Архив официального сайта mitropolia.kz

«Иконостас напоминает чудесный райский сад, в котором пребывают образы святых». Интервью с помощником Главы Казахстанского Митрополичьего Округа по вопросам церковного искусства А.В. Шиховым

Печать PDF

«Иконостас напоминает чудесный райский сад, в котором пребывают образы святых». Интервью с помощником Главы Казахстанского Митрополичьего Округа по вопросам церковного искусства А.В. ШиховымУважаемый Александр Витальевич, в текущем году завершилось создание иконостаса в главном православном храме Казахстана - Успенском кафедральном соборе Астаны. Расскажите, пожалуйста, об этом масштабном проекте.


И первый вопрос: что такое иконостас, каково его назначение и устройство?

Привычное нам слово «иконостас» греческого происхождения. Так называется перегородка с иконами, разделяющая алтарь и среднюю часть храма.

В глубокой древности иконостасов не было, а алтарь от пространства храма отделялся декоративными колоннами или невысокими решетками.

Впоследствии, между этих колонн и на решетках стали закреплять особо чтимые иконы: Господа Иисуса Христа, Божией Матери, небесного покровителя данного храма. На протяжение столетий шел процесс формирования алтарной преграды, и в 13-14 веках в византийских храмах появляется иконостас, состоящий из двух рядов – «местного» и «деисусного». Местный ряд иконостаса обязательно включает в себя иконы Спасителя и Богоматери, образы небесного покровителя храма и святых, особо почитаемых в данном городе или селе. Деисусный ряд (от греческого «деисис» - моление)  — икона или группа икон, имеющая в центре изображение восседающего на троне Христа, а справа и слева от него - Пресвятой Богородицы и святого Предтечи и Крестителя Иоанна. Со временем деисусный ряд расширился и стал включать в себя изображения апостолов, святых отцов, мучеников и иных святых. Позднее прибавился еще один ряд – «праздничный», с изображениями священных событий евангельской истории и церковного предания. Иконы закреплялись на горизонтальных балках – «тяблах».

Убранство древнерусских храмов первоначально повторяло византийские обычаи, но уже в 15 столетии появляются первые высокие иконостасы. К местному, деисусному и праздничному ряду, добавился еще один – «пророческий», с изображением ветхозаветных пророков, провозвестивших пришествие в мир Сына Божия. Тябла стали декорироваться металлическими окладами, резьбой или росписью; стали особо украшаться главные двери алтаря – «царские врата».

В 16 веке добавляется еще один ряд – «праотеческий», с иконами ветхозаветных праведников. Таким образом, к 17 веку на Руси утвердился и получил широкое распространение пятиярусный иконостас – ставший отличительной особенностью убранства русских православных храмов.

С появлением новых архитектурных стилей и течений менялось декоративное оформление алтарной преграды, и сегодня в разных храмах мы можем видеть как простые иконостасы из двух и трех ярусов, так и многоярусные величественные конструкции.

Материалы, из которых изготавливается иконостас, могут быть различными. В Византии, например, использовался мрамор или иной природный камень, на Руси - дерево. Каркас русского иконостаса традиционно изготовлялся из хвойных пород дерева, а резьба из липы. При отделке широко применяется сусальное золото. Известны случаи, когда иконостасы  устраивались из металла, фарфора или даже хрусталя.

Иконостас Успенского кафедрального собора выделяется размерами, большим количеством икон, обилием декора. Как зародилась идея создания именно такого иконостаса?

Успенский кафедральный собор занимает особое место в духовной и культурной жизни Казахстана. Наш собор - главный храм всех православных верующих страны. Он построен при непосредственном участии Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева и освящен в 2010 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Успенский собор представляет собой величественный пятиглавый храм, построенный по типу соборов Московского Кремля. Его архитектурные формы и внутреннее обширное пространство поражают своими размерами.

Учитывая значимость и масштаб сооружения, Главой Казахстанского Митрополичьего Округа митрополитом Астанайским и Казахстанским Александром было дано благословение, создать иконостас, который бы стал достойным украшением самого большого православного храма Центральной Азии. В решении этой задачи было необходимо опираться на лучшие образцы древнерусских мастеров, следовать православным канонам, использовать традиционные качественные материалы.

К работе были привлечены костромские мастера Художественно-производственной мастерской имени Феодора Стратилата. После составления проектного задания художник мастерской Осокин Валерий Петрович приступил к работе. Оптимальным вариантом для Успенского собора выбран трёхчастный высокий иконостас в стиле XVIII века. Коллектив мастерской уже создавал подобный иконостас, но меньших размеров, для Успенского собора Крутицкого Патриаршего подворья города Москвы. Прототипом послужили два иконостаса второй половины XVIII века: Свято-Никольского храма села Сидоровское Костромской области и Свято-Троицкого собора Ипатьевского монастыря города Костромы.

Как проектировался и создавался иконостас? Как велась работа?

Художником мастерской Осокиным Валерием Петровичем было представлено два варианта, один из которых был утверждён владыкой. Затем началась работа над элементами резного декора иконостаса, были изготовлены шаблоны в натуральную величину, по которым резчики вручную вырезали все детали. Причём образцами послужили многие резные детали иконостаса из села Сидоровского, только увеличенные в масштабе.

Иконостас имеет ширину 37 метров, с учётом изгибов; высота центральной пятиярусной части придела в честь Успения Пресвятой Богородицы - 18 метров, включая венчающее Распятие с предстоящими. Две боковые придельные части, левая – во имя Архистратига Божия Михаила и Небесных Сил Бесплотных, правая – во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, высотой  – 12,5 метров, имеют по 4 яруса и трёхчастное завершение. Царские Врата главного придела имеют ширину 2,5 метра и высоту 4 метра, а боковые, соответственно, 1,4 метра на 3,25 метра. На тело иконостаса, окрашенное в тёмно-синий кобальтовый  цвет сложного оттенка, установлено 78 прорезных колонн поддерживающих карнизы и  представляющих собой виноградную лозу – символ Евхаристии.

Все карнизы, подколонники, консоли и рамы икон украшены золочёной резьбой. Каждый вырезанный вручную элемент резного декора тщательно шлифовался, затем покрывался несколькими слоями левкаса и снова шлифовался, только затем покрывался тончайшими листочками сусального золота на лак мордан, после чего полировался до зеркального блеска. Изготовленные детали аккуратно упаковывались и транспортировались в Астану. В конце мая 2012 года иконостас был доставлен в столицу и начались работы по монтажу.

Сколько времени потребовалось на создание иконостаса?

Работы по созданию иконостаса начались летом 2010 года. Около месяца мастера трудились над общим проектом, а затем уже перешли к деталировке и изготовлению картонных эскизов в натуральную величину. Столярные работы велись параллельно с изготовлением резьбы. По мере готовности резных деталей начиналась работа по отделке – левкашению и золочению. В начале 2012 года был привезён в Астану и установлен каркас и тело иконостаса, а в мае началось крепление резьбы.

Как известно, главное в иконостасе – иконы. Кем они написаны? В каком стиле?

Иконы для соборного иконостаса были заказаны в иконописной мастерской города Ярославля у заслуженного художника Российской Федерации Соколова Сергея Николаевича. Стилю и  торжественности иконостаса главного храма Астаны должны соответствовать и иконы. Для этого были выбраны в качестве образца работы иконописцев Оружейной Палаты Московского Кремля, работы ярославских и костромских иконописцев второй половины XVIII века. Сергей Николаевич прекрасно справился с поставленной задачей, следуя рамкам иконописного канона. Все 140 икон написаны на липовых досках, скреплены дубовыми шпонками и по своему оформлению соответствуют резному узорочью иконостаса. Их отличает многоцветная праздничность колорита, ювелирная проработка деталей, сложная светотеневая моделировка «личного» письма, позолоченные детали одежд, архитектуры, крылья ангелов выполнены в технике чернения. Иконы местного ряда, середники всех приделов и Распятие написаны на золотом фоне; иконы третьего, четвёртого и пятого ярусов - на голубом фоне с растяжками. Все шесть диаконских дверей изготовлены в полный рост. В главном приделе, на дверях, изображены на Архангелы Гавриил и Михаил. В левом приделе - архидиаконы Стефан и Лаврентий, а в правом - Благоразумный Разбойник и святой пророк Мелхиседек, царь Иерусалимский. Под Местным чином находится импостный ряд, что встречается довольно редко. Здесь, на розовом фоне, с разделкой твореным золотом изображены тропари, кондаки и молитвы икон местного ряда.

Какому историческому периоду соответствует стиль иконостаса?

Иконостас Успенского собора Астаны выполнен в нарышкинском стиле, который называется в литературе также «московским» или «нарышкинским барокко», и представляет собой копию иконостасов храмов центральной России конца XVII – XVIII веков. В тот период русские мастера создавали высокие 5-6 ярусные иконостасы, богато украшенные золочёной резьбой. Новая по форме, виртуозная, ажурная барочная резьба, названная «флемской», происходит из Голландии и Фландрии. Она была привнесена в русское искусство при Патриархе Никоне в середине XVII века украинскими и белорусскими резчиками. В объёмной «флемской» резьбе преобладают натуралистические растительные мотивы, прежде всего, виноградная лоза с гроздями и листья аканта. Весь иконостас напоминает чудесный райский сад, в котором пребывают образы святых.

Будут ли установлены в соборе напольные киоты?

Одновременно с проектом иконостаса, в таком же стиле, были разработаны напольные  киоты, работы по их изготовлению сейчас ведутся. Иконы для них уже написаны.

Благодарим Вас, уважаемый Александр Витальевич, за интервью.

Беседовал Кирилл Коноплев.

Читайте так же: