Архив официального сайта mitropolia.kz

Выступление митрополита Астанайского и Казахстанского Александра на XVII Филаретовских чтениях: «Жизненный подвиг святого праведного Иоанна Кронштадтского. К 25-летию со дня канонизации святого»

Печать PDF

Выступление митрополита Астанайского и Казахстанского Александра на XVII Филаретовских чтениях: «Жизненный подвиг святого праведного Иоанна Кронштадтского. К 25-летию со дня канонизации святого»8 июня 1990 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, собравшемся для избрания своего нового Предстоятеля, было принято Определение о причислениии к лику святых всей Русской Православной Церкви святого праведного Иоанна Кронштадтского.

 

 

Через два дня состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. А уже 14 июня Святейший возглавил торжественный чин канонизации праведника в городе на Неве, у стен недавно возвращенного Церкви женского монастыря в честь преподобного Иоанна Рыльского на реке Карповке. 

Еще в сане митрополита Ленинградского и Новгородского, в сентябре 1989 года будущий Патриарх инициировал вопрос о канонизации отца Иоанна, передав соответствующие документы в Комиссию по канонизации святых Московского Патриархата. И так случилось, что первым значимым общецерковным событием в период нового патриаршества стало прославление Кронштадтского пастыря.
   
6 сентября 1991 года городу на Неве возвратят историческое имя – Санкт-Петербург. Уже в скором времени в Иоанновском монастыре будет воссоздан храм-усыпальница о. Иоанна, и он станет любимым местом паломничества всех православных гостей северной столицы России. Примечательно, что и завершение патриаршего служения Алексия II также прошло под знаком событий, связанных с именем великого праведника земли Русской. 22 сентября 2008 года Святейший посетил Кронштадт. В тот день он освятил мемориальную квартиру отца Иоанна.  8 сентября состоялось последнее публичное выступление Патриарха Алексия, на открытии Всероссийской выставки - форума «Православная Русь» в Москве, одной из тем которой было 100-летие со дня преставления святого праведного Иоанна Кронштадтского. 5 декабря Патриарх Алексий II скончался, и основные торжества 100-летия памяти великого праведника выпало проводить в январе Местоблюстителю Патриаршего престола, нынешнему Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. 

Все эти обстоятельства свидетельствуют о продолжающемся особом промышлении святого над нашей Церковью, которое простирается на десятилетия и века.

Святейший Патриарх Кирилл принял самое деятельное участие и в мероприятиях нынешнего лета 2015 года, посвященных 25-летию канонизации праведника.  Центом торжеств стала родина святого, село Сура Пинежского района Архангельской области. В тот день в своем слове после окончания Божественной Литургии в Успенском соборе Иоанно-Богословского женского монастыря, Предстоятель нашей Церкви нашел замечательные и очень точные слова о значении подвига святого Иоанна Кронштадтского для нашей страны и русского народа.  Святейший говорил о той «…радости, которая возникала в людских сердцах от одного упоминания имени отца Иоанна… . Наверное, причина особого отношения нашего народа к святому праведному Иоанну — в силе его слова, в силе его веры, в тех добрых делах, которые он совершал, и в том мужестве, с которым он боролся за Святую Русь».

Об отце Иоанне можно рассказывать бесконечно. Его уместно назвать практически нашим современником. Некоторые из свидетелей его земной жизни, его молитвенного подвига и чудес, сподобились дожить до дня канонизации. Мне посчастливилось быть лично знакомым с такими людьми. Мой духовный отец, приснопамятный святитель, архиепископ Тихвинский Мелитон (Соловьев), умерший в 1986 году, лично слушал наставления о. Иоанна. В его судьбе случилось и явное чудо. В 1934 году молодому иерею Михаилу Соловьеву отец Иоанн явился в сонном видении. Явление было очень ярким. Праведник повелительно обратился к священнику со словами: «Исповедуй меня!». На следующий день отца Михаила арестовали. Следователь на допросе задал вопрос: «Правда ли, что Вы почитаете монархиста, священника Иоанна Сергиева?». В тот страшный час владыка Мелитон не отрекся от имени праведника.

С могучей силой ветхозаветных библейских пророков протоиерей Иоанн обличал отступление народа от веры отцов и норм жизни Православной Церкви. Многие при знакомстве с его проповедями удивляются, насколько велик в них обличительный пафос, насколько жестоко слово проповедника. Нет, не слово пастыря было жестоко, а сама жизнь была таковой. И перечитывая сегодня эти суровые проповеди, не знаешь, чему удивляться больше: его смелости и прозорливости, или тому, насколько они актуальны и по сей день. «Браки поруганы, семейная жизнь разлагается, твердой политики не стало, всякий политиканствует, все желают автономии. Не стало у интеллигенции любви к Родине, и они готовы продать ее инородцам, как Иуда предал Христа злым книжникам и фарисеям. Настал, в полную противоположность Евангелию, культ страстей плотских, полное, неудержимое распутство с пьянством, расхищение, воровство казенных и частных банков, и почтовых учреждений и посылок, и враги России готовят разложение государства».

А вот знаменитая пророческая цитата, которую приводят чуть ли не в каждой книге о судьбах Православной Церкви в XX веке: «Бог отнимет у русского народа благочестивого Царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозванных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами».

Иоанн Ильич Сергиев был сыном скромного сельского диакона Архангельской губернии.  Подобно великому Ломоносову, после окончания Архангельской духовной семинарии, Иоанн отправился в Санкт-Петербург для продолжения образования. Первоначальным устремлением его молодой души было посвятить себя миссионерскому служения среди коренных народов Сибири и Северной Америки. Ведь в 40-е и 50-е годы активно развивалась деятельность основанной святителем Иннокентием (Вениаминовым) православной миссии на Камчатке, Алеутских островах и Аляске.

В 1855 году Иоанн окончил курс Академии со степенью кандидата богословия.  Тогда же состоялось его венчание с дочерью протоиерея Кронштадтского Свято-Андреевского собора Елизаветой Несвицкой. Отметим, что по обоюдному согласию о. Иоанн не жил брачной жизнью со своей супругой, она оставалась ему сестрой во Христе, помощницей и сомолитвенницей.

В соответствии с традициями нашей Церкви того периода, он принял сан священника и стал штатным клириком того же храма. В том, что это - воля Божия, отец Иоанн не сомневался: За некоторое время до окончания Академии в сонном видении он увидел Андреевский собор как место будущего служения.  

Всемилостивый Господь, устраивающий жизнь каждого христианина для пользы и спасения окружающих его людей, благословил о. Иоанну навсегда поселиться близ имперской столицы.  Бог вознес его на высоту общественного служения.  На рубеже XIX и XX столетий в православной России не было более авторитетного человека, чем прославленный Кронштадтский пастырь.

Жизненный и духовный подвиг Кронштадтского праведника исследован достаточно хорошо. О нем написаны многие книги и  монографии. Но каждый раз, когда в преддверии дня его памяти перечитываешь житие подвижника, знакомишься с новыми или уже известными воспоминаниями о нем, личность пастыря открывается своими новыми сторонами. 

К примеру, обратим внимание на то, где и в какой обстановке проявился и достиг небывалых высот пастырский талант отца Иоанна. Кронштадт и поныне представляет собой мощную крепость, насыщенную фортификационными сооружениями, артиллерийскими батареями, заграждающими фарватеры Финского залива. Как раз на рубеже веков там велось активное военное строительство. В 1888 году закончилась полная перестройка крепости, которой руководил замечательный военный архитектор, инженер-генерал Эдуард Тотлебен. Позже началось строительство мортирных батарей, отработка приемов управления минными заграждениями. В 90-х годах изобретатель радио, Александр Степанович Попов под Кронштадтом проводил опыты по телеграфированию на кораблях Балтийского флота. 

Жизнь матросов и военных была тяжелой, труд их суров. Кронштадт много страдал от наводнений, которым в настоящее время противостоит знаменитая дамба – комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга. Во время знаменитого наводнения 1824 года стихия снесла практически все деревянные постройки города.  В порту и на заводах Кронштадта трудились нищие озлобленные люди. В 1905-06 годах Кронштадт был потрясен двумя восстаниями солдат, матросов и городской бедноты, в которых приняли участие порядка 5000 человек. На несколько дней город практически оказался в руках восставших, что привело к погромам складов, винных магазинов и жилых домов. То есть, если в те годы нужно было найти наиболее неблагополучный в социальном отношении город рядом со столицей, то, без сомнения, таковым может считаться Кронштадт.
Среди нищеты, пьянства, разочарований и озлобленности происходило становление молодого пастыря. Какой замечательный урок для всех нас! Особенно для священнослужителей, которые привыкли сетовать на религиозное равнодушие и низкий нравственный уровень паствы на отдаленных сельских приходах. Конечно, социальное и нравственное неблагополучие вокруг – это серьезный вызов молодому иерею. И в таких обстоятельствах приведем на память образ жизни отца Иоанна. Его житие свидетельствует, как много может сделать высокий нравственный пример духовной жизни одного конкретного пастыря.

А на чем основан этот пример духовной жизни? Сила Божественной любви, которая приобретается подвижническим аскетическим трудом, делает пастыря способным к успешному служению.

В своих многочисленных дневниковых записях отец Иоанн раскрывает образ деятельности пастыря. Вот, например, его рассуждения о необходимости в любых обстоятельствах сохранять мирный дух: «…Ты озлобляешься на ближнего, презираешь его, говорить с ним мирно и любовно не хочешь за то, что он имеет нечто грубое, отрывистое, небрежное, неприятное тебе в своем характере, в своей речи, в своих манерах, – за то, что он сознает свое достоинство, быть может и больше надлежащего, или что он несколько горд и непочтителен; но ты виновнее его, врач и учитель ближнего: врачу, исцелися сам (Лк. 4, 23); учитель, научись сам. Злоба твоя есть горшее зло всякого зла; злобою разве можно исправлять зло?  Зло, недостатки исправляются добром, любовью, ласкою, кротостью, смирением, терпением».

Служение о. Иоанна важно для нас и в том смысле, что оно изображает картину полнокровной приходской жизни. Это тоже для нас чрезвычайно актуально.  Богослужение, исповедь и причащение Святых Таин Христовых, безусловно, составляют основу всякой приходской деятельности. Но не будем забывать о многочисленных начинаниях социального характера, об образовательной деятельности, миссионерских путешествиях кронштадтского пастыря. Отцу Иоанну было ясно, что невозможно ограничиваться стенами храма. Дух, горящий любовью Христовой, ищет разнообразные формы проявления. 

В сборнике «Моя жизнь во Христе «об этом сказано ярко и афористично: «Не должно ни у кого и спрашивать, нужно ли распространять Славу Божию пишущею рукою, или словесно, или добрыми делами. Это мы обязаны делать по мере сил своих и возможности. Таланты надо употреблять в дело. Коли будешь задумываться об этом простом деле, то диавол, пожалуй, внушит тебе нелепость, что тебе надо иметь только внутреннее делание».

В год 25-летия канонизации отца Иоанна Кронштадтского мы вспоминаем о драгоценных связях чудотворца с Казахстаном. Эти связи необычайно крепкие.
Еще в 1893 году епископ Туркестанский и Ташкентский Григорий (Полетаев) обратился с воззванием «К братьям архиереям» о сборе средств на церковно-строительное дело в Туркестанской епархии. Это воззвание положило начало созданию епархиального фонда, благодаря чему стало возможным, в частности, и создание Вознесенского кафедрального собора в городе Верном. Свой весомый взнос в этот фонд сделал отец Иоанн Кронштадтский.
В 1895 году в России был организован сбор пожертвований на строительство Свято-Троицкого Иссык-Кульского мужского монастыря. Среди самых крупных жертвователей – отец Иоанн Кронштадтский. Он благословил монастырь и Феодоровским образом Божией Матери с надписью: «В Семиреченскую область в Свято-Троицкий монастырь в благословение жертвую сию икону. Протоиерей Иоанн Сергиев из Кронштадта, 4 января 1896 года».

С молитвенной и финансовой поддержки отца Иоанна начала в 1895 году свою деятельность Православная Киргизская миссия в городе Семипалатинске, о чем свидетельствует первый начальник Миссии архимандрит Сергий (Петров; † 1935).
По представлению павлодарского купца Артемия Ивановича Дерова отец Иоанн благословил разработку в 1896 году Воскресенского угольного рудника, положив начало Экибастузскому разрезу – крупнейшему угольному месторождению Казахстана.

В 1896 году Кронштадтский пастырь по пути в Омск сделал остановку в городе Петропавловске. На перроне железнодорожного вокзала любимого батюшку приветствовала депутация петропавловского купечества во главе с градоначальником В.И. Черемисиновым, который рассказал отцу Иоанну о новопостроенном кладбищенском храме во имя Всех святых. Отец Иоанн благословил доброе дело горожан и передал денежное пожертвование на храм.
В память об этом знаменательном событии и ныне во Вехсвятском храме города Петропавловска хранится портрет Кронштадтского праведника.
Многие  подвижники, чья жизнь была связана с Казахстаном, находились в  духовной связи с Кронштадтским пастырем. В 1917 году на кафедру Верненскую и Семиреченскую прибыл епископ Пимен (Белоликов), будущий первомученик Казахстанский.

Епископ Пимен через протоиерея Иоанна Орнатского находился в свойском родстве с отцом Иоанном Кронштадтским и был его воспитанником. Будучи юношей, епископ Пимен часто проводил каникулярное время в доме отца Иоанна. Под благодатным влиянием Кронштадтского пастыря формировался духовный облик будущего святителя и мученика.
Почитаемый в Алма – Ате подвижник, странник Виктор Матвеев, расстрелянный в 1937 году, был в детстве исцелен отцом Иоанном Кронштадтским от неизлечимой болезни и получил от него благословение на свой подвиг. 

Митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), расстрелянный в местечке Лисья балка, близ Чимкента, происходил из семьи псаломщика г. Кронштадта. Никто из иерархов Русской Православной Церкви не находился с отцом Иоанном в таких близких доверительных отношениях. В 1900 году молодым священником он приехал на служение в Свято-Троицкую кладбищенскую церковь Кронштадта из столичного храма только для того, чтобы быть рядом со своим духовным отцом и другом. В 1904 г состоялась его архиерейская хиротония во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. Именно ему было поручено произнести надгробное слово у гроба почившего великого пастыря.

В Казахстан в ссылку в 30-х годах были отправлены многие насельницы Иоанновского монастыря на Карповке. Подобное перечисление можно продолжать еще долго.

Сегодня, завершая год 25-летия канонизации великого праведника Земли Русской и светоча Вселенского Православия, святого праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского, мы с благоговением взираем на его подвиг и учимся у него строить церковную жизнь по его заветам.
Святый праведный отче Иоанне, моли Бога о нас!