Архив официального сайта mitropolia.kz

Семинар-Совещание в Академии МВД РК

Печать PDF

29 апреля 2010 года  ключарь Вознесенского кафедрального собора протоиерей Александр Суворовпротоиерей Александр Суворов принял участие в республиканском семинаре совещании на тему «О состоянии взаимодействия ОВД и государственных органов в области борьбы с проявлениями экстремизма и терроризма».
Открыл семинар-совещание заместитель министра внутренних дел Куренбеков Амантай Жанкеевич.
В семинаре приняли участие представители отделов по борьбе с экстремизмом со всех областей страны.
Протоиерей Александр Суворов выступил с докладом на тему

«Взаимодействие Церкви и правоохранительных органов, профилактика молодежной преступности».

Государственная власть  уделяет немало внимания решению различных социально-экономических вопросов, и это весьма немаловажно для профилактики различных правонарушений, ибо когда у человека есть работа, семья, то редко такой гражданин пойдет на нарушение закона. Это общеизвестные истины, и вряд ли вы пригласили меня, как представителя церкви, чтобы услышать то, что является общеизвестным. Но какова роль религии, какова роль церкви в этом общем для нас всех деле?

Экономическая ситуация, которая сложилась в мире и отразилась на состоянии экономического развития нашего государства, не могла не сказаться и на духовной стороне развития общества. Разбалансировка всех сторон жизни и отсутствие уверенности в завтрашнем дне привели к естест­венным негативным последствиям: обострению криминальной обстановки и падению нравственности. А ведь именно через повышение уровня духовной культуры народа происходит, как показывает история, и возрождение всех сфер деятельности человеческого общества. Деятельность правоохранитель­ных органов в этой связи – не исключение.

Ваш тяжелый ежедневный труд, труд сотрудников органов внутренних дел, практически все­гда связан с разрешением проблемы борьбы добра и зла, реализацией идеи справедливости. Отсюда вытекают и высокие требования к духовно-нрав­ственному потенциалу. Прежде всего, это чувство долга и патриотизма, раз­витие профессиональной чести и достоинства,  уважение к человеку, его пра­вам и свободам. При создании этого фундамента, на котором должна стро­иться профессиональная деятельность сотрудников правоохранительных органов, на первый план выдвигается работа по формированию внутренней духовности каждого со­трудника. Но чтобы эта работа была целенаправленной и успешной, нужна еще и внешняя опора. В Казахстане  такой надежной основой для духовного ста­новления личности могут стать традиционные для нашей страны конфессии. При этом у православной Церкви есть такой опыт, как в соседней России, так и у нас на местах. Важную роль  необходимо уделить вопросу окормления пенитенциарных учреждений. В своем Послании народу Казахстана, глава Государства выразил большую обеспокоенность тем фактом, что у нас практически никто не занимается реабилитацией освободившихся из мест заключения. В результате они пополняют число преступников. Это тревожный синдром, насколько возможно мы стараемся помогать освободившимся из мест лишения свободы, но наши возможности небезграничны, и нам не обойтись без поддержки государства. Немаловажно также изменить отношение самих сотрудников полиции к подобным людям. Есть пословица  - от тюрьмы и сумы не зарекайся, человека, желающего действительно исправиться, изменить свою жизнь, надо поддержать. В этой сфере нам особо необходимо сотрудничество. Человеку надо дать надежду, ибо от безысходности пополняются ряды экстремистов.

Немаловажным фактором является профилактика преступности среди молодежи. В этой сфере важна работа, которую проводит Православная церковь и Духовное управление мусульман Казахстана совместно с министерством Юстиции. Наши священники посещают учебные заведения, где мы совместно  с нашими братьями-мусульманами проводим беседы, разъясняя нашей молодежи, что «не все, то что сверху от Бога». В этом плане слово, личное общение очень важно, как говорят казахи «?ткен к?н оралмас, ??нды с?з жо?алмас» ( Прожитый день не вернется, а мудрое слово останется)

Проблема поиска эффективных форм и методов противодействия силам терроризма и экстремизма является одной из актуальных социальных проблем, как для международного сообщества, так и для нашей страны. Силовые методы борьбы с терроризмом и экстремизмом необходимы, но они носят чисто тактический характер. Стратегически же решить задачи, связанные с предупреждением конфронтационных процессов, можно лишь на основе системной деятельности профилактического характера, с использованием, в том числе, и возможностей общего и профессионального образования.

Одним из важнейших направлений профилактики терроризма и экстремизма международными документами и научным сообществом признается воспитание уважения к друг другу у подрастающих поколений, различных групп молодежи. Толерантность, по нашему мнению, как ценностно-смысловая характеристика сознания современного человека, составляющая его мировоззрения и установка поведения, может и должна рассматриваться также в качестве составляющей и показателя социального и духовно-нравственного здоровья подрастающих поколений.

Присущая любому этносу постоянная социокультурная антитеза «Мы – Они», «Свои – Чужие», с одной стороны, является важным фактором социально-культурной самоидентификации этнической группы в окружающем социуме, без которой невозможна успешная адаптация. Но, с другой стороны, означенная антитеза может привести к абсолютизации культурных различий в сознании части представителей этнической общности (отдельных её групп), создать потенциальный очаг напряженности, стать источником развития эгоцентризма и национализма. Вышеотмеченные тенденции свидетельствуют о наличии актуальной потребности в разработке научно обоснованных стратегий формирования казахстанского патриотизма, вне национальности, поддержания и развития социального и духовно-нравственного здоровья различных групп молодежи. Министерству образования и науки, целесообразно разработать соответствующие воспитательные стратегии в рамках целевых стратегических подпрограмм, ориентированных на проектирование и конструирование безопасной и здоровой образовательной и профессиональной среды.

Толерантность – понятие достаточно сложное и многоаспектное. «Толерантность, - указано в «Декларации принципов терпимости», - означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. … Толерантность – это единство в многообразии. Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а прежде всего активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека» Однако воспитание толерантности должно рассматриваться в системной взаимосвязи с гражданско-патриотическим воспитанием молодежи. Наша позиция должна заключаться в том, что мы единый народ, строим единое государство и наше единство не умаляется полиэтничностью и разными религиозными убеждениями.

Духовно-нравственное и социальное самоопределение молодежи происходит в условиях смены традиционных для нашей страны устоев жизни, ценностей и идеалов, принципов и норм. Противоречивость ныне функционирующих в обществе ценностей и норм жизни, затрудняет для взрослеющего человека процесс обретения собственной культурной, социальной, личностной идентичности стимулирует проявления недоверия и нигилизма. Так, ограничившись сказанным и подводя некоторые итоги, мы может констатировать, что общество пока не может оградить подрастающее поколение от таких деструктивных социальных явлений, как война, терроризм, бандитизм, деятельность тоталитарных общественных организацией, групп, пьянство и наркомания и т.п. Нашим детям, к сожалению, приходится с ними сталкиваться, прямо или косвенно. Научиться противостоять подобным опасностям, достойно выходить из экстремальных ситуаций без значительного ущерба для здоровья, - не просто. Задача педагогики состоит в том, чтобы помочь детям сделать правильный выбор в сложных жизненных ситуациях, реальных или потенциально прогнозируемых. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что вооружить детей знаниями о противоречивости реального бытия, научить их анализировать сложные ситуации, показать им важность мобилизации всех внутренних сил для того, чтобы справиться с трудностями, - это значит не только помочь ему адаптироваться к жизни, но и укрепить растущего человека духовно. Терроризм можно победить только воспитанием подрастающего поколения, воспитанием патриотизма. Ибо подлинный патриотизм, это искренняя и бескорыстная любовь гражданина к своей стране, ее многонациональному народу, уважительное и честное отношение к их традициям и историческому прошлому, готовность к реальным действиям по достижению свободы, процветания и благополучия всего Казахстана и каждого его жителя.

Семинар-Совещание в Академии МВД РКСеминар-Совещание в Академии МВД РКСеминар-Совещание в Академии МВД РК

Семинар-Совещание в Академии МВД РКСеминар-Совещание в Академии МВД РК