Архив официального сайта mitropolia.kz

«Исполнение песнопений Божественной Литургии на музыку П.И. Чайковского стало доброй традицией нашей епархии». Интервью регента хора Казахстанского Митрополичьего Округа, Заслуженного деятеля искусств России О.Н. Овчинникова

Печать PDF

«Исполнение песнопений Божественной Литургии на музыку П.И. Чайковского стало доброй традицией нашей епархии». Интервью регента хора Казахстанского Митрополичьего Округа, Заслуженного деятеля искусств России О.Н. Овчинникова 17 ноября 2013 года в Вознесенском соборе Алма-Аты была совершена Божественная Литургия на музыку великого русского композитора П.И.Чайковского.
Об этом событии рассказывает Заслуженный деятель искусств Российской Федерации Олег Николаевич Овчинников –

 

секретарь Митрополичьего Округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан, регент хора Казахстанского Митрополичьего Округа. Его многолетние церковные труды и творческая деятельность отмечены высокими церковными и государственными наградами.

- Олег Николаевич, в этом году исполнилось 25-летие Вашей творческой деятельности. Расскажите, пожалуйста, о своем жизненном пути.

Моя Родина - старинный русский город Вятка. С детства я стал посещать храм, полюбил  богослужения, а затем стал петь в хоре Свято-Серафимовского кафедрального собора - единственной тогда церкви в городе. Своим первым духовным наставником считаю приснопамятного архиепископа Кировского и Слободского Мстислава (Волонсевича; + 1978), после преставления которого, Вятскую кафедру возглавил епископ Хрисанф (Чепиль). Владыка скончался в 2011 году в сане митрополита Вятского и Слободского. Приснопамятный святитель стал моим духовником на многие годы, от него Господь сподобил меня принять в юном возрасте уроки веры и благочестия.
8 сентября 1988 года архиепископ Кировский и Слободской Хрисанф возложил на меня ответственное послушание регента вновь открытого храма Пресвятой Троицы в Макарье (город Киров). Этот старинный величественный храм был возвращен Церкви трудами протоиерея Александра Могилева (ныне – митрополит Астанайский и Казахстанский). Так началось мое служение Церкви Христовой в качестве регента – руководителя церковного хора.

- Вы стали петь в церковном хоре в непростое время, когда Православная Церковь подвергалась административным гонениям.

Да, действительно, времена были тяжелые. Если пожилые люди могли относительно свободно посещать храм, то религиозность молодых людей всегда вызывала особое раздражение у властей. В школе были попытки применить всевозможные «воспитательные меры», угрожали лишить мою маму родительских прав, оказывали психологическое давление. Но по милости Божией все эти препятствия удалось преодолеть. Хотел бы отметить, что и в школе не все педагоги были категоричны в вопросах запрета веры, а некоторые учителя тайно исповедовали христианство.

- Олег Николаевич, более двадцати лет Вы трудились на Костромской земле.

В 1989 году секретарь Кировской епархии протоиерей Александр Могилев волей священноначалия избирается на Костромскую кафедру и рукополагается во епископа Костромского и Галичского. После его епископской хиротонии мне было предложено нести церковные послушания в Костромской епархии, и я переехал из Кирова в Кострому.
В конце 1989 года по благословению епископа Костромского и Галичского Александра в Костроме начинает создаваться архиерейский хор. Управлять новым коллективом было поручено мне. 21 ноября 1993 года владыка Александр благословил мне еще одно послушание - я стал секретарем Костромской епархии.

Архиерейский хор Костромской епархии стал заметным явлением в культурной и духовной жизни Костромского края и получил всероссийскую известность. Коллектив неоднократно принимал участие в Патриарших богослужениях в Успенском соборе Московского Кремля и Храме Христа Спасителя, участвовал в международных конкурсах, выступал с гастролями и благотворительными концертами в США, Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции, Польше, Сербии, Израиле, Украине, Молдавии и других странах мира.
С хором сотрудничали известные российские исполнители – солист Большого академического театра России, народный артист СССР, лауреат Государственной премии А.Ф. Ведерников, народная артистка России Т.С. Воробьева, другие известные исполнители и музыкальные коллективы.


- А где Вы получили образование?

 Я окончил Московскую Духовную Семинарию и Академию, а также Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова с защитой дипломной работы «Традиции православия в русском певческом искусстве».


- С 2010 года Вы несете церковные послушания в Казахстане.

1 апреля 2010 года Глава Митрополичьего Округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан архиепископ Астанайский и Алма-Атинский Александр (ныне митрополит Астанайский и Казахстанский) благословил мне нести послушание секретаря Астанайской и Алма-Атинской епархии, а 1 августа того же года – быть регентом Митрополичьего хора и секретарем Казахстанского Митрополичьего Округа.

- Расскажите, пожалуйста, о хоре Митрополичьего Округа

1 августа 2010 года по благословению владыки митрополита Александра был создан хор Казахстанского Митрополичьего Округа. В состав хора вошли певчие архиерейского хора Вознесенского кафедрального собора города Алма-Аты, которым на протяжении 20 лет руководила прекрасный специалист, знаток церковного пения - Л. П. Милованова. Хоровой коллектив был значительно расширен, обновлен репертуар, но при этом сохранилось то лучшее, что было наработано за два предшествующих десятилетия. Наш хор исполняет произведения самых разных церковных композиторов, но предпочтение отдается авторам, произведения которых вошли в сокровищницу мировой духовной и классической музыки: А. Архангельский, протоиерей П. Турчанинов, С. Рахманинов, П. Чесноков, Д. Бортнянский,  А. Ведель, Д. Христов, Г. Львовский, А. Гречанинов. За богослужениями мы также исполняем распевы Киево-Печерской Лавры, Оптиной и Зосимовой пустынь.
Кроме участия в богослужениях хор Митрополичьего Округа периодически выступает с большой концертной программой.
18 февраля 2013 года в Алма-Ате, в большом зале Казахской национальной консерватории имени Курмангазы состоялась казахстанская премьера оратории митрополита Волоколамского Илариона «Страсти по Матфею». Митрополичий хор исполнил это монументальное произведение вместе с Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Казахстан и Государственной хоровой капеллой им. Бахытжана Байкадамова.
Хотел бы особо отметить, что наш коллектив записал ряд  компакт-дисков с церковными и светскими музыкальными произведениями и работа в этом направлении обязательно продолжится.

- Олег Николаевич, расскажите, пожалуйста, о традиции исполнения Литургии на музыку Петра Ильича Чайковского.

В этом году 6 ноября исполнилось 120 лет со дня кончины этого великого русского композитора.
Исполнение песнопений Божественной Литургии на музыку П.И. Чайковского хором Казахстанского Митрополичьего Округа в ближайшее воскресенье к дню памяти великого русского композитора стало доброй традицией нашей епархии.
Но традиция эта не нова. Положенная еще Синодальным хором, она была возрождена в ХХ веке знаменитым певческим коллективом московского храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Ордынке  под управлением Н.В. Матвеева. Та же традиция поддерживалась до октябрьского переворота 1917 года в соборе Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга, где отпевали Петра Ильича.

- Как появилось это произведение?

И ценители классической музыки, и неискушенные слушатели знают Петра Ильича, прежде всего как автора таких шедевров, как «Евгений Онегин», Четвертая симфония, «Лебединое озеро», героико-патриотических и торжественных сочинений - кантата «Москва», «К 200-летней годовщине со дня рождения Петра Великого» и Торжественная увертюра «1812 год».

Петр Ильич был человеком верующим и хорошо знакомым, как с народными певческими традициями, так и с церковной хоровой музыкой. В годы учебы в Училище Правоведения он пел в хоре, а его преподаватель и руководитель хора – выдающийся русский хормейстер Г. Ломакин иногда доверял ему дирижировать. Он хорошо знал и хоровую музыку западноевропейских композиторов, рецензировал исполнение звучавших в концертах Русского музыкального общества сочинений Баха, Генделя, Моцарта.

В конце 70-х годов XIX столетия композитор заинтересовался русской духовной музыкой, ее историей, особенностями стиля, жанрами. Для этого он обращается к исследованиям в этой области, общается со знатоками и регентами. Итогом этих исследований стали созданные в последующие годы сочинения в жанре духовной музыки.
Петр Ильич Чайковский был первым из русских композиторов, кто написал музыку Литургии по чину святителя Иоанна Златоуста как единое и целостное произведение.

Партитура произведения была закончена в мае 1878 года, а первое исполнение музыки Литургии святителя Иоанна Златоуста состоялось в киевской университетской церкви в июне 1879 года. Чайковский был рад, что премьера прошла именно в церкви, но это было единственное при жизни композитора исполнение Литургии во время богослужения. В Москве Литургия свт. Иоанна Златоуста на музыку Чайковского была исполнена в закрытом духовном концерте Консерватории в ноябре 1880 года, а затем в экстренном собрании Русского музыкального общества 18 декабря 1880 года в исполнении хора П. И. Сахарова.

Литургия задумывалась Чайковским не как концертное произведение, а именно как часть церковной службы. Об этом свидетельствует и ее строение: она состоит из 15 небольших отделов, четко соответствующих ходу богослужения.

Создавая музыку, композитор изучал символическое значение частей Литургии. Одной из книг, с которой он в это время работал, было «Краткое изъяснение Божественной литургии и наставление, с какими мыслями и чувствами должно стоять при совершении литургии».

Могу засвидетельствовать из личного опыта, что длительность произведений вполне соответствует тайным молитвам, которые священник в это время прочитывает в алтаре.

- А как сам Чайковский относился к своему произведению?

Композитор признавался, что созданное им сочинение – это попытка возвратить русской церковной музыке самобытность, уникальность.
В музыке «Литургии» Чайковский стремился выразить свое религиозное и эмоциональное восприятие ключевых моментов службы. Он писал: «Я чувствую, что начинаю уметь любить Бога, чего прежде не умел. Я уже часто нахожу неизъяснимое наслаждение в том, что преклоняюсь пред неисповедимою, но несомненною для меня Премудростию Божиею. Я часто со слезами молюсь Ему и прошу Его дать мне смирение и любовь, прошу Его простить меня, вразумить меня, а главное, мне сладко говорить Ему: «Господи, да будет воля Твоя», - ибо я знаю, что воля Его святая…».

Беседовал Кирилл Коноплев

Читайте так же: