Архив официального сайта mitropolia.kz

В среды и пятницы Великого поста в Вознесенском соборе Алма-Аты все желающие смогут поклониться Ризе Господа Иисуса Христа

Печать PDF

В среды и пятницы Великого поста в Вознесенском соборе Алма-Аты все желающие смогут поклониться Ризе Господа Иисуса ХристаПо средам и пятницам Великого поста в Вознесенском кафедральном соборе Алма-Аты для молитвенного поклонения, духовной поддержки и укрепления верующих будет выставляться ковчег с великой святыней – частью Ризы Господа и Спасителя Иисуса Христа.

 

 

Поклониться святыне можно будет сразу по окончании Литургии Преждеосвященных Даров с 10 до 16 часов.

Дни поклонения святыне: 28 февраля, 2, 7, 9, 14, 16, 21, 23, 28 и 30 марта.

 



Евангельская святыня – риза Господа и Спасителя Иисуса Христа

Согласно евангельскому повествованию, Риза Господа Иисуса Христа – часть верхней одежды Спасителя – во время Его крестных страданий на горе Голгофе по жребию досталась одному из воинов.

В святом Евангелии рассказывается: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: «разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий». Так поступили воины» (Евангелие от Иоанна 19 глава, стихи 23-24).

По преданию, воин, которому досталась риза Господня, был родом из Грузии. Он то и принес эту евангельскую святыню в Грузинскую землю. Согласно другому сказанию, в пределах Грузии, в городе Мцхете, еще со времени вавилонского пленения проживала еврейская община. Мцхетские евреи ежегодно отправляли в Иерусалим своих посланников для участия в праздновании Пасхи. Один из них, по имени Елиоз, был очевидцем крестных страданий Господа Иисуса Христа и уверовал в Спасителя. Он сумел приобрести ризу Господню у того воина, которому она досталась по жребию, и вернулся с ней в Мцхет. Хитон Господень хранился в Грузии до начала XVII столетия.

В 1616-1617 годах Грузию завоевал персидский шах Аббас I. Желая найти расположение русского царя Михаила Феодоровича Романова, правитель Персии в марте 1625 года передал Ризу Господню в Москву в дар Святейшему Патриарху Филарету. Святыня была помещена в золотой ковчег, украшенный драгоценными камнями. Поскольку Ризу подарил иноверный правитель, то стали искать доказательства подлинности присланной святыни. Греческие и иерусалимские архиереи и архимандриты, находившиеся в то время в Москве, единогласно подтверждали, что в их Церквах сохраняется предание о том, что риза Спасителя хранится в Грузии, куда она была перенесена воином, бывшим при распятии Иисуса Христа. Патриарх Филарет пожелал иметь свидетельство свыше. Указом от 22 марта 1625 года повелевалось: «Во всех монастырях держать семидневный пост и во всех храмах молить Господа Бога, чтобы Он Сам явил Свою волю о той святыне; а самую святыню с пением молебнов в крестных ходах носить по городу и возлагать на больных». Многие больные после возложения на них ризы Господней получали исцеление. Было выявлено 14 случаев чудесных исцелений от Ризы Господней в течение Крестопоклонной недели. Это неоспоримо свидетельствовало о подлинности святыни. 27 марта честная Риза была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля. Вскоре для хранения «пребогатого сокровища» был устроен медный шатер в юго-западном углу собора, в приделе святых апостолов Петра и Павла. Православные христиане в великом множестве приходили в Успенский собор, чтобы поклониться Ризе Спасителя. Одержимые тяжкими недугами, не имевшие возможности дойти до собора, просили приносить ризу Господню к ним домой для исцеления. Просили так часто, что ризу разделили на несколько частей. По описи Успенского собора Московского Кремля 1627 года в храме было три части ризы Господней.

В 1626 году Святейший Патриарх Филарет передал малую часть Ризы Господней в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь города Костромы в память о призвании на царский престол в стенах обители его сына – Михаила Феодоровича  Романова. В течение трех столетий часть Ризы Христовой хранилась в особом ковчеге над царскими вратами; в дни праздников с помощью особого устройства ковчег спускали для поклонения верующим.

В годы безбожных гонений, когда в стенах Ипатьевского монастыря был размещен музей, святыня была спасена от поругания сотрудницей музея, тайно исповедующей Православие, и отдана на хранение духовнику Костромской епархии – протоиерею Павлу Тюрину.  В 1989 году протоиерей Павел передал часть Ризы Господней новорукоположенному епископу Александру (Могилеву), вступившему в управление Костромской и Галичской епархией (ныне – митрополит Астанайский и Казахстанский). В 2005 году после возобновления монашеской жизни в Ипатьевской обители часть святыни была возвращена в монастырь, другая – осталась по завещанию архиепископа Костромского Кассиана (Ярославского) и протоиерея Павла Тюрина для хранения у архиепископа Александра (ныне – митрополит Астанайский и Казахстанский).

В Казахстан святыня была доставлена митрополитом Александром после его назначения на Казахстанскую кафедру. Часть Ризы Господней хранится в домовом храме резиденции Главы Православной Церкви Казахстана и износится по особым случаям для молитвенного поклонения и духовного укрепления верующих.