22 марта 2015 года - неделя 4-я Великого поста, день памяти преподобного Иоанна Лествичника, игумена горы Синайской; празднование в честь 40 мучеников Севастийских.
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр возглавил Божественную Литургию святителя Василия Великого в Вознесенском кафедральном соборе Алма-Аты.
Главе Православной Церкви Казахстана сослужили: руководитель издательского отдела Митрополичьего округа архимандрит Иосиф (Еременко); духовник Алма-Атинской епархии архимандрит Иоанн (Сазонов); игумен Феодосий (Белобородов); руководитель информационного отдела Митрополичьего округа протоиерей Евгений Иванов; клирики собора.
Песнопения Литургии исполняли: хор Митрополичьего округа под управлением Заслуженного деятеля искусств России О.Н. Овчинникова и хор Вознесенского собора под управлением Н. Зубревич.
На сугубой ектении архипастырь вознес молитву о мире на Украине, читаемую по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла за каждой Литургией во всех храмах Русской Православной Церкви.
По завершении богослужения митрополит Александр обратился к собравшимся с проповедью о значении творения преподобного Иоанна Лествичника – книги «Лествица Божественного восхождения» - для духовной жизни православного христианина.
«Четвертое воскресенье Великого поста Церковь Христова посвящает памяти святого преподобного Иоанна Лествичника.
Преподобный Иоанн, игумен горы Синайской, явил нам высокий пример постнической жизни и оставил нам удивительное по силе воздействия на душу произведение - книгу под названием «Лествица» или «Скрижали духовные», в которой содержится учение о восхождении человека ко Господу – духовное руководство в путешествии от земли на Небо, от временного к вечному, из глубин греха до вершин любви Божией и соединения с Ним.
«Лествица» состоит из тридцати слов, являющихся как бы ступенями. Первой ступенью преподобный полагает отречение от земных пристрастий. Затем следуют: послушание, покаяние, память о смерти, плач о согрешениях, кротость. Далее читателю открываются причины греха - страсти - и даются действенные указания для борьбы с ними. В этом произведении изображается также путь добродетелей, матерью которых является «священная и блаженная» молитва. А завершается «Лествица» описанием трех главных добродетелей христианских - веры, надежды и любви.
Учиться совершать главное дело нашей жизни – спасение своей души - восходя шаг за шагом по лестнице добродетелей и преодоления страстей и пороков, призывает нас святая Церковь в этот день». Из проповеди митрополита Александра.
По окончании богослужения митрополит Александр прибыл в Свято-Никольский собор Алма-Аты поздравить с днем небесного покровителя благочинного приходов Южной столицы, настоятеля Свято-Никольского храма митрофорного протоиерея Валерия Захарова. Вместе с владыкой митрополитом поздравить отца благочинного прибыли: секретарь Митрополичьего округа О.Н. Овчинников; Генеральный консул Российской Федерации в Алма-Ате А.М. Демин с супругой; настоятели и клирики алма-атинских храмов.
Глава Православной Церкви Казахстана вручил протоиерею Валерию святую просфору, подарил копию картины XIX века «Несение Креста» и букет цветов, пожелав помощи Божией в дальнейших плодотворных трудах на благо Церкви Христовой.
За богослужением в праздник 40 Севастийских мучеников возносились сугубые молитвы об упокоении приснопамятного архиепископа Тихвинского Мелитона (Соловьева; + 1986) – духовного наставника митрополита Астанайского и Казахстанского Александра.
Приснопамятный святитель в монашеском постриге получил имя в честь одного из Севастийских мучеников.
В 1975 году будущий митрополит Астанайский и Казахстанский Александр поступил в Ленинградскую (ныне Санкт-Петербургскую) духовную семинарию, и в продолжение 4-х лет нес послушание иподиакона у архиепископа Мелитона.
«В то время старцу было уже за восемьдесят. За плечами у него была долгая жизнь, исполненная скорбей и лишений. Но то людское горе, которое он видел вокруг себя, и те испытания, которые он перенес, лишь наполнили душу святителя еще большим состраданием. Он имел кроткое и любящее сердце, мог часами беседовать с простыми прихожанами храмов, утешая их в постигшем несчастье, ночи проводил в молитве за своих духовных чад.
