Архив официального сайта mitropolia.kz

В Алма-Ате состоялась казахстанская премьера оратории митрополита Волоколамского Илариона «Страсти по Матфею»

Печать PDF

В Алма-Ате состоялась казахстанская премьера оратории митрополита Волоколамского Илариона «Страсти по Матфею»18 февраля 2013 года. Алма-Ата. В большом зале Казахской национальной консерватории имени Курмангазы состоялась казахстанская премьера оратории митрополита Волоколамского Илариона «Страсти по Матфею».

 

 

Перед началом концерта митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы журналистов 1 канала «Евразия».

Исполнение музыкального произведения предварило выступление Главы Казахстанского Митрополичьего Округа митрополита Астанайского и Казахстанского Александра и автора оратории - митрополита Волоколамского Илариона, члена Союза композиторов России.

«Сегодня впервые в Казахстане, в Южной столице страны, прозвучит монументальное произведение, получившее всемирную известность и признательность – оратория «Страсти по Матфею». У ценителей музыки появилась замечательная возможность познакомиться с этим уникальным творением, совмещающим духовные и культурные традиции Востока и Запада, светское и церковное искусство. Несомненно, «Страсти по Матфею» будут интересны и людям религиозным и стоящим на пути к вере в Бога.
Пройдет совсем немного времени, и мы вступим в поприще Великого поста, когда снова особым образом будем вспоминать Искупительный подвиг Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Исполнение оратории замечательными музыкальными коллективами поможет нам глубже прочувствовать страсти Христовы», - отметил, в частности, митрополит Александр.

В своем выступлении митрополит Иларион рассказал слушателям об истории создания оратории и богословской наполненности произведения. «Мы призываемся к духовному осмыслению тайны страдания Богочеловека-Христа. И это особым образом передается в «Страстях» соответствующим музыкальным языком, евангельским повествованием и выразительностью богослужебных тектов Православной Церкви», — пояснил владыка Иларион.

Среди присутствовавших на концерте были: Управляющий длами Православной Церкви Казахстана епископ Каскеленский Геннадий, ректор Алматинской православной духовной семинарии; духовенство храмов Южной столицы; сотрудники Алматинского епархиального управления; преподаватели и студенты Алматинской духовной семинарии; Генеральный Консул России в Алма-Ате В.А. Завьялов; Генеральный Консул Венгрии С. Маклари; Генеральный Консул Украины Л.М. Протасова; Глава представительства ЮНЕСКО С.А. Лазарев; консул Генерального консульства Индии Р. Верма; ректор Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, Народная артистка Республики Казахстан Ж.Я. Аубакирова; представители казачества.

Страсти по Матфею» прозвучали в исполнении Государственного академического симфонического оркестра Республики Казахстан (дирижер Лауреат Международных конкурсов Ерболат Ахмедьяров), хора Казахстанского Митрополичьего Округа под управлением Заслуженного деятеля искусств России Олега Овчинникова и Государственной хоровой капеллы им. Бахытжана Байкадамова (художественный руководитель и главный дирижер Заслуженный деятель искусств Республики Казахстан Беимбет Демеуов).

Оратория архиепископа Волоколамского Илариона «Страсти по Матфею» впервые прозвучала в Москве в марте 2007 года в присутствии Святейшего Патриарха Алексия II и митрополита Кирилла, ныне Патриарха Московского и всея Руси. С тех пор произведение неоднократно исполнялось в России и за рубежом, вошло в репертуар целого ряда ведущих хоровых и оркестровых коллективов.
В основу произведения положено повествование из Евангелия от Матфея, посвященное страданиям и смерти Христа. Это повествование чередуется с музыкальными номерами — речитативами, хорами и ариями, текст которых заимствован главным образом из православного богослужения Страстной седмицы. Некоторые номера исполняются только оркестром, другие — хором а капелла, во многих номерах оркестр и хор звучат вместе, взаимно дополняя друг друга.
В восприятии страстей Христовых православная традиция значительно отличается от западной, будь то католической или протестантской. Взирая на распятого Иисуса, православный христианин видит не столько страдающего Человека, сколько Бога в Его неизменной и вечной славе — Бога, ставшего Человеком и принявшего смерть для спасения всех людей. Размышляя о смерти Иисуса, православный христианин ни на миг не забывает о Его Воскресении.
Такое же восприятие отражено и в богослужебных текстах Страстной седмицы, которые легли в основу «Страстей» и определили их общее настроение. Лирический, эмоциональный элемент в произведении не является преобладающим. Молитвенное сопереживание страдающему Спасителю и духовное осмысление крестной смерти Богочеловека — именно в этом заключается внутреннее содержание музыки, отражающей православное прочтение истории страданий Христа.
В Евангелии от Матфея не упоминается о Божией Матери, стоявшей при кресте, но о Ней говорится в Евангелии от Иоанна, а также в многочисленных литургических текстах Страстной седмицы. Один из таких текстов лег в основу арии «Сын Мой и Бог Мой».
В последующих номерах звучит тема Воскресения — один из лейтмотивов богослужений Страстной седмицы. Сразу же по окончании арии, в которой Богородица оплакивает Своего умершего Сына, следует хор на слова «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе… востану бо и прославлюся». Мужской хор исполняет это песнопение в унисон на мелодию, напоминающую древнерусский знаменный распев.
Композицию второй версии «Страстей» завершает фуга и заключительный хор, написанный на слова древнего литургического возгласа «Смерть Твою, Господи, возвещаем, и Воскресение Твое исповедуем». Величественное звучание хора, разделенного на семь голосовых партий, прерывается контрапунктом струнных из фуги, что придает музыке динамизм и в то же время трагическую окрашенность. В финальных аккордах произведения звучит вся мощь хорового и оркестрового многоголосия.