С 9 по 18 августа по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра прошел крестный ход с иконой Божьей Матери именуемой «Табынская».
СПРАВКА:
Табынская икона Божией Матери. Эта икона обретена в 80-90 годах XVI века в царствование Федора Иоанновича. В 18 верстах от села Табынского, основанного еще при царе Иоанне Грозном, в живописном месте начала отрогов Уральских гор, где соленые ключи впадали в р. Усолку на большом камне. В двухстах шагах, вверх по реке произрастала березовая роща, при входе в которую была небольшая пустынь, называемая Вознесенскою.
В ней было 30 насельников - монахов. Один из них иеродиакон Амвросий, проходя вечером мимо камня, слышал тихий голос Богородицы:
«Возьми мою икону», - и не обратил на это внимания и лишь на третий день, там же слыша голос, увидел наконец нашу Спасительницу и Ходатаицу. Утром чудесно явленную икону не обнаружили, но обрели Ее на монастырских вратах. Сразу после явления святой иконы стали свершаться многочисленные чудеса.
История существования Пречистенской пустыни связана с постоянными набегами восстававших башкир. В 1663 году пустынь была окончательно разрушена. Где была после этого святая икона Богоматери, под спудом ли paзрушенного монастырского храма или в другом месте, неизвестно, но Царица Небесная открылась, явившись во святой Своей иконе на том же месте и вновь на том же камне в 1765 -1768 годах. Одновременно был заложен и Табынский храм, где и была поставлена чудотворная икона.
После революции Табынская икона оказалась в монастыре г. Харбина. В Китае чудотворная Табынская икона пребывала до 1948 г. Потом по настоянию большевиков русских изгнали из Китая. Затем Табынская икона попала в Австралию. Далее архимандрит Филарет, будущий предстоятель Русской церкви за границей, перевез икону в г. Сан-Франциско. Далее следы теряются.
Участники крестного хода прошли по пути исхода Оренбургского казачьего войска во главе с атаманом А.И.Дутовым. Казахстанский историк В.А.Гольцев так описывает этот поход: «Отступая, они двигались через гористые Тургайские степи и через безводные и пустынные пески Балхаша к Сергиополю соединение с Анненковым в Семиречье. С армией двигались голодные, умирающие тифозные толпы беженцев. Те, кто не могли идти, должны были погибнуть. Их убивали собственные друзья и братья. Общее количество отходивших, по словам большевистских источников, колебалось от 100 до 150 тысяч. К концу марта границу Китая близ города Чугучак перешло до 30 тысяч человек». Из-за отсутствия продовольствия переход через степи стал известен, как «Голодный поход». Вместе с армией шел Преосвященнейший Иона (Покровский), епископ Ханькоуский. Он вез Табынскую икону Божией Матери. Как сообщает Дутов в письме к Колчаку, путь иконы и исход его войск пересеклись в Акмолинске (ныне Астана) и дальше икона следовала с ними в Китай.
Крестный ход, организаторами которого стали представители Карагандинского Союза казаков и карагандинского духовенства, проходил по всему маршруту следования иконы, начиная от Караганды, через пос. Ботакара, Карбышевка, Каркаралинск, Кайнар, Учарал, Сарканд, Лепсинск, Черкасское, Покатиловка, Сарканскую щель и перевал Карасарык. По пути следования совершались молебны, с чтением акафиста, заупокойные службы. Местное население очень тепло, с уважением и пониманием относилось к участникам крестного хода. Также хочется отметить участие и помощь со стороны пограничников и работников УВД города Сарканд.
В ходе экспедиции было собранно большое количество информации, археологических находок. В данное время информация обрабатывается и вскоре будет оформлена в виде доклада и документального фильма.
Протоиерей Владимир Фрейганг – участник крестного хода выразил надежду, что данный крестный ход – экспедиция будет началом духовно-просветительского движения среди прихожан, казачества и особенно молодёжи нашей епархии.