Он всегда снисходил до собеседника, умел создать живую, непринужденную обстановку, сохраняя при этом свой безусловный авторитет. Это был один из людей, одаренных Богом, так редко встречающимся даром общения. Владыка Мелитон не раз вспоминал историю о своей детской встрече с великим праведником земли Русской, святым Иоанном Кронштадтским. Отец Иоанн сказал мальчику: “Люби Церковь Божию, и ты никогда не причинишь ей зла”». Из воспоминаний митрополита Александра об архиепископе Мелитоне (Соловьеве).
Архиепископ Мелитон (в миру - Михаил Дмитриевич Соловьев) родился 27 октября 1897 года в селе Свищевка Чембарского уезда Пензенской губернии.
Его мать, Мария Григорьевна, еще до его рождения посвятила его Пресвятой Богородице в молитве перед чтимой Казанской иконой Божией Матери, а после рождения сына все свои силы отдавала воспитанию его в вере и строгом благочестии. С шести лет Михаил Соловьев пел в церковном хоре. В 1906 году поступил в Духовную школу с миссионерским уклоном, которую окончил в 1912 году. С 1914 по 1915 год Михаил Соловьев учился в Тамбовском миссионерском училище, но в связи с началом I Мировой войны был призван на военную службу в интендантское подразделение.
В 1918 году Михаил Соловьев сблизился со священником Иоанном Козловым, который служил в селе Никольский Поим Чембарского уезда Пензенской губернии. В 1922 году Михаил принял священный сан и стал служить на приходах Пензенской епархии.
В начале гонений на Русскую Православную Церковь отец Михаил, получивший хорошую миссионерскую подготовку, стал активным участником диспутов с безбожниками в Пензенском крае.
В те же годы возникло «обновленчество», с которым отцу Михаилу также пришлось вступить в борьбу. Он бесстрашно обличал «обновленцев» с амвона, и по этой причине отца Михаила трижды арестовывали и сажали в тюрьму, После очередного заключения иерей Михаил переехал в Московскую область, где получил приход в селе Ильинском на Бодне Можайского района.
Отец Михаил очень чтил отца Иоанна Кронштадского и, будучи уже епископом, рассказывал случаи, свидетельствовавшие о его духовной связи с прославленным русским старцем.
В январе 1934 года храм в Ильинском закрыли и арестовали отца Михаила. Он был осужден на три года лагерей и отправлен на строительство Байкало-Амурской магистрали. Семью выселили из приходского дома, и матушка Вера Михайловна с шестерыми детьми и родителями отца Михаила ютилась в маленькой комнатке у знакомых.
Священника Михаила Соловьева освободили в 1936 году. В 1941 году, когда немцы подходили к Москве, его мобилизовали в армию. После войны отца Михаила назначили директором школы в деревне Бородухино. Но и в эти годы он оставался тайным священником, совершал богослужения у себя в доме. С 1962 года был настоятелем Казанского собора в городе Луге Ленинградской епархии и благочинным храмов Лужского округа. С 1955 по 1963 гг. отец Михаил заочно окончил Ленинградскую духовную семинарию и академию со степенью кандидата богословия. С 1966 года – он настоятель Троицкой церкви города Всеволожска Ленинградской епархии. В 1968 году назначен благочинным храмов 2-го пригородного округа. С 1970 года - духовник Ленинградской Духовной академии и семинарии. В том же году 25 июня назначен ректором Ленинградской Духовной академии, а 16 июля пострижен в монашество. 18 июля того же года возведен в сан архимандрита. 26 июля 1970 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Ленинграде хиротонисан во епископа Тихвинского, викария Ленинградской епархии. 19 апреля 1980 года возведен в сан архиепископа.
Скончался владыка 4 ноября 1986 года, в день осеннего празднования Казанской иконе Божией Матери, на 90-м году жизни, и был погребен на Большеохтинском кладбище в Ленинграде у алтаря храма святителя Николая.