8 апреля 2010 года в городе Караганде прошла Международная научно-практическая конференция «Новые религиозные движения в Евразии», организованная Международным центром культур и религий и КарГУ им. Е.А.Букетова.
Более сорока докладчиков, имеющих ученые степени в области философии, теологии, истории, культурологии, педагогики, представили широкий спектр мнений о месте и роли новых религиозных течений в системе ценностей поликонфессионального мира, характеризующий многогранность и многоаспектность темы конференции.
Астанайскую и Алматинскую епархию Русской Православной Церкви на конференции представлял благочинный Абайского Церковного округа протоиерей Александр Угольков, выступивший с сообщением, рассматривающим место религии в новой глобальной цивилизации.
Участники конференции отметили вклад Республики Казахстан и ее Президента Н.А.Назарбаева в деле укрепления межконфессионального согласия в мировом пространстве и согласились с необходимостью активизации и дальнейшего развития контактов и научного взаимодействия ученых-иследователей по изучению новейших явлений в области религий.
Уважаемые участники конференции!
Сегодня, когда мир вступает в новую формацию, которой присвоено имя «глобализация», небезынтересно поразмышлять о месте и качестве религии в новой человеческой цивилизации.
Позвольте мне изложить некоторые мысли по этому поводу. Главной ценностью любого цивилизованного общества является человек, его благо. При этом благо человека не мыслится без личной свободы, а само посягательство на личную свободу человека является преступлением.
Глобализация главным своим лозунгом выдвигает именно заботу о свободе человека, свободе мировоззренческой, культурной, национальной и, конечно, религиозной. Но при этом многие религиозные лидеры с сожалением отмечают рост атеизма, или скорее индифферентного отношения к религии, в мире. Это происходит по той причине, что за внешними лозунгами о благе человека скрывается конкретная идеология, которая, невзирая на заявленный плюрализм, не терпит конкуренции традиционных религиозных систем, ибо предлагет свою собственную религию.
Каково главное содержание этой религии? Человек, который становится абсолютным критерием истины. На первый взгляд, тут нет ничего плохого, действительно человек может выбирать для себя, что есть добро, а что зло. Но следствием этой нравственной свободы стала свобода от нравственности. Сегодня многие люди с ужасом воспринимают то, что многое, считавшееся пороком в традиционных обществах, становится не только социальной нормой, но и закрепляется законодательно. Мы знаем об уравнивании в правах гомосексуальных и естественных союзов во многих странах, ведутся разговоры о легализации растления малолетних. При этом традиционные нормы морали осмеиваются и преподносятся как средневековое мракобесие, ненужные табу, которые нужно разрушить.
К чему приведет идеология новой религии: во-первых, к дисбалансу общества, потому что всегда будут существовать хранители традиционных устоев, которых она будет возмущать. Это мы видим уже сейчас: радикальные экстремистские религиозные течения возникают, в первую очередь, как протест против харама, нечестия. Для приобретения новых адептов им не нужно много усилий, они просто предлагают оглянуться вокруг, посмотреть на нравственный «плюрализм», на массовую культуру и даже на нашу школу, которая с советских времен так и не смогла свернуть с «рельсов» атеизма, и до сих пор уравнивает понятия «светский» и «атеистический», хотя это в корне противоречит Конституции. Просто указав на творящиеся бесчинства, агитатор без труда нарисует перспективы развития такого «общества победившего плюрализма», и все - человек готов даже ценой своей жизни бороться за светлое будущее, где не будет всего того, что противоречит его вере, его мировоззрению.
Во-вторых, произойдет следующее — вот как говорит об этом Патриарх Московский Кирилл: «сколько голов, столько и умов, сколько личностей, столько и истин. Но ведь так не бывает. Ведь обязательно кто-то прав, а кто-то виноват. Само поставление человека в центр бытия и передача ему права быть критерием нравственной истины имеет страшные для человечества последствия: происходит смешение святости и греха, добра и зла, правды и лжи. Появились даже такие термины — постмодернистское общество, философия постмодерна, которая вообще исключает понятие объективной истины, а вместо объективной истины предлагает идею плюрализма мнений: каждый имеет право на свою истину, и никто не имеет права никого судить. Нельзя сказать: «ты прав», «ты виноват», потому что каждый может сказать: «я так считаю»1.
И опять же, уже сегодня мы видим, к чему это приводит. Возьмем, хотя бы для примера, известную молодежную субкультуру, которая именует себя «готической», а своих последователей - «готами». Основа этого «ордена» новой глобалистской религии человекобожия строится на пресловутом «я это считаю правильным».
