Архив официального сайта mitropolia.kz

Обращение митрополита Астанайского и Казахстанского Александра в связи с 1000-летием преставления равноапостольного князя Владимира

Печать PDF

Обращение митрополита Астанайского и Казахстанского Александра в связи с 1000-летием преставления равноапостольного князя ВладимираВаши Преосвященства! Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, жители земли Казахстанской! Текущий год ознаменован для всех нас исторически и духовно значимой датой – Русская Православная Церковь и вся полнота Православия молитвенно отмечают 1000-летие со дня преставления ко Господу равноапостольного великого князя Владимира – Крестителя Руси.

 

«Восхвалим славных мужей и отцов нашего рода: много славного Господь являл чрез них, величие Свое от века» (Сир. 44:1-2), – слышим мы призыв библейского праведника. Предлагая верующим духовно почтить юбилейные и памятные даты, связанные с именами святых, Церковь обращает внимание своих чад на подвиги подвижников благочестия, призывает увидеть в их житиях добрые примеры для подражания, извлечь спасительные уроки, напитать души через молитвенное общение с ними. «Взирая на святых, доблестных и терпеливых подвижников, которые даны нам вместо светил, станем сообразовывать свою жизнь с их мужеством и терпением, чтобы, по переселении отсюда, молитвами их могли мы увидеть их и приветствовать, и быть помещенными в небесные их обители», - учит нас святитель Иоанн Златоуст.

Святого благоверного князя Владимира можно отнести к тем подвижникам, значение которых со временем не умаляется, а скорее, возрастает. Выдающийся русский историк прошлого века А.В. Карташев писал: «Мы только еще начинаем пристально вглядываться в учительный образ отца нашей нации по плоти и по духу – в образ святого князя Владимира, только начинаем разгадывать и постигать его святые заветы. Всем известные черты его жизненного подвига вырисовываются пред нами все с большей грандиозностью и значительностью».
Драгоценно для каждого, кто считает себя верным чадом Русской Православной Церкви, независимо от национальной принадлежности, языка, культуры или места проживания, житие Крестителя Руси, с исторической подробностью сохраненное в летописных памятниках преподобным Нестором, митрополитом Киевским Иларионом и черноризцем Печерским Иаковом.

На путях Промысла Божия в жизни народов и стран князю Владимиру довелось сыграть исключительную роль. Одно то обстоятельство, что спустя тысячелетие после окончания его земной жизни, имя князя прославляется, а его жизнь привлекает пристальное внимание православных христиан на всех континентах в разных странах мира – там, где открыты приходы Русской Православной Церкви, -говорит о многом. «Его мудрый выбор изменил весь ход нашей истории, ибо Он принес нам весть о Спасителе мира Христе — Немеркнущем Солнце Правды… Благодаря этому святому правителю была основана Церковь Русская, которая вот уже более тысячи лет несет людям слово жизни, любви и мира и в которой мы, как и наши предки, обретаем Царство Небесное», - говорит в своем юбилейном послании Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
«Удивления достойно, - пишет преподобный Нестор Летописец о князе Владимире в Повести временных лет, - сколько он сотворил добра Русской земле, крестив ее. Мы же, христиане, не воздаем ему почестей, равных его деянию. Ибо если бы он не крестил нас, то и ныне бы еще пребывали в заблуждении дьявольском». Совершив духовный, культурный и цивилизационный выбор в пользу византийского православия, создав основы синтеза религиозной веры греков с национальными особенностями душевного уклада славянских, финно-угорских и тюркских племен, князь Владимир раз и навсегда заложил тот культурный код стран Русского Мира, который оказался неразрушимым, несмотря на все тягостные испытания, и слом которого будет означать страшную катастрофу в человеческой истории.

Святой князь Владимир дорог нам не только как основатель новой христианской цивилизации, как просветитель множества народов и, по выражению А.В. Карташева, «отец русской культуры». Благоверный Креститель Руси являет нам в своем житии величие преображающей силы Божией. «Если и пребывал он прежде в скверных похотных желаниях, однако впоследствии усердствовал в покаянии, по слову апостола: "Где умножится грех, там преизобилует благодать"», - рассказывает нам Летописец. «Первые годы жизни и княжения Владимирова не утешительны, как деяния человека, косневшего во тьме язычества, которое не умягчает сердца», - комментирует жизнь князя Владимира до крещения духовный писатель XIX века А.Н. Муравьев. Но «Слово Божие живо и действенно» (Евр. 4:12), и вчерашний ревностный и сластолюбивый язычник становится истинным христианином, не на словах, а на деле следующим евангельским заветам. «Владимир-идолопоклонник, - говорит святитель Николай Сербский, - преобразился в христианского святого. Будто на какой-то таинственной стене стерли изображение демона и начертали Ангела!». Духовное перерождение князя Владимира является ярким свидетельством исцеляющего действия Божественной благодати, способной через покаяние кардинальным образом менять человеческую природу, веским доказательством того, что нравственное преображение личности «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:27). «Каким утешением является такая личность, как он, для каждого из нас – грешного, слабого - когда мы видим, что такой же, как мы человек смог открыть Бога, и так глубинно, так потрясающе измениться во всем», - размышляет митрополит Сурожский Антоний.
По слову святителя Иоанна Златоуста: «Памятниками святых служат не могилы, гробницы, столбы и надписи, но добрые дела, ревность по вере и чистая перед Богом совесть». Главным памятником равноапостольному князю Владимиру является святая Православная вера, всем сердцем принятая и возлюбленная им, и переданная нам с вами. Об этом он молился при крещении своего народа в Днепровской купели: «Боже великий, сотворивший небо и землю, обрати взор Свой на новые люди Своя; дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, и утверди в них веру правую».
Восприняв веру апостольскую, князь Владимир, всецело осознал, что является ключевым моментом всей духовной жизни христианина, ядром евангельского нравственного богословия. Это две заповеди - любовь к Богу и любовь к ближнему, на которых «утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:40).

«Не могу описать многие его милости, - удивляется добродетелям князя Печерский монах Иаков, - и в городах, и в селах, везде оказывал милосердие, нагих одевая, голодных питая, жаждущих поя, странствующим покой давая; церковных служителей почитая, и любя, и милуя; подавал им нужное, нищих и сирот, и вдовиц, и слепых, и хромых, и страждущих, всех миловал, и одевал, и кормил, и поил».

Равноапостольный князь Владимир учит нас, что не может и не должно быть разделения в нашей религиозной жизни между вероучительной, теоретической частью, и практическим исполнением заповедей. Созерцая духовными очами Жертву Христа, видя Его снисхождение в любви к человеку «даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8) мы можем понять, что любовь есть в первую очередь способность отдать себя другим. Как сказал в одной из своих проповедей Предстоятель нашей Церкви Святейший Патриарх Кирилл: «Готовность отдать себя и часть своей жизни, времени, заботы, денег, человеческого тепла и участия другому и есть проявление любви — не красивые слова, а способность разделять с другим свою жизнь».

Бережно хранить святое Православие, любить Церковь Христову, изучать самим и передавать нашим детям основы апостольской и святоотеческой веры, и, конечно же, жить по законам евангельской любви и правды – вот главные заветы, оставленные нам великим благоверным князем Владимиром.

Желаю, чтобы праздничные богослужения и научные конференции, художественные выставки и уроки в воскресных школах, концерты и благотворительные акции, все разнообразие юбилейных мероприятий, которые проходят и еще будут проходить в епархиях Казахстанского Митрополичьего округа, послужили воплощению в жизнь великого духовного наследия, завещанного нам Крестителем Руси – равноапостольным князем Владимиром.


Глава Митрополичьего округа
Русской Православной Церкви в Республике Казахстан

 Митрополит Астанайский и Казахстанский
Митрополит Астанайский и Казахстанский