В 2014 году состоялся первый выпуск Алма-Атинской духовной семинарии.
О первом выпуске, семинарии и планах на будущее беседуем с ректором Алма-Атинской семинарии епископом Каскеленским Геннадием (Гоголевым).
- Владыка Геннадий, в 2014 году в семинарии состоялся первый выпуск. Сколько человек окончило семинарию, куда (и по какому принципу) они были распределены?
- На зимнем ученом совете мы утвердили 29 дипломных работ, но в итоге защитилось только 7 студентов пастырского отделения.
С первого года мы постарались заявить достаточно высокие требования к выпускникам семинарии. Среди выпускников есть пять священнослужителей Карагандинской епархии и два мирянина, находящихся на церковных послушаниях в Усть-Каменогорской епархии. Каждая работа будет опубликована на сайтах семинарии и епархий округа и потом издана отдельной книжкой. Трое студенток окончили регентское отделение – все они уже трудятся в храмах Алма-Атинской области.
- Нацелены ли выпускники семинарии на миссию среди местного населения, или по преимуществу на служение среди русской диаспоры?
- Говорить, что православное население в Казахстане - это диаспора, неправильно. Православных в Казахстане порядка четырех миллионов. В некоторых крупных городах они составляют большинство населения. И, конечно, священнослужители прежде всего стремятся осуществлять духовное окормление тех, кто этнически является православными.
Однако Церковь Христова открыта для всех. Среди мирян и даже священнослужителей много детей от смешанных браков. И такие христиане не мыслят себе иной Родины кроме Казахстана, являясь патриотами своего Отечества
- Как Вы оцениваете этот результат: насколько подготовленные выпускники вышли из стен семинарии? Сколько из них приняли священный сан, монашество?
- Среди выпускников первого выпуска монашествующих нет. Но возможно, один из них примет монашество. Четверо уже священники. Один из выпускников (у него, кстати, диплом № 001) - секретарь епархиального управления Караганднинской епархии.
- Есть ли какие-то значимые пробелы в их образовании, которые планируется устранять для дальнейших курсов?
- Конечно, семинария находится в процессе становления. Нам нужно обращать большее внимание на преподавание казахского языка, на знакомство с традициями народов, населяющих землю Семиречья и сары-арки с древних времен, на изучение новых религиозных движений, которых в Казахстане в последние 20 лет расплодилось великое множество. Ведь земля Средней Азии всегда была местом, где сходились и проживали представители самых разных цивилизаций. Здесь проходил Шелковый Путь. По территории нынешней Алма-Аты, по Кульджинскому тракту ехал в Великую Орду святой Александр Невский. Нужно хорошо знать культуру Казахстана, чтобы успешно осуществлять здесь священническое служение.
- Вы стали ректором в 2010 году. Можно ли подвести какие-то промежуточные итоги: что для Вас за эти 4 года служения было самым запоминающимся?
- Ректором я стал в 1995 году Сначала Костромского духовного училища, потом Костромской семинарии. Может быть, в Русской Церкви я уже самый "пожилой" ректор. Самое приятное впечатление в Алма-Атинской семинарии произошло после доклада отца Проректора на декабрьском педсовете 2010 г. Он сообщил что за все первое полугодие в семинарии студентами написано только 12 (!) объяснительных. Помню, что в Костроме бывало в день по дюжине объяснительных. Это факт: нравственный уровень студентов в Алма-Ате значительно выше, чем в российских семинариях.
Здесь много приходов с серьезным и даже жестким пастырским руководством, православные люди небольших городов и сел ценят свой храм, привязаны к храму. Храм связывает их с русской культурой. Дети очень любят храмы и глубоко проникают в смысл религиозной традиции, отличаются благочестием.
Убежден, что любое учебное заведение можно назвать состоявшимся, если в нем утвердились какие-то особые традиции, которые отличают его от других школ того же профиля. Такие традиции есть уже и у Алма-Атинской семинарии. Раз в год у нас проходит Всеказахстанская викторина, своеобразный брейн-ринг, посвященный историко-богословской тематике, На масленице - непременно литературно-музыкальный вечер, на который собирается вся православная Алма-Ата. В декабре семинария готовит Образовательные Филаретовские чтения (наш храм освящен в честь святителя Филарета, митрополита Московского), и другое. Жизнь студента проходит интересно. Да... Чуть не забыл. У нас лучшая футбольная команда, если брать все семинарии Сибири: неожиданно для всех наши ребята выиграли год назад в Томске турнир по мини-футболу.
- По Вашему мнению, какие стороны семинарской жизни сегодня требуют самого пристального внимания?
- Прежде всего, конечно, требует внимания и заботы благочестие студентов. Я уже давно ректор... И сейчас понимаю, что по неопытности раньше делал серьезные ошибки в организации воспитательного процесса, излишне надеясь на взрослую сознательность молодых людей. Студенты - это молодые люди, поведение и работа которых требуют постоянного контроля. Внимательная пастырская опека, индивидуальная работа каждого преподавателя с каждым студентом - в этом секрет успеха семинарии. Бывает, что в семинарию поступают люди, в принципе неспособные стать священнослужителями. Я считаю, что каждый студент должен непременно сам понять свое предназначение, свое место в жизни и стараюсь подвести такого неготового учиться в духовной школе человека к тому, чтобы он сам написал прошение об отчислении
- В нашей системе духовного образования развиваются две новые линии — дистанционные трансляции лекций и экзаменов и формирование штата индивидуальных наставников при каждой семинарии. Как с этим обстоят дела в Алматинской духовной семинарии?
- Дистанционная трансляция лекций полезна, но она не должна подменять курс, читаемый в каждой конкретной семинарии. Каждый курс - авторский. При нынешнем развитии средств коммуникации организовать просмотр конкретной лекции - не проблема. Но, на мой взгляд, преподаватель должен определять, что и когда смотреть его студентам в качестве дополнительного видеоматериала к его курсу.
- Сколько человек вы планируете набрать на первый курс бакалавриата на 2014/2015 учебный год?
- Планируем набрать 25 человек на 1 курс.
- Что предпочтительнее для жителя Казахстана, решившего получить духовное образование: учиться в Алма-Атинской духовной семинарии или ехать в центральные учебные заведения? Какие плюсы и минусы в обоих случаях?
- Если абитуриент не предполагает переезжать с семьей из Казахстана в Россию то, конечно же, он должен учиться в Алма-Атинской семинарии. Если молодой человек из Казахстана едет поступать учиться в Москву - это верный знак того, что в Казахстан он уже не вернется
Я не препятствую таким людям. Мы знаем, что среди преподавателей МДА есть урожденные Алма-Атинцы. И это очень приятно.
- Казахстан - страна с преимущественно мусульманским населением. Каково отношение окружающих к православной семинарии, ее студентам? Нет ли проблем, трений?
- Нет, мы пока не сталкивались с проявлением открытой межнациональной и межрелигиозной вражды. Правительство Казахстана и лично Президент Н. А. Назарбаев очень много делают для того, чтобы сохранять тысячелетние традиции мира и толерантности во многоконфессиональном обществе. Знаю, что слово "толерантность" многие православные не любят, и нарочно употребляю его. В республиках Средней Азии многое воспринимается по-другому. Здесь мы защищаем принцип светского государства и берем в союзники отдельные постулаты классического либерализма.
- Каковы дальнейшие планы по развитию семинарии? Предполагается ли открывать, например, магистратуру или какие-то новые направления деятельности?
- Перед семинарией стоят серьезные задачи в плане приведения уставных документов в соответствие с законодательством Казахстана. Дело в том, что для духовных учебных заведений (христианских и мусульманских) в Казахстане предусмотрен некий образовательный стандарт. Но этот стандарт прописан только для средних учебных заведений. В то время как мы преподаем программу пятилетнего курса обучения. Мы будем решать эти задачи.
Сердечно благодарим епископа Геннадия за то, что нашел время для нашего интервью!
Беседовала Ольга Богданова.
Портал Учебного комитета: Uchkom.info