И дело, конечно, не в эпатаже внешней атрибутики, и даже не в экзотическом вампиризме, а в главной идее: жизнь бессмысленна, лучший выход из нее – самоубийство, причем суицид романтизируется и считается эталоном поведения для всех. Недавно в российских СМИ были публикации о том, как несколько готов съели своего собрата, с его согласия. А если главная ценность – свобода человека, а атрибут свободы – свобода выбора, то почему бы и не съесть друга, если я так хочу, и он так хочет?
Таким образом, мы уже сейчас должны дать ответ на вопрос, согласны ли мы жить в обществе, в котором нормой станет каннибализм или эвтаназия престарелых родителей, которые уже замучили своим брюзжанием, да к тому же зря занимают так нужную молодым жилплощадь? И если нет, то что делать, чтобы глобализация, которая неизбежна, не стала началом гибели человеческой цивилизации?
Все помнят Архимеда с его требованием точки опоры. В сфере душевной жизни человека также должна быть такая точка. Аксиома с явными свойствами непогрешимости. Архимед не мог найти такое место на Земле, так и в душе такая точка должна быть не внутри, а вне ее. Этой высшей аксиомой является существование Бога, абсолютного Добра. Не человеческое общество, исходя из принципов целесообразности, в процессе эволюции установило понятия добра и зла, но изначально они даны были нам от Бога. И чем дальше человек отходит от Бога, тем хуже он видит различие между добром и злом, а иногда даже меняет их местами. Поэтому путь к здоровому обществу начинается с признания эталона. Человек, совершая поступок, произнося слово, сверяет его с Законом Бога. То, что я делаю сейчас, Бог расценивает как добро или зло?
И что интересно: совершенно разные по своему догматическому содержанию традиционные религии аналогичны в области учения о морали. Те самые нормы: не убей, не укради, не прелюбодействуй, которые названы общечеловеческими ценностями, являются нравственной нормой всех традиционных религий. И этими нормами нельзя пренебрегать.
Это отмечает наш президент Н.А.Назарбаев, который в своем выступлении на II съезде лидеров мировых религий сказал, в частности, следующее: «Мне, как политику, особенно понятна необходимость баланса между традицией и поиском нового. Но роль мировых и традиционных религий велика не только в смысле сохранения духовного наследия. Это и наработанная веками духовная практика, которая единственная может спасти от некоторых запредельных для человеческого разума экспериментов. Мы уже находимся в зоне массированного наступления необычных, предельных форм богоискательства, а также находящихся за пределами традиционной этики опытами в сфере генетических технологий. Поэтому в глобальном измерении роль мировых и традиционных религий не просто актуализируется, но становится ключевым фактором сохранения человеком подлинной духовности»2.
Начиная с эпохи научно-технического прогресса, люди привыкли к тому, что каждый год появляется что-то новое, улучшающее жизнь: автомобиль, мобильный телефон, интернет. Эту привычку - находить хорошее во всем новом - мы ошибочно переносим и в область духовной жизни. Эпоха увлечения Кашпировским и Чумаком сменилась увлечением книгами Рерихов и Лазарева, потом пришел черед Фэн-шуй. И каждый раз кажется – вот, мы отыскали то, что сделает нашу жизнь лучше. Возникают новые религиозные течения, претендующие на обладание полнотой истины, и люди, увлекаясь, отдают им свои средства, таланты, а часто - и всю свою жизнь.
Но это очарование новшествами неуместно в области духовной жизни. Не стоит уподобляться дикарям, менявшим золотые слитки на зеркальца и стеклянные бусы, привозимые им европейскими купцами.
Традиционные религии в Казахстане это, в первую очередь, Ислам и Православное Христианство – одно из главных сокровищ, переданное нам предками, но не то, которое нужно хранить на дне фамильного сундука, а, как говорит Президент, практика, наработанная веками. Можно сказать - одно из действенных методов сохранения мира, покоя, счастья.
И в построении новой глобальной цивилизации было бы большой ошибкой проигнорировать этот опыт. Пора, наконец, вывести традиционные религии из социальной резервации. В школах преодолеть инерцию атеизма и перестать бояться представителей духовенства традиционных религий, как неких монстров, желающих напитать детей «опиумом для народа». Мы, священнослужители - такие же полноправные члены нашего общества, искренне переживающие за судьбу нашего народа, нашей Родины. Пора прекратить противостояние и понять, что мы делаем одно дело, мы вместе, и в нашем единстве – сила.