Премьерный показ фильма «Поп» режиссера В. Хотиненко, проводимый Славянским культурным центром Павлодарской области в рамках ежегодной майской акции для молодежи «Не воевавшие, мы помним», в этом году был приурочен к празднованию 65-летия победы в Великой Отечественной войне, которую вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков.
К назначенному времени кинозал центра был заполнен до отказа. В зале присутствовали ветераны Великой Отечественной войны, представители городского духовенства: игумен Иосиф (Еременко), протоиерей Константин Кутасевич, священники Артемий Жданов и Роман Миронов, преподаватели Воскресных школ храмов города, члены Павлодарского православного молодежного клуба «Ставрос», активисты молодежного крыла Малой Ассамблеи народа Казахстана Павлодарской области.
Перед началом показа фильма игумен Иосиф сказал:
«История Русской Православной Церкви всегда была неотделима от гражданской истории России. Неотделима она и от истории советского государства. И если патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы войны нам известна достаточно хорошо, то положение и служение Русской Церкви на оккупированных немцами территориях СССР в 1941-1944 гг. еще ждет серьезного и глубокого изучения и осмысления.
Советские исследования о положении Церкви на оккупированных территориях носили явно тенденциозный характер, обусловленный тем, что советская историческая наука находилась под гнетом идеологического давления КПСС. Церковные же историки в советский период вообще не имели возможности разрабатывать эту тему.
Так, до недавних пор была окутана пеленой тайны и домыслов история Псковской миссии…
На оккупированной территории СССР существовала «Православная миссия в освобожденных областях России», известная также как «Псковская православная миссия», охватившая Псковскую, Новгородскую, Ленинградскую и Калининскую области. Во главе Миссии стоял Экзарх Московского Патриархата в Прибалтике митрополит Сергий (Воскресенский; †28.04.1944).
За время существования Миссии (с августа 1941 г. по февраль 1944 г.) на этой огромной территории, где к 1941 году церковная жизнь практически замерла, положение было близким к безнадежному, стали действовать более трехсот приходов, велись миссионерская и церковно-педагогическая работа. Находясь под двойным контролем – со стороны оккупационных властей и советских партизан, – православные священники организовывали постоянный сбор средств для помощи советским военнопленным, находившимся в фашистских концлагерях, совершали там богослужения, прятали у себя партизан, людей, разыскиваемых гестаповцами, принимали беженцев, сирот…
В присутствии немцев священникам приходилось в проповедях призывать народ к смирению и хвалить немцев за то, что они способствуют возрождению христианства на оккупированных землях. Но чаще всего они обращались к памяти русских воинов, сражавшихся за Родину, вспоминали Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина, Дмитрия Пожарского, Федора Ушакова, Александра Суворова, Михаила Кутузова, вселяли в сердца людей уверенность, что и этих захватчиков рано или поздно сметут с лица земли Русской. В 1942 году предполагалось празднование 700-летия Ледового побоища. А в то время берега Чудского озера были в плену у новых псов-рыцарей. Но русские священники обнадеживали прихожан, говоря, что святой князь Александр Невский незримо явится и вновь одержит победу…
С отступлением немецких войск прекратила свою работу и Псковская миссия. Многие из священников и сотрудников Миссии были репрессированы советскими органами власти и либо уничтожены, либо приговорены к длительным срокам пребывания в концлагерях СССР. Своим мученичеством эти пастыри засвидетельствовали верность Христу и Его Церкви. Часть же духовенства ушла на Запад и там продолжала окормлять русских эмигрантов послевоенного исхода (второй волны).
"Наша жизнь и работа при немецкой оккупации, – писал в 1946 году бывший сотрудник Миссии протоиерей Георгий Бенигсен, – были непрерывной борьбой с немцами за душу русского человека, за наше право служить этой душе, служить нашему родному народу, из-под ига подпавшему под иго другое. Сегодня нашу борьбу хотят изобразить как сотрудничество с фашистами. Бог судья тем, кто хочет запятнать наше святое и светлое дело, за которое одни из наших работников, в том числе священники и епископы, погибали от пуль большевицких агентов, других арестовывало и убивало гитлеровское гестапо"…
Фильм Владимира Хотиненко, как и одноименный роман Александра Сегеня, по которому и снимался фильм, возвращает доброе имя священникам Русской Православной Церкви, которые в годы войны оказались на захваченной немцами территории и затем подверглись незаслуженным преследованиям как мнимые «пособники» оккупантов. На самом деле в труднейших условиях эти люди сумели остаться и пастырями, исполняющими свой долг, и патриотами своего Отечества».
Игумен Иосиф пожелал, чтобы просмотр этой картины был для всех не только приятным, но вдумчивым и полезным.
По окончании фильма, пока шли титры, все зрители стоя аплодировали.
Затем прошла зрительская конференция, на которой состоялся заинтересованный обмен мнениями о фильме, о работе режиссера и актеров, и о той ситуации, в которой оказались православные священники на оккупированных территориях. Равнодушных не было.
Т.И. Кузина, председатель Славянского культурного центра Павлодарской области, передала зрителям приветствие от создателя фильма В.И. Хотиненко, рассказала о съемках фильма, которые проходили в Белоруссии, и сообщила, что на заседании Наблюдательного, Общественного и Попечительского советов по изданию «Православной энциклопедии», прошедшем 29 апреля т.г. в Храме Христа Спасителя в Москве, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл объявил о присуждении фильму «Поп» первой Патриаршей премии в области киноискусства. Наградной знак Патриаршей кинопремии будет вручен создателям фильма «Поп» 25 мая 2010 г. на заседании Всемирного русского народного Собора.
Игумен Иосиф ответил на вопросы зрителей.
Пресс-служба Благовещенского собора г. Павлодара.
Фото А. Пархоменко.