Архив официального сайта mitropolia.kz

«В церковной музыке важна верность традициям». Интервью с регентом хора Казахстанского Митрополичьего округа, Заслуженным деятелем искусств России О.Н. Овчинниковым

Печать PDF

«В церковной музыке важна верность традициям». Интервью с регентом хора Казахстанского Митрополичьего округа, Заслуженным деятелем искусств России О.Н. ОвчинниковымОлег Николаевич, Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев удостоил Вас высокой государственной награды - ордена Құрмет (ордена Почета).

 

 

От души благодарю нашего Президента, глубокоуважаемого Нурсултана Абишевича, за оказанную мне высокую честь. Сегодня, министр культуры и спорта Республики Казахстан Арыстанбек Мухамедиулы вручил мне орден Құрмет. Но сразу хотелось бы отметить, что этот особый знак признательности со стороны государственной власти является наградой для всего нашего коллектива – хора Казахстанского Митрополичьего округа, созданного и развивающегося, благодаря инициативе и непосредственной поддержке Главы Православной Церкви Казахстана митрополита Астанайского и Казахстанского Александра. И это не только награда, но и добрый стимул к дальнейшим трудам по развитию церковного певческого искусства и музыкальной культуры Казахстана в целом.

Ваша деятельность отмечена государственными званиями и многими церковными и светскими наградами. Вы являетесь Заслуженным деятелем искусств России, удостоены высокой российской награды - Ордена Дружбы и награждены церковными орденами.

Благодарю священноначалие Русской Православной Церкви и руководство Казахстана и России за оценку моих трудов. Признаюсь, что не искал ни званий, ни наград, ни какого-то особого внимания. Главная награда для меня – это возможность служить Богу и Церкви посредством исполнения хоровой музыки, дарить людям радость от встречи с лучшими образцами духовного музыкального искусства. Митрополит Александр, когда слышит от кого-либо добрые слова в свой адрес, произносит такие строки псалмопевца Давида «Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему дай славу» (Пс. 113:9). Эту фразу и мне уместно произнести, получая награду и слыша положительные оценки моей творческой деятельности.

Сегодня, Вы – известный в музыкальных кругах человек, регент с более чем 25 летним стажем. Расскажите, пожалуйста, о чем Вы мечтали в детские и юношеские годы? Каким Вы видели свое будущее?

С раннего детства, наверное, лет с шести или семи, сколько могу себя помнить, мне хотелось связать свою жизнь с Церковью. Тогда, совсем еще маленькому мальчику, мне сложно было определиться с видом своего служения Богу, но очень нравилось посещать службы, петь на клиросе, осваивать церковно-славянский язык, нотную грамоту, особенности богослужебного устава. Первым певческим коллективом, который приснопамятный архиепископ Кировский и Слободской Хрисанф (Чепиль; + 4 января 2011 года) (в последствии – митрополит Вятский и Слободской) поручил мне создать и возглавить, стал хор церкви Пресвятой Троицы в Макарье. Этот храм, в 1987 году после десятилетий гонений на Православие, первый в стране переданный верующим, стал символом возрождения Церкви на Русской земле. И первой службой, которую наш новый коллектив, состоявший из молодых людей, спел в этом храме – стал чин его великого освящения 30 октября 1988 года. Именно в то время ко мне пришла твердая уверенность, что служение регента – это мое призвание, это именно то делание, которому хотелось посвятить свой жизненный путь.

Кто повлиял на Вас в выборе жизненного пути?

Мое духовное воспитание началось в семье. Всегда с особой теплотой вспоминаю мою бабушку – Марину Ермолаевну. Она была глубоко верующим человеком, любящим Церковь Христову, ревностно хранящим традиции благочестия. Всегда удивляло то, как, несмотря на преклонный возраст и физическую немощь, она стремилась в храм, старалась не пропустить ни одного богослужения. А придя в церковь, всецело погружалась в молитву, и отвлечь ее от общения с Богом не могли ни усталость, ни теснота и духота, возникающая от большого количества народа в праздничные дни. Дома – тоже молитва, строгое отношения к соблюдению постных дней, затепленные перед иконами лампады, чтение Евангелия, рассказы о жизни древних святых и священнослужителей Вятского края, живших в недавнем прошлом.  Все это стало моей первой школой воцерковления. Моя мама – приснопамятная Калиса Васильевна - привила мне такие качества, за которые особо ей благодарен, и которые также весьма помогают мне в жизни – аккуратность в работе с документами, умение общаться с людьми, ценить время и правильно строить свой распорядок дня.

Конечно же, большую пользу моей душе принесло общение с митрополитом Вятским Хрисанфом. Многие годы он был для меня духовным наставником. Общение с этим опытным иерархом, человеком глубоко преданным служению Христу, подарило мне немало назидательных и полезных уроков и, несомненно, повлияло на становление характера и определение в жизни.

С юных лет мне посчастливилось видеть благоговейное служение пастырей, которые по сути своей являлись исповедниками веры и живыми свидетелями служения дореволюционного священства. В моей памяти сохранился светлый образ архиепископа Кировского и Слободского Мстислава (Волонсевича), который искренне радовался, когда в храме появлялись дети. Он неизменно с доброй улыбкой благословлял меня, шутил и иногда угощал конфетами. По рассказам моей бабушки и мамы этот архипастырь на Вятской кафедре пользовался авторитетом строгого, но справедливого и доброго наставника. Будет несправедливо, если не упомяну еще одного человека, который стал для меня духовным отцом и руководителем в церковном делании - это митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. С владыкой мы знакомы более 37 лет, и именно благодаря ему появился хор церкви «Троицы в Макарье», известность во многих странах мира получил архиерейский хор Костромской епархии и вот уже пять лет украшает своим пением главные церковные торжества в Казахстане хор Митрополичьего округа.

Моим первым учителем церковной музыки могу назвать Лобастову Анфису Васильевну. Она регентовала в единственной действующей церкви города Кирова -Серафимовском кафедральном соборе. Анфиса Васильевна являлась духовной дочерью приснопамятного митрополита Нестора (Анисимова), активного церковного деятеля и мужественного исповедника веры, и ученицей известного на Вятской земле регента и церковного композитора Любимова Никанора Степановича.

Вы окончили Московскую Духовную Семинарию и получили высшее светское образование.

В определенном смысле каждый человек, посвятивший себя служению Церкви, будь то священник или мирянин, всю свою жизнь призван быть учеником, студентом. По моему мнению, для того, чтобы быть полезным людям и правильно раскрыть данные Богом таланты, в обязательном порядке необходимо получить систематическое образование. Мне посчастливилось закончить и церковный, и светский ВУЗ. После окончания духовной семинарии в Троице-Сергиевой Лавре, я защитил дипломную работу «Традиции Православия в русском певческом искусстве» на кафедре истории и теории музыки Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Выбранная мной тема, не только необыкновенно интересна, но и близка мне по своей сути. Корифеи русской классической музыки, такие знаменитые композиторы как С.В. Рахманинов, П.И. Чайковский, М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов, М.М. Ипполитов-Иванов, М.И. Глинка, А.А. Алябьев, являются авторами многих произведений, ставших хрестоматийными для большинства церковных хоров Русской Православной Церкви. А большую часть классического русского певческого искусства, вошедшего в сокровищницу мировой культуры, составляет именно хоровое церковное пение.

Олег Николаевич, кто такой регент? Просто дирижер или нечто большее? Каким должен быть, по-вашему, хороший регент?

С точки зрения человека светского, мало знающего церковную жизнь, регент ничем не отличается от дирижера. В обоих случаях – ноты и партитуры, хор и солисты, дирижерские жесты и камертон. Но это лишь внешнее сходство. Самое главное скрывается внутри. Разные цели и задачи у регента церковного хора и у дирижера светского хорового коллектива. Во время богослужения главное назначение пения – помочь молитве верующих, дать возможность с помощью приемов музыкального искусства раскрыться душе человека перед Богом, создать особый духовный настрой, соответствующий тому или иному празднику или периоду поста. Важно донести до присутствующих в храме смысл литургических текстов, в которых заключено, по выражению одного из видных церковных деятель «чеканное золото православного богословия». Эти задачи, стоящие перед регентом и певчими, налагают свой четкий отпечаток на исполнение всех произведений, на манеру звучания, на жесты руководителя хора. Регент обязан быть в определенной степени знатоком богослужебного устава, владеть церковно-славянским языком, разбираться в истории церковного пения и быть осведомленным о различных музыкальных традициях, существующих в той или иной местности. И самое главное – регентом не может быть невоцерковленный человек. Управляя церковным хором, надо молиться, осознавать высоту и ответственность этого служения не только перед людьми, но и перед Богом. 

При этом, конечно же, хочу отметить что регент и дирижер – это родственные профессии в плане владения законами и правилами музыкального искусства. Считаю светских специалистов, руководителей хоровых коллективов и капелл, своими коллегами. И когда происходят наши творческие встречи или осуществляются совместные проекты, нам есть о чем поговорить, что обсудить. Классическая музыка многогранна, в ней находится место самым разным жанрам, и светским и религиозным.

Вы сказали о сотрудничестве со светскими коллективами.

Со времени своего создания наш хор осуществляет совместные проекты с известными музыкальными коллективами Казахстана - Казахской Государственной хоровой капеллой им. Б. Байкадамова, Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Казахстан, молодежным хором Алма-Атинского музыкального колледжа имени П.И. Чайковского, хором Казахской национальной консерватории им. Курмангазы и другими.
Хочу отметить, что особо теплые отношения сложились у меня лично с теми людьми, которых можно назвать хранителями и продолжателями Казахстанской классической музыкальной культуры - это заведующая хоровым отделением Алма-Атинского музыкального колледжа им. П. Чайковского Бахыт Жумагалиевна Туякбаева, отличник образования Республики Казахстан, ветеран труда; художественный руководитель и главный дирижер Казахской Государственной хоровой капеллы, заслуженный деятель Республики Казахстан Беимбет Демеуов; дирижер Государственного симфонического оркестра,  лауреат Международных конкурсов Ерболат Ахмедьяров; известный дирижер, народный артист СССР Анатолий Васильевич Молодов; доцент Казахской государственной национальной консерватории им. Курмангазы Л.И. Ясонова.

Какие интересные проекты Вы могли бы перечислить?

Наверное, ценители хоровой музыки помнят, как 18 февраля 2013 года в Алма-Ате, в большом зале Казахской национальной консерватории имени Курмангазы состоялась казахстанская премьера оратории митрополита Волоколамского Илариона «Страсти по Матфею». Митрополичий хор исполнил это монументальное произведение вместе с Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Казахстан и Государственной хоровой капеллой им. Бахытжана Байкадамова.

В самом начале 2015 года, по благословению митрополита Александра хор Казахстанского Митрополичьего округа принял участие в V Рождественском фестивале духовной музыки. Выступить на этом масштабном музыкальном форуме, ежегодно проходящем в столице России по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Митрополичий хор пригласил художественный руководитель фестиваля - председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Фестиваль проводится ежегодно, в нем традиционно участвуют ведущие хоровые коллективы из России и других стран мира; на закрытии неизменно выступает Национальный филармонический оркестр России. В этом году участниками фестиваля, наряду с нашим хором, впервые стали:  знаменитый в России и многих странах мира Праздничный хор Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, Патриарший хор храма Христа Спасителя, а также хоровые коллективы из Чехии и Великобритании.

Приятным сюрпризом для слушателей концерта стало знакомство с творчеством известного казахского композитора М. Мангытаева. Хор виртуозно исполнил казахскую песню «Кырмандагы айтыс» из сюиты «Напевы Каратау». Еще одним сюрпризом для пришедших на концерт, стал выход на сцену гостя фестиваля - Александра Филипповича Ведерникова – солиста Большого театра, народного артиста СССР, лауреата Государственной премии СССР. «Золотой бас России», отметивший 87-летие, вместе с нашим хором, в яркой, свойственной ему величественной манере, исполнил песнопение «Утверди Боже, святую Православную веру», чем вызвал в зале бурные овации.

В Вознесенском кафедральном соборе 1 ноября текущего года песнопения Божественной Литургии в авторстве П.И. Чайковского вместе с хором Казахстанского Митрополичьего округа исполнял и молодежный хор «Алатау» Алма-Атинского музыкального колледжа им. П.И. Чайковского (руководитель – Заслуженный деятель Казахстана Беимбет Демеуов). Инициатором участия молодежного хора в исполнении песнопений Литургии стала Заведующая хоровым отделением Алма-Атинского музыкального колледжа Б.Ж. Туякбаева. Это уникальный проект, который, несомненно, не только порадовал и духовно утешил многочисленных прихожан, но и принес большую профессиональную пользу учащимся колледжа.

В этом году наш традиционный пасхальный концерт, в котором участвуют известные музыкальные коллективы Южной столицы, мы посвятили 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Как известно, этот года для православных казахстанцев особый, отмеченный сразу несколькими юбилейными и памятными датами, среди которых -  60-летие со дня преставления священноисповедника Николая Алма-Атинского. По благословению митрополита Александра вышел в свет аудиодиск, посвященный этому святому: «Радуйся, веры православныя дивное украшение». Диск содержит фрагменты акафиста священноисповеднику Николаю, его житие и песнопения, прославляющие новомучеников Христовых. Текст жития и акафиста читает владыка митрополит Александр, а наряду с Митрополичьим хором поет еще один коллектив - мужской хор Вознесенского кафедрального собора города Алма-Аты под управлением игумена Филиппа (Моисеева). Думаю, и почитателям небесного покровителя нашей земли, и ценителям церковного пения данный проект будет весьма интересен.

Говоря о записи музыкальных дисков, хотел бы сказать слова благодарности в адрес епископа Каскеленского Геннадия, Управляющего делами Казахстанского Митрополичьего округа и ректора Алма-Атинской Православной духовной семинарии. Владыка Геннадий, будучи человеком одаренным в области художественного слова и большим знатоком и ценителем музыки, оказывает большую консультационную поддержку при создании новых дисков, вместе с ним мы обсуждаем репертуар, он же пишет аннотации, сопровождающие наши аудио-издания. Надеюсь, в будущем нам удастся осуществить интересный, на мой взгляд, проект – положить на музыку и исполнить хором Митрополичьего округа стихотворное переложение двенадцати поучений Абая Кунанбаева – великого казахстанского поэта и общественного деятеля, основоположника современной казахской письменной литературы. Стихотворное переложение творчества великого Абая, ставшее хорошо известным благодаря публикациям в Интернете, и получившее многочисленные положительные отзывы, владыка Геннадий создал еще в 2010 году.

Продолжаются наши совместные труды и с заслуженным артистом России протодиаконом Михаилом Спельником, который несет послушание руководителя отдела культуры Казахстанского Митрополичьего округа. Результатами нашего творческого соработничества, начавшегося еще в Костромской епархии, являются разнообразные концертные программы и творческие вечера, посвященные церковным праздникам и памятным датам.  

Вы упомянули о казахстанском поэте – Абае Кунанбаеве. А как Вы познакомились с культурой Казахстана?

Еще до своего прибытия в Казахстан в 2010 году, мне было хорошо известно о том, что здесь, в Южной столице страны – Алма-Ате – существует прекрасная система музыкального образования, трудятся выдающиеся педагоги, деятели искусств с именами, известными на пространстве всего бывшего СССР. И как приятно мне было лично встретиться с представителями этой особой, богатой музыкальной традиции, когда я впервые встал за регентский пюпитр на клирос Вознесенского кафедрального собора или проводил наш первый Рождественский концерт с участием местных творческих коллективов. Одной из направлений моей деятельности является изучение казахской музыкальной культуры. В числе выдающихся композиторов-классиков, с творчеством которых я успел познакомится, - Курмангазы, Дина Нурпеисова, Кенен Азербаев, Ахмет Жубанов. В репертуаре нашего хора обязательно присутствует казахское классическое музыкальное наследие.

Олег Николаевич, стало известно о том, что в пасхальные дни следующего года в Астане впервые пройдет фестиваль православной хоровой музыки. 

Это наш новый большой проект, идея проведения которого была одобрена и утверждена Синодом Православной Церкви Казахстана. Полное название мероприятия - Православный хоровой фестиваль Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан «Пасхальная песнь». В этом всеказахстанском музыкальном форуме будут принимать участие архиерейские хоры, церковно-приходские и светские хоровые коллективы, хоры священнослужителей, молодежных клубов, воскресных школ и казачьих объединений, семейные ансамбли.
Главной задачей фестиваля является популяризация духовного наследия и современного музыкально-композиторского творчества в области хоровой культуры и содействие возрождению певческих традиций. Надеюсь, что со временем мы сможем сделать этот музыкальный форум международным.

Где и когда планируется провести фестиваль «Пасхальная песнь»?

Фестиваль пройдет с 27 по 29 мая в духовно-культурном центре Казахстанского Митрополичьего округа имени равноапостольных Кирилла и Мефодия в Астане. В нашем духовно-культурном центре имеется зал, вмещающий более 500 человек, а также помещения, в которых коллективы могут проводить спевки и готовиться к выступлениям. В рамках мероприятия будут проходить мастер-классы для регентов и певчих, и читаться лекции по истории хоровой музыки и церковному искусству для всех желающих. Полагаю, что этот фестиваль заинтересует всех ценителей классической музыкой, независимо от религиозной или национальной принадлежности.

Какие рекомендации Вы могли бы дать регентам и певчим церковных хоров, особенно начинающим?

Прежде всего, необходимо помнить, что богослужение - это не концерт. Как я уже говорил ранее, задача хора - выразить молитвенный настрой священнослужителей и прихожан, помочь молитве, если так можно выразиться, подняться к Небу, способствовать тому, чтобы все присутствующие в храме отвлеклись от суеты и мирского шума. Поэтому желание исполнить музыку красиво и профессионально следует приводить в соответствие со смыслом и духом богослужения. Начинающим коллективам не стоит браться сразу за сложные произведения в духе Дмитрия Бортнянского или Георгия Свиридова, надо, что называется, освоить азбуку, научиться исполнять обиходные распевы, певчие должны привыкнуть друг к другу, привыкнуть к руке регента. При подборе репертуара нужно учитывать количество певцов в хоре и качество их голосов. Следует брать только те произведения, которые по силам коллективу. К сожалению многие забывают еще об одном важном моменте: в службе лучше всего использовать песнопения одного стилистического направления. Порой излишнее разнообразие, эклектичность репертуара начинает отвлекать прихожан от молитвы, мешать целостному восприятию богослужения. Желающим научиться церковному пению и тем более регентскому искусству необходимо учиться у регентов, имеющих за спиной большую жизненную и творческую школу, общаться, не стесняться задавать вопросы, внимательно выслушивать советы и рекомендации. Во всем многообразии церковной жизни необходима преемственность поколений, и эта преемственность, верность традициям, важна, в частности, и в церковной музыке.

Уважаемый Олег Николаевич! Примите поздравления с награждением орденом Республики Казахстан «Курмет», а также пожелания дальнейших творческих успехов Вам и хору Казахстанского Митрополичьего округа.

Читайте так же: