Архив официального сайта mitropolia.kz

Пасхальная Вечерня

Печать PDF
04.04.2010 Вечером 4 апреля в праздник Светлого Христова Воскресения архиепископ Астанайский и Алматинский Александр в сослужении всего духовенства города Алматы в кафедральном Вознесенском соборе совершил чин Великой Пасхальной Вечерни. 
 
 
Владыка принимал поздравления и христосовался со священнослужителями, монашествующими и мирянами.    
 
Архиепископа Александра с праздником Пасхи прибыли поздравить аким Медеуского района города Алматы господин Бейдали М. Б., Генеральный консул Российской Федерации в Алматы господин Мещанинов Б.Б., главный инспектор акима города Алматы по вопросам работы с религиозными объединениями господин Иванов В.А.

По сложившейся традиции в праздник Пасхи делегация священнослужителей и мирян Астанайской и Алматинской епархии привезла Благодатный Огонь из города Иерусалима. Владыка первым возжег свечу от великой святыни, затем от этого огня зажглись свечи во всем соборе, духовно соединяя алматинцев с храмом Воскресения Христова в Иерусалиме. Многие прихожане уносили этот священный огонь в свои дома, для того чтобы возжечь свои лампадки перед домашними иконами.

Благодатный огонь.
 
Благодатный Огонь является в храме Гроба Господня в Великую Субботу накануне Пасхи уже не первое тысячелетие. Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. 
Литания (церковная церемония) Святого Огня начинается приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи. В Храме Гроба Господня в Иерусалиме начинают собираться паломники, желающие своими глазами увидеть схождение Благодатного Огня. Среди присутствующих всегда много инославных христиан, мусульман, атеистов, за церемонией следит еврейская полиция. В самом храме вмещается до 10 тысяч человек, вся площадь перед ним и анфилады окрестных сооружений также заполняются народом.
На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям - прокладывается лента. Так приготовленная, после осмотра турецких стражников, а ныне - еврейской полиции, Кувуклия (часовня над Гробом Господним) закрывается и опечатывается хранителем Гроба Господня - мусульманином.
Обязательным элементом Пасхальных торжеств является необычайно экспрессивное ликование арабской православной молодежи. Молодые люди как наездники сидят на плечах друг у друга, пляшут, бьют в барабаны и громко кричат. Они просят Божью Матерь и Господа, чтобы он даровал православным Благодатный Огонь. "Иля дин! иля виль эл Мессиа!" ("Нет веры, кроме веры Православной! Христос - истинный Бог!"), - скандируют они. Для европейцев, привыкших к иным формам выражения чувств и спокойным богослужениям, бывает весьма непривычно видеть такое поведение местной молодежи.
Во времена, когда Иерусалим находился под Британским мандатом, английский губернатор однажды попытался запретить эти "дикарские" пляски. Патриарх молился в Кувуклии два часа: огонь не сошел. Тогда Патриарх приказал впустить арабов... И огонь тотчас снизошел.
В храм входит процессия - иерархи празднующих Пасху конфессий. В конце процессии идет православный Иерусалимский Патриарх в сопровождении армянского Патриарха и священнослужителей. В своем крестном ходе процессия минует все находящиеся в храме памятные места: место, где Христа побивали римские легионеры, Голгофу, где Его распяли, камень Помазания - на котором тело Христа готовили к погребению.
Процессия подходит к Кувуклии и трижды обходит ее. После этого Православный Патриарх останавливается напротив входа в Кувуклию; его разоблачают от риз и он остается в одном полотняном подряснике, чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спичек или чего бы то ни было, способного зажечь огонь. Во времена господства турков, пристальный "контроль" за патриархом осуществляли турецкие янычары, обыскивавшие его перед вхождением в Кувуклию.
Однако за всю историю турецкого владычества никто в обмане уличен не был. В настоящее же время Патриарха осматривают еврейские полицейские.
Незадолго до патриарха ризничий вносит в пещеру большую лампаду и 33 свечи - по числу лет земной жизни Спасителя. Затем Православный и Армянский Патриархи (последний также разоблачается перед входом в пещеру) входят внутрь. Живоносный Гроб запечатывают большим куском воска и налагают на дверь красную ленту; православные служители ставят свои печатки. В это время в храме выключается свет и наступает напряженное тишина ожидания. Присутствующие молятся и исповедуют свои грехи, прося Господа даровать Благодатный Огонь.
Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода Патриарха с Огнем в руках. Впрочем, в сердцах многих людей присутствуют не только терпение, но и трепет: в соответствии с преданием Иерусалимской Церкви считается, что тот день, когда Благодатный Огонь не сойдет, будет последним для людей находящихся в Храме, а сам Храм будет разрушен.
Молитва продолжается до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы томительное ожидание длится от пяти минут до нескольких часов. В этот год ожидание было совсем недолгим – 6 минут.
Благодатный Огонь сходит в запечатанную Кувуклию и через специальные окна Патриарх передает его молящимся. В мгновение ока пылающие священным огнем свечи и лампады заполняют все приделы храма.
Наконец, двери Гроба открываются и выходит Православный патриарх, который благословляет собравшихся и раздает Благодатный Огонь.
Первое время - 3-10 минут, загоревшийся Огонь обладает удивительными свойствами - совершенно не жжет, независимо от какой свечи и где он будет зажжен. Можно видеть, как прихожане буквально умываются этим Огнем - водят им по лицу, по рукам, черпают пригоршнями, и он не наносит никакого вреда, поначалу не опаляет даже волосы.
Людей, находящихся в это время в храме, переполняют непередаваемое и ни с чем несравнимое по своей глубине чувство радости и духовного успокоения.

Источники:
Православие. Полная энциклопедия. СПб. 2003.
Христианство: Энциклопедический словарь. Т. 1-3. М., 1993-1995