10 июля в субботу Глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан архиепископ Астанайский и Алматинский Александр совершил Божественную Литургию в Свято-Никольском соборе города Алматы. Владыке сослужили настоятель храма протоиерей Валерий Захаров, руководители епархиальных отделов и гости-пастыри: протоиерей Константин Балакай, секретарь Пинской епархии и иерей Андрей Вавилов, проректор Костромской Духовной Семинарии.
«Одна из десяти Заповедей Моисея, которые он получил от Господа на горе Синай – это заповедь о почитании субботы. Полностью она звучит так: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела…» (Исход 20:8-11).
Суббота для православных христиан, в отличии от ветхозаветных времен, стала временем покоя не в смысле освобождения от бытовых занятий, а в значении вечного покоя для всех усопших членов Церкви. Именно в субботу совершаются особые заупокойные службы. Церковный Устав призывает верующих во все субботние дни с особым усердием и прилежанием возносить молитвы об оставлении вольных и невольных прегрешений верою преставльшихся и вечном их упокоении со святыми. Этот обычай свято соблюдался нашими благочестивыми предками и даже совсем недавно – лет двадцать-тридцать назад. Прискорбно, что сегодня многие забывают или ленятся придти в храм и подать поминание с дорогими сердцу именами.
…Люди, имена которых написаны в наших поминальных записках, получают благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на Престоле очистительной Бескровной Жертвы. Из святой просфоры на проскомидии вынимается частица за живого или умершего человека. Частицы эти во время Божественной Литургии лежат на дискосе рядом с Пречистым Телом Господним. После того, как все причастники приобщатся Святых Таин, священнослужитель опускает в потир лежащие на дискосе частицы о живых и мертвых. Это делается для того, чтобы те, чьи имена поминались на проскомидии, омывшись самой Пречистой Кровью Сына Божия, получили оставление грехов и жизнь вечную. Об этом говорят и слова, произносимые при этом священником: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною».
…Необходимо как можно чаще совершать поминовение живых и усопших в Церкви, за Божественной Литургией – поскольку здесь происходит таинственное очищение Кровью Христовой человеческих грехов и прегрешений».
Из проповеди архиепископа Астанайского и Алматинского Александра