняя свое служение, святитель Василий ревностно проповедовал и неустанно заботился о нуждах своей паствы, благодаря чему снискал высокое уважение и большую любовь народа. В 370 году он был избран Собором епископов на Кесарийскую кафедру. В тяжелое для Церкви время он проявил себя как пламенный защитник православной веры, ограждая ее от ересей своими словами и посланиями. Василий Великий был подвижником и молитвенником, автором многих богословских произведений и составителем чина Божественной Литургии, которую до настоящего времени совершает Православная Церковь.
За свои заслуги перед Православной Церковью святитель Василий назван Великим и прославляется, как «слава и красота Церкви», «светило и око вселенной», «учитель догматов», «палата учености». Святитель Василий Великий является небесным покровителем просветителя Руси - святого равноапостольного Великого князя Владимира, нареченного в Крещении Василием.
В одном из своих поучений святитель дал нам важное правило общения с людьми: «Мудрый человек, когда есть виноград, ест сладкие ягоды и оставляет незрелые. Так же и человек добродетельный, когда смотрит на другого человека, обращает внимание на его добродетели, а человек глупый и безрассудный обращает внимание на его грехи».
Молитвенно совершая память святителя Василия Великого, будем подражать его святой жизни, его крепкой вере и любви к Богу, его всецелой преданности святому Православию. По примеру святителя поспешим быть истинными исповедниками веры Христовой, истинными христианами не по имени только, не словами, но самой жизнью». Из проповеди митрополита Александра.