11 января 2015 года – неделя 31-я по Пятидесятнице и день памяти Собора новомучеников и исповедников Восточно-Казахстанских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и решением Синода Казахстанского Митрополичьего округа было постановлено совершать празднование памяти новомучеников и исповедников Восточно-Казахстанских 11 января по новому стилю – в день мученической кончины Александра Дагаева, протоиерея Усть-Каменогорского.
Накануне вечером, 10 января, в Андреевском кафедральном соборе столицы Рудного Алтая было совершено праздничное всенощное бдение, которое в сослужении клириков собора возглавил епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий.
По прочтении евангельского зачала архипастырь помазал духовенство и верующих освященным елеем.
В сам день праздника владыка Амфилохий совершил в Андреевском соборе Божественную Литургию.
Его Преосвященству сослужили: духовник Свято-Троицкого Усть-Каменогорского мужского монастыря архимандрит Спиридон (Теплухин), благочинный Усть-Каменогорского церковного округа иерей Алексий Анищенко, иеромонах Севастиан (Андрющенко), ключарь Андреевского собора иеромонах Никодим (Авдеев), секретарь Управляющего Усть-Каменогорской епархией иеромонах Силуан (Магилев), заведующий канцелярией Усть-Каменогорского епархиального управления иерей Константин Дьяков, клирик Данииловского храма г. Зыряновска иерей Андрей Свистунов; диаконский чин возглавил протодиакон Георгий Засыпкин.
За богослужением пел хор Андреевского собора (регент – В. Фёдорова).
Проповедь перед Причастием произнёс иерей Андрей Свистунов.
В завершение Литургии состоялось славление Рождеству Христову и Собору новомучеников и исповедников Восточно-Казахстанских. Затем Преосвященный владыка вознёс молитву «святым подвижникам, в земле нашей прославленным».
По окончании богослужения епископ Амфилохий обратился к собравшимся с проповедью о значении для исторических судеб Православия подвига страдальцев Христовых ХХ века и о важности почитания новомучеников и исповедников в духовной жизни каждого верующего.
«Православный народ всегда любил и любит читать жития святых. Мы умиляемся жертвенному подвигу во имя веры, явленному страстотерпцами первых веков Христианства. Сегодня же мы вспоминаем новомучеников Церкви: почти наших современников, пострадавших за веру во Христа Спасителя. А сколько их было, презревших мучения и смерть, воистину уверовавших в то, что с ними Сам Господь, — архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян! Все они прославлены Господом как исповедники, как святые нашей Церкви. Принимая добровольные страдания за Христа, новомученики, по слову апостола Павла, горячо верили, что ничто не отлучит их от любви Божией: «ни смерть, ни живот, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни иная какая тварь» (Рим. 9: 38-39).
«Мы верим, что кровью новомучеников утверждается Церковь Христова, а их молитвы укрепляют нас на нашем жизненном пути». Из проповеди епископа Амфилохия.
Собор новомучеников и исповедников Восточно-Казахстанских:
Священномученик Александр (Щукин), архиепископ Семипалатинский (†1937)
Священномученики Усть-Каменогорские:
протоиерей Дмитрий Смирнов (†1940)
протоиерей Сергий Феноменов (†1918)
иерей Иоанн Баранов (†1937)
иерей Зиновий Сутормин (†1920)
Священномученики Семипалатинские:
протоиерей Нестор Панин (†1937)
протоиерей Феодор Чичканов (†1937)
протоиерей Николай Щербаков (†1937)
протоиерей Иаков Передий (†1937)
протоиерей Димитрий Куклин (†1937)
иерей Виктор Климов (†1937)
иерей Константин Черепанов (†1937)
иерей Виссарион Селинин (†1918)
Преподобномученики Семипалатинские:
архимандрит Митрофан (Кванин) (†1937)
иеромонах Герасим (Сухов) (†1937)
Псаломщик Иоанн Блинов, исповедник Семипалатинский (†1933)
Материал официального сайта Усть-Каменогорской епархии
Жизнеописание священномученика протоиерея Александра Усть-Каменогорского (†1920)
Александр Владимирович Дагаев родился 10 апреля 1862 года в городе Бийске (Алтайский край) в семье священника Владимира Дагаева.
В 1884 году окончил Томскую духовную семинарию. В 1892 году указом епископа Бийского Макария, викария Томской епархии, был назначен настоятелем Градо-Устькаменогорского Покровского собора и благочинным церквей Змеиногорского уезда.
В 1906 году за труды по строительству Трехсвятительской церкви от прихожан был награждён золотым наперсным крестом с украшениями.
Награжден Императорскими орденами – св. Владимира IV ст., св. Анны III и II ст., медалью «В память царствования императора Александра III 1881-1894», медалью «25 лет Церковно-Приходских школ», медалью «В память 300-летия Дома Романовых», и крестом на Владимирской ленте «В память 300-летия Дома Романовых».
Во время начавшихся после 1917 года гонений на Церковь, отец Александр твердо отстаивал Православную веру. Он открыто обличал с церковного амвона антинародную направленность богоборческой власти.
Отец Александр имел огромный авторитет среди жителей Усть-Каменогорска и прилегающих к нему населенных пунктов.
С 1918 года он назначен настоятелем Троицкой Крепостной церкви Усть-Каменогорска.
11 января 1920 года к отцу Александру в дом пришли вооруженные люди. Это было обеденное время. Священник сидел за трапезой в окружении своей семьи. Пришедшие потребовали от него пройти с ними. Отец Александр подчинился приказу. Больше его в живых не видели.
Протоиерей Александр принял мученическую кончину в Сакенькеном логу (следующий за Шмелевым лог, где ныне расположено городское кладбище). Священника, а с ним еще 50 человек: генерал-майора Петра Никандровича Веденина с офицерами, городского голову Сидорова, хозяина типографии Горлова (которому мы обязаны сохранившимися до сих пор открытками с видами Усть-Каменогорска 100-летний давности) и других, порубили шашками, а затем по снегу протащили окровавленное тело протоиерея, привязав его к лошади.
Через два месяца матушку Степаниду Алексеевну Дагаеву вызвали в местное ЧК на опознание. Ей показали найденное в проруби Иртыша разрубленное пополам тело ее супруга. От тела были отсечены голова и правая рука. Пальцы усеченной десницы отца Александра были сложены для иерейского благословения.
Останки священномученика отдали Степаниде Алексеевне для погребения. Место, где захоронен протоиерей Александр, неизвестно.
1. Александр Дагаев в год поступления в Томскую Духовную Семинарию. Август 1878 года.
2. Александр Дагаев студент ТДС, начало 1880-х гг.
3. Александр Дагаев и Стефанида Дробинина, фото до свадьбы. 1884 г. сентября 27 дня Бийск.
4. Диакон Александр Дагаев 1884 г. Бийск.
5. С дочерью Евфалией 1888 г. Барнаул.
6. Усть-Каменогорск 1890-е годы.
7. Первые годы служения в Усть-Каменогорске, 1894 год. Дома в кругу семьи.
8. Священник Александр Дагаев с сеьмей. В центре протоиерей Владимир Дагаев - отец Александра. В черном платье Феоктиста Дагаева - мать.
9. Во дворе своего дома перед выездом на службу. Преображение Господне, 6 августа 1903 г.
10. Во дворе своего дома после службы. Преображение Господне, 6 августа 1903 г.
11. Семья Дагаевых, 1901 г.
12. В саду рядом с домом 1909 г.
13. 6 августа 1903г. Возле беседки в саду.
14. В саду 1912 г.
15. Священник Александр Дагаев Устькаменогорск 1892 г.
16. С секретарем Омской Духовной консистории протоиереем Скальским, 1899 г.
17. Протоиерей Александр Дагаев.Устькаменогорск 1906 г.
18. Протоиерей Александр Дагаев (1862-+1920) Законоучитель, благочинный 30-го церковного округа, настоятель градоустькаменогорского Покровского собора 1914 г.