21 декабря Управляющий делами Синода Митрополичьего Округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан епископ Каскеленский Геннадий выступил с докладом на научно-практической конференции «Роль традиционных религий в противодействии экстремизму и терроризму», организованной Институтом Философии и Политологии Министерства Образования и Науки Республики
Казахстан при поддержке Управления внутренней политики г. Алматы.
Доклад Епископа Каскеленского Геннадия на конференции «Роль традиционных религий в противодействии экстремизму и терроризму»
Сердечно приветствую участников конференции.
Рад выступить перед вами и поделиться некоторыми мыслями, высказать ряд тезисов на актуальную тему, вынесенную в название конференции.
Начиная с 70-х годов прошлого века перед миром со всей очевидностью встала угроза религиозного экстремизма и терроризма. Каковы ее причины – данный вопрос в настоящее время активно дискутируется. Одной из главных причин, по всей видимости, является технологический прогресс, наступление глобализации и так называемого общества потребления, которое противостоит традиционным ценностям, вызывая острое неприятие носителей традиционной культуры. В любом случае, проблема терроризма под флагом веры является обращенным к нам вызовом. В том числе, и вызовом Казахстанскому обществу.
Однако, этого вызова не нужно бояться. Вызов должен способствовать мобилизации и консолидации всех здоровых общественных сил. Я хотел бы напомнить о концепции «вызова и ответа», принадлежащей видному историку прошлого века Арнольду Тойнби, по мысли которого, - «вызовы являются главной движущей силой истории». Мое детство и взросление прошло в Санкт-Петербурге. Поэтому меня воспитывали в духе почтения к авторитету Российского императора Петра I . Конечно, Петр был выдающимся государственным деятелем. И его заслуга состоит, прежде всего, в том, что ему удалось мобилизовать все здоровые общественные силы и привлечь иностранный ресурс, чтобы справиться с теми колоссальными вызовами, которые стояли перед Россией на рубеже XVII – XVIII веков, проведя военную модернизацию, обеспечив выход к морю, создав промышленность и так далее… Многие забывают, что к России времен Петра был обращен вызов и со стороны религиозного экстремизма: Это было время церковного раскола, и за пару десятилетий по религиозным мотивам в кострах самосожжений погибло людей больше, чем за все предыдущие 700 лет существования христианской Руси. Тем не менее, страна нашла в себе силы сохраниться и выйти из этого искушения расколом здоровой и крепкой.
В классических учебниках приводят пример жизнедеятельности Спартанского государства в древней Греции. Строй ликургов на протяжении восьми столетий господствовал здесь над во много раз по численности превосходящим их местным населением, илотами, достигнув выдающихся успехов в совершенствовании своей организации и добившись блестящих военных побед.
Итак, первый тезис, который я бы хотел высказать, состоит в том, что не нужно бояться вызовов, а надо постараться использовать его во благо своей страны, объединив и консолидировав свои усилия.
Оценивая способность казахстанского общества ответить на вызов со стороны религиозного экстремизма, мы, представители русского мира, невольно сравниваем ситуацию в Казахстане с положением дел на Северном Кавказе, и в этом смысле видим преимущество Казахстана. Мы наблюдаем расположенность миролюбивого казахстанского общества к противодействию терроризму. Мы убеждаемся, что в стране в целом создана нетерпимая обстановка к проявлениям экстремизма, что позволяет надеяться на успешное преодоление стоящих перед обществом проблем.
Так получилось, что 6 декабря я совершал богослужение в Боралдае. После службы, во время общения с прихожанами настоятель принес лист с фотографиями нескольких мужских лиц, объяснив, что вечером 3 декабря во все публичные места, в том числе, и в храм, в мечети, в магазины полиция принесла эти фото террористов, ориентировки. Преступников нашли через несколько часов! Не знаю, в каком общественном месте их заметили, но показательна бдительность населения. К сожалению, мы знаем из прессы, что во многих селах Кабардино-Балкарии, Дагестана – местное население скорее бы спрятало экстремиста, а не сообщило о нем в правоохранительные органы.
Конечно, дают о себе знать тысячелетние традиции веротерпимости и миролюбия народа, помноженные на свободу последних 20 лет независимости. Уверен, что у нас есть большой задел в противостоянии этому злу.
Что сегодня не нужно делать? Прежде всего, необходимо преодолеть страх, не допускать панических настроений, реагировать на всё происходящее взвешенно и спокойно, противодействовать распространению глупых и необоснованных слухов. Страх парализует волю, делает наши слова неубедительными, нашу борьбу со злом малоэффективной. В ноябре я был в Караганде. К сожалению, Караганда поразила меня обилием пустых и глупых слухов: люди передавали друг другу нелепости о человеческих жертвоприношениях, о готовящихся серийный терактах. Почему распространяются слухи? Думается, здесь есть пространство для совершенствования работы наших СМИ. Есть необходимость и совершенствовать канал трансляции информации от органов государственной власти к СМИ. Люди доверяют слухам, когда официальная информация, печатная информация не вызывает доверия. Нужно уметь не просто перепечатывать сухие пресс-релизы, но писать талантливо и убедительно. Нужно и самому иметь твердые гражданские позиции, некую душевную прививку от страха и от экстремизма, а значит, необходимо повышать уровень образования всем, кто вовлечен в данную работу.
Мне очень импонирует позиция председателя Агентства Республики Казахстан по делам религий Кайрата Лама Шарифа, который мобилизует своих единомышленников на серьёзную и системную работу в этом направлении. Кайрат Кайырбекович мобилизует даже нас, религиозных лидеров. С ним всегда можно общаться откровенно, вступать в дискуссии. Это очень правильный подход. Убежден, что только в откровенном обмене мнениями можно найти верные решения многих острых проблем.
Конечно же, следует понимать, что терроризм - прежде всего в головах. Люди, особенно, молодые люди уходят на радикальные и беззаконные пути, когда плохо устроен путь законный, путь традиционный. Нам следует развивать традиционные религии: православие и ислам.
Причем необходимо отказаться от сложившихся в последнее время стереотипов. Нужны новые храмы и мечети, но сегодня на первый план выступают теоретические науки, богословие. Поэтому совершенно ясно: необходимо заботиться не об умножении количества паломников в Мекку и не гнаться за массовостью принимающих Таинство Крещения, но, прежде всего, заботиться о развитии богословия. Нужно создать кодекс канонических книг ханафитского мазхаба, проповедующих миролюбивый ислам, и заботиться о том, чтобы эти классические произведения изучали во всех мечетях. Сошлюсь на слова ректора Исламского университета в Казани Рафика Мухамедшина, который отмечал, что «исламская радикализация в Волго-Уральском регионе происходила в основном в области теологии».
Необходимо беречь наших имамов, помогать им. Нет ничего более страшного, как столкновение религиозных авторитетов. Из Евангельской истории мы помним, что возбужденная озверевшая толпа потребовала отпустить злого разбойника, а Христа – отдать на казнь. Того, кто отнимал у человека имущество или жизнь – простили. А того, кто, проповедуя новое учение, стремился завладеть всем существом человека, - предали смерти.
Опасно, когда «виртуальные муфтии», проповедующие свои экстремистские взгляды в интернете, становятся властителями умов и душ подрастающего поколения. Надо поддерживать наших имамов и укреплять их авторитет.
Еще один тезис хотел бы высказать: в законотворчестве, в силовых акциях нам следует проводить четкое разделение между религиозной идеологией и политическим экстремизмом. Очевидно, что всякий салафит выступает за изменение общества и альтернативное государственно-правовое устройство, но единицы – готовы идти на насильственное изменение. Так вот, нельзя перегибать: с идеологией можно бороться только идеологически. И лишь насилию – противостоять силой. Осуществляя силовые акции против тех, кто только разделяет ваххабитскую идеологию, но не склонен брать в руки оружие, мы можем подтолкнуть их к более радикальным действиям. Сегодня среди экспертов все чаще приходится слышать мнение, что после принятия в 1999 г. в Дагестане закона, приравнявшего ваххабизм к экстремизму, репрессии толкали молодежь в леса и расширяли социальную базу терроризма. Будем осторожны, чтобы не заливать пожар бензином!
И последнее, что бы я хотел сказать: нам необходимо проводить системную работу по формированию широкой базы противостояния общественному злу. Не только Православие, но и многие протестантские направления обладают значительным потенциалом противостояния экстремизму и терроризму. К их числу относятся, скажем, лютеранские общины, представляющие глубокую и серьёзную ветвь протестантизма. Лютеранскую общину Казахстана возглавляет замечательный человек – епископ Юрий Новгородов, который организует большую социальную работу.
Не вижу угрозы от некоторых новых протестантских направлений, последователи которых инфантильны, и беззаботно, как дети, пляшут под музыку на своих собраниях. Адепты этих незрелых культов, если не теряют навык к размышлениям и имеют потребность к глубокой духовной жизни, зачастую переходят в православие. Во всем мире эти направления скорее являются источником пацифистских настроений, а не агрессии. Да и наиболее одиозного протестантского лидера, пастора Максима Максимова, невозможно представить с автоматом Калашникова в руках и гранатой за поясом.
В заключении хотел бы выразить глубокое удовлетворение самим фактом устроения конференции, выразить надежду на начало совместной работы сообщества экспертов в Казахстане и пожелать всем собравшимся успехов в трудах от имени Главы Православной Церкви Казахстана, митрополита Александра.