Архив официального сайта mitropolia.kz

Епископ Каскеленский Геннадий: «Любой священнослужитель Православной Церкви Казахстана готов прийти по первому зову, чтобы содействовать взаимопониманию и миру»

Печать PDF

Епископ Каскеленский Геннадий20 марта в Алма-Ате состоялся Межконфессиональный круглый стол «Сохраним жизнь!», посвященный противодействию абортам. На вопросы корреспондента официального сайта Митрополичьего Округа отвечает организатор конференции, Управляющий делами Синода Округа, епископ Каскеленский Геннадий.

 

  

Ваше Преосвященство! В чем Вы видите значение этого Круглого стола?

Сама тема нынешней конференции является чрезвычайно актуальной, важной – как для Казахстана, так и для России. Все страны постсоветского пространства, испытавшие на себе в прошлом веке давление безбожной пропаганды, в той или иной мере сталкиваются с необходимостью объяснять своим гражданам как безнравственность, так и печальные медицинские последствия абортов. К сожалению, в государственных учебных заведениях до сих пор этому вопросу практически не уделяется внимания. Мало того, атеистическая парадигма образования настолько глубоко въелась в сознание нескольких поколений учителей, что они на выходе механически продолжают штамповать выпускников с безбожным складом мышления – даже когда на уроках подчеркивают свое уважение к религии, которое, впрочем, не простирается далее затверженных банальностей об «общечеловеческих ценностях».
А безбожный человек, к сожалению, не способен увидеть глубину этого греха. На прошлой неделе мне пришлось выступать в популярном ток-шоу телеканала «Хабар». Была выбрана тема: «Наука и религия». Пригласили продвинутую вузовскую молодежь. Чего я только не наслушался! И что Церковь сожгла Галилея, и что католики лишь несколько лет назад признали шарообразность земли, и тому подобное… Но больнее всего было воспринимать упреки в том, что религия, дескать, ограничивает свободу человека тем, что запрещает аборты. «Там же ничего нет!», - воскликнула одна девушка, показывая на свой живот.
Вопросы, связанные с искусственным прерыванием беременности, не так просты. Вам известно, что великие мудрецы древности, Платон и Аристотель, относились к абортам благосклонно, считая их разумной мерой против перенаселения городов? Аборты были узаконены и поощрялись Ленинским правительством.
В традиционных культурах, основанных на монотеизме, насильственное прерывание беременности считается грехом, отождествляется с убийством. Ответил девушке на ток- шоу: Там, внутри – живое!
Святые отцы Православной Церкви полагали, что душа творится Богом одновременно с телом, но не уточняли, в какой именно момент развития плода. Это – «тайна, ведомая одному Богу» (св. Кирилл Иерусалимский). В исламе считается, что душа вселяется в плод на 4-м месяце после зачатия. Но, даже и без души – в утробе матери уже зачато живое существо, к которому следует относиться с благоговением. Христианский писатель Тертуллиан, утверждает: «Тот, кто должен стать человеком, уже человек».
Против абортов выступают и многие неверующие люди с доброй душой, но совершенно очевидно, что при религиозном осмыслении этой проблемы, аргументация противников абортов приобретает совершенно иной вес и значение, становится неотразимой.
Очевидно также, что наша молодежь нуждается в подлинном просвещении: как нравственном, так и научном. Сегодня известно, что уже на 18-й день у зародыша формируется сердце, на 24-й - система кровообращения. Сам эмбрион обладает достоинством человеческого существа, в нем заложены все свойства, все таланты; о нем Бог имеет Свой замысел. Разве можно убивать это существо?!

Значит, проблема абортов не сводится к наличию или отсутствию религиозных взглядов?

Безусловно, это комплексная проблема, решать которую нужно системно. Среди факторов, способствующих абортам: духовное невежество и неосведомленность в элементарных последствиях для здоровья, низкий уровень жизни незащищенных слоев населения, грубость семейных отношений - это, когда муж не желает считаться с проблемами жены. Не будем игнорировать такой острый и малоосвещенный вопрос, как востребованность на мировом рынке тканей человеческого эмбриона после поздних абортов в так называемой фетальной терапии. На эту тему у нас на Круглом столе был интересный доклад. В Казахстане острее, чем в России, стоит вопрос стихийных медикаментозных абортов. Дело в том, что здесь на базарах легко можно купить из-под полы китайские таблетки, провоцирующие выкидыш. Причем, без всяких инструкций к применению. И вот, шестнадцатилетняя деваха принимает сразу несколько таких таблеток, чтобы наверняка, – и гибнет…
Но убежден – корень всех этих проблем именно в духовной жизни человека. Не случайно иногда именно навалившаяся тяжесть внезапно осознанной вины аборта приводит женщин к покаянию и пробуждает настоящее религиозное чувство. В этом, кстати, одна из причин того, что в храмах всегда много пожилых женщин. Священнику надо быть внимательным, чутким и понять, что происходит в сердце впервые пришедшей на исповедь. Обязательно нужна епитимия, но соразмерная силам и душевному устроению каждой. Как часто сталкиваешься на исповеди с явлением: ветхая старушка плачет и не может успокоиться, поминая грехи полувековой давности. Это означает, что в свое время она не понесла достаточной епитимии – и совесть ее не успокоилась.

Можно ли сказать, что позиции представителей традиционных религий в отношении абортов полностью совпадают?

Полного совпадения, конечно, нет. Так, например, в случае конфликта между жизнью матери и ребенка при родах, исламом предписывается сохранить жизнь матери. Христианская традиция не одобряет производимый в таких случаях «терапевтический аборт», принимая тем самым жертву матери ради своего дитяти. Исламское право более либерально в отношении допустимости абортов. В первые 40 дней беременности аборт порицается («мокрух»), после 40 дней - уже категорически запрещается («харам»). Но в целом налицо консенсус, который позволил нам выработать совместный итоговый документ и договориться о продолжении сотрудничества в данном направлении.
Вообще, православным христианам Казахстана чрезвычайно важно встречаться с представителями ханафитского ислама по очень простой причине: мы должны ясно представлять ту общую идеологическую платформу, на которой находимся. Это понимание позволяет нам мирно сосуществовать, совместно трудиться на благо общей Родины – Республики Казахстан. Это понимание общих принципов мировоззрения позволяет совместно противостоять религиозному экстремизму. Терроризм начинается в головах. Религиозная идеология – это то, что придает силу смертнику. Безответственная, пустая фраза: «У террориста нет религии». Это все равно, что сказать: «у футболиста нет команды». Нужно не уходить от проблемы, прикрываясь пустыми фразами, а внимательно изучать ее. Нужно знать принципы этой человеконенавистнической идеологии и грамотно опровергать их на путях теоретической мысли.
Думаю, что любое общение, любое взаимоузнавание друг друга людьми разных традиций в состоянии помочь в деле совместного противостояния злу экстремизма и терроризма. Нам импонирует позиция руководства Агентства по делам религий Республики, которое стремится объединить все здоровые силы общества в этой совместной работе. Уверен, что любой священнослужитель нашей Церкви по первому зову готов придти туда, куда его позовут, для того, чтобы содействовать установлению взаимопонимания и мира.

Инициатором Круглого стола стала Богословская комиссия Митрополичьего Округа, которую Вы возглавляете. Какие задачи поставлены перед этой Комиссией Главой Православной Церкви Казахстана?

Богословская комиссия Округа существует с ноября 2010 года. Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр поставил перед ней ряд ответственных задач. Одна из них: быть в курсе всех дискуссий, ведущихся на Общецерковном уровне, и содействовать формированию принятых Церковью точек зрения у духовенства Округа.
За это время Комиссией проделана немалая работа. Мнение нашей Комиссии учитывалось при выработке решений, касающихся всей Русской Православной Церкви, в частности, при обсуждении на Межсоборном присутствии вопроса о статусе Митрополичьих округов и митрополий.
В Комиссии велась дискуссия о присвоении гражданам Казахстана индивидуальных идентификационных номеров (ИИН), по итогом которой было составлено письмо Синода Округа на имя Президента РК Н. А. Назарбаева.
Мы провели ряд конференций научно-практического характера и миссионерских встреч. По поводу последних скажу, что у меня давно созрело желание встретиться в открытой дискуссии на телевизионном канале CNL с лидером протестантов Казахстана, пастором Максимом Максимовым. Знаю, что до его сведения довели это желание православного епископа. Но великий харизмат пока молчит…

В Митрополичьем Округе чувствуют себя в единении со всеми православными нашей Церкви. Наверное, обсуждаются вопросы, которые будоражат и общественность Москвы…

Вы имеете в виду кощунственную выходку девиц в Храме Христа Спасителя? Действительно, эта провокация не оставила равнодушными православных людей Казахстана. Может быть, казахстанцы восприняли ее вдвойне с болью. Представьте себе: православная семья из Чимкентского аула долго копит деньги, наконец - выбирается в Москву, к святыням, посетить которые – мечта всей жизни. С благоговейным трепетом входит под своды главного Храма своей Церкви. И вдруг… такое… . А ведь Храм Христа Спасителя всегда наполнен именно паломниками!
Конечно, Пушкинское «милость к падшим…» в крови у каждого русского интеллигента. И у меня тоже. И закон христианского воспитания мы помним: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром…» (Рим. 12:21). Но наша милость и наше добро должны быть зрячими и разумными. Они уместны, если пробуждают в грешнике покаяние. А если утверждают его в ощущении собственной безнаказанности, провоцируют новые преступления? Кощунство надо остановить. Остановить по закону. Помнится, в середине 80-х, мой друг, ныне протодиакон Андрей Кураев давал мне машинописную статью протопресвитера Александра Шмемана «Зрячая любовь», о творчестве Солженицына. Очень точно сказано о сущности христианской любви, которая ничего общего не имеет с чувственностью или сентиментальностью. Эта любовь - к правде Божией. Любовь, открывающая путь к спасению. Давайте проявим такую зрячую любовь к кощунницам – без ёрничанья, без заигрывания, без пафоса и страсти. Не уместно ни щипать их за мягкие места, ни требовать публичного сожжения. Все очень серьезно… Для меня представляется загадкой то обстоятельство, что женщины до сих пор не попросили прощения. Что им мешает совершить такой понятный и естественный человеческий поступок? Думается, в этой истории нам предстоит узнать еще много неожиданного….

Будем считать, что это классическое Великопостное искушение…
На одном из православных Интернет-порталов проводится интересный опрос: каждый день известный священнослужитель рекомендует полюбившуюся ему духовно-назидательную книгу. Как правило, называются творения Святых Отцов, жития святых. Как Вы считаете, уместно ли читать Великим Постом художественную литературу? Или ее необходимо исключить всю и полностью?

Исключать всю художественную литературу, конечно же, нет надобности. Наоборот, ко многим образцам русской классики следует обратиться именно в период Поста. И вы увидите, что они откроются Вам в новом свете. Мне нравится в период Великого Поста перечитывать Н. А. Некрасова. По-особому сопереживаешь его героям – русским крестьянам и крестьянкам. Перечитайте, скажем, «Мороз Красный нос». Сквозь скорбь и лишения мы прозреваем величественные устои русской традиционной семьи. На таких семьях зиждилась Православная Россия. Произведение Некрасова - это гимн самоотверженной жертвенной любви, которую воспитала в народе Церковь. Любовь эта имеет своим основанием жертвенную любовь Христа к роду человеческому, явленную на Голгофе и любовь Божией Матери к народу, населявшему Ее Дом – Святую Русь. Помните, как героиня поэмы, Дарья отправляется в монастырь к чудотворной иконе Богородицы? Сколько силы, какая вера, какая готовность к самопожертвованию! Традиционная православная семья, скрепленная духом жертвенной любви и труда ( как это показано у Некрасова) – вот что спасет нас от демографической катастрофы, в которую уводит Россию кривая абортов.

Благодарим Вас, владыка Геннадий. Желаем Богословской комиссии успешной работы.

Беседовал иеродиакон Сергий (Внуковский)

Читайте так же: