К сожалению приходится реанимировать этот материал пятилетней давности, поскольку нашлись люди, желающие вновь пролоббировать издание данного учебника.

Очень прошу связываться со мной в личке или через электронную почту, - будем вместе противостоять этому злу.

 

Протоиерей Александр


«Ложь чаще проистекает от безразличия, чем от притворства»
Андре Моруа

В прошлом году, издательством «Арман-ПВ» был выпущен учебник Религиоведения для 9-х классов общеобразовательных школ под редакцией Д.Кенжетаева.
Сам факт издания нового учебника по этой дисциплине удивляет: ранее был написан учебник Основы религиоведения под редакцией Гарифоллы Есима, в составлении которого приняла участие группа экспертов и консультантов, среди которых были представители всех основных конфессий, представленных в Республике Казахстан.

Представители экспертного сообщества и многих религиозных общин страны под эгидой Комитета по делам религии работали над учебником “Основы религиоведения”, где руководителем коллектива авторов является Гарифолла Есим.  Учебник вышел в издательстве “Бiлiм”. Практически единственные претензии со стороны специалистов к этому изданию только в том, что учебник написан трудноватым языком для возраста девятиклассников. Аксиология (ценностная ориентация) у него нейтральная.

6 декабря 2010 года, от Комитета по делам религии поступил на экспертизу альтернативный учебник “Религиоведение” под редакцией Досая Кенжетаева. “Книга не соответствует критериям научности, нарушены все возможные принципы, – заявила на пресс-конференции Елена Бурова, вице-президент “Перспективы”, философ. – Не выдержаны методологические основы, нарушена логика разделов, обозначены неверные терминологические трактовки”.

В общем, экспертное сообщество и представители религиозных кругов дали отрицательное заключение на учебник, написанный коллективом авторов под руководством Досая Кенжетаева. Тем не менее, данное издание поступило в школы Алматы с пометкой “Рекомендовано Министерством образования и науки Республики Казахстан” и по нему учителя уже ведут занятия.
Применение этого учебника является совершенно недопустимым: информация о христианстве в нем не соответствует действительности, как можно иначе расценить эти фразы:
“Отделение католичества от христианства происходит в 3-5 веках”;(стр. 69) “Евангелия появились в первой половине I-го тысячелетия” а через три абзаца: “Евангелия появились во второй половине I-го тысячелетия;(стр. 62-63) Евангелия” состоят из Ветхого завета и Нового завета;(стр. 63) “Искупление грехов католиками происходит в крестовых походах,  жертвоприношениях…” (стр. 69)
Я не берусь судить главы повествующие о других религиях, но крайне удивляет факт, что, когда наше государство, наш Президент оглашают принципы толерантности и транспарентности, так называемый доктор философии и теологии Досай Кенжетай на странице 60 пишет  подобные опусы: «…Иисус был окружен всеобщей любовью народа, но император и священнослужители приговаривают его к смерти

Я хочу посмотреть в глаза этому доктору наук и пусть он мне ответит, какой именно император приговорил Христа к смерти?  Если он этого не знает, зачем об этом писать детям? На каком основании в Хрестоматии к своей книге, говоря о Священном Писании для христиан – Библии он пишет: ислам считает Ветхий Завет (Таурат) и Новый Завет (Инджиль) искаженными позднейшими переписчиками, однако признает их изначальную святость? Кто дал право в светском учебнике давать оценки Священному Писанию христиан со стороны исламских богословов, почему этот «доктор теологии» разделяет Библию от книг Тора (Пятокнижие) и Псалтирь, который он упорно называет Забур, даже святого Давида называя арабским вариантом Дауд, приводя в подтверждении своих слов коранические аяты?! (стр. 103)  На каком основании этот человек пишет, что «оригинал Псалтыря не дошел до наших дней», (там же) (в подобных фразах неуважение не только к христианам, но и к иудеям, тем более Псалтырь используется почти в каждом христианском богослужении) или он не знаком вообще с Кумранологией?
На каком основании господин Кенжетайзадает детям вопросы: «Какое предназначение было у пророка Исы по Корану, в какой форме проявились противоречия в христианском учении?» (?!) (стр. 66)

Почему известный всем христианам текст «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16.24) горе-богослов цитирует как: «Кто хочет идти за мной, должен отвернуться от себя, и, неся крест, следовать за мной» (стр. 67) Это ли не карикатура на Священное Писание, не надо быть филологом, чтоб понять, что это совершенно разные смыслы. Мне интересно о какой вообще религии хотят рассказать нашим детям, называя ее «христианством»?!

Господин Кенжетай, ответьте всем нам, для чего такая ложь, или Вы  вообще не  боитесь  Бога?

Мне непонятно кому так помешал учебник Гарифоллы Есима: известный конъюнктурщик, доктор политических наук, товарищ Артемьев А., критикуя оный заявляет: "Авторы даже уходят от этого, потому что, если бы они дали определение "секте", их можно было бы обвинить в ненаучности. Они просто так называют – деструктивные секты. Вот, открываем книгу, пожалуйста: "Как не попасть в деструктивные культы?" И перечень. Часть они назвали нетрадиционными религиями. Тоже есть список "Наиболее известные новые религии". Здесь сплошное оскорбление. Это, конечно, дело религиозных руководителей, но, если бы я был руководителем организации, я бы подал в суд. Иначе с ними разговаривать невозможно. В список новых течений вписаны те, которые давно не новые. Свидетели Иеговы 200 лет существуют – вдруг они стали новыми".

Хотелось бы задать вопрос товарищу Артемьеву: а он помнит, какое время в истории и философии названо «Новым временем»? Может его тоже переименовать? Или же за 200 лет своего существования «Свидетели Иеговы» стали «старыми»? Или может их вписать по его мнению в список традиционных мировых религий? От чего же товарища Артемьева обижают эти слова?

В окончании темы, хочу попросить прощения у читателя за излишний пафос и эмоциональность, просто мой сын учится в школе, и я сделаю все, чтоб не только на его парту, но  и на парты других учеников не попал этот бред, который господин Кенжетай подписал как «Религиоведение».


(в написании материала были использованы рекомендованные Министерством образования и науки РК Учебник для общеобразовательных школ "Религиоведение", под редакцией Кенжетаева Д. и Религиоведение Хрестоматия  того же автора издательства «Арман-ПВ» 2010 года)

Протоиерей Александр Суворов.

Материалы по теме

Комментарии  

Андрей
#46 Андрей 31.03.2016 20:41
Цитирую Протоиерей Александр:
К сожалению приходится реанимировать этот материал пятилетней давности, поскольку нашлись люди, желающие вновь пролоббировать издание данного учебника.
Очень прошу связываться со мной в личке или через электронную почту, - будем вместе противостоять этому злу.

Добрый вечер. о.Александр откуда информация, что этот учебник будет снова внедрён? У нас в школах тишина. Среди рекомендуемых учебников его нет. Сейчас дети учатся по учебникам Есима.
Цитировать
Протоиерей Александр
+2 #45 Протоиерей Александр 29.03.2016 15:58
К сожалению приходится реанимировать этот материал пятилетней давности, поскольку нашлись люди, желающие вновь пролоббировать издание данного учебника.
Очень прошу связываться со мной в личке или через электронную почту, - будем вместе противостоять этому злу.
Цитировать
Владимир
+1 #44 Владимир 06.06.2011 18:15
4 июня в блоге министра образования и науки г-на Жумагулова Б. Т. опубликован ответ на моё обращение:
Цитата:
Уважаемый Владимир! Факультатив «Основы религиоведения» веден в программу общеобразовательных школ республики согласно Указа Президента Республики Казахстан от 10 февраля 2000 года № 332 «О мерах по предупреждению и пересечению проявлений терроризма и экстремизма». Основная цель программы факультатива «Основы религиоведения» является дать учащимся знания о религии и религиозных верованиях, содействие формированию у школьников общечеловеческих духовно-нравственных ценностей. Темы, как понятие о религии, возникновение древних религиозных верований, Мировые религии изучаются в программах предмета истории. Чтобы углубленно изучить понятие религии и дать картину современной религиозной ситуации в Казахстане, о роли Первого Президента Республики Казахстан в обеспечении межэтнического и межконфессионального согласия, политике государства в вопросах религии, учителя истории используют факультатив «Основы религиоведения» как дополнительный предмет к истории. С 2007 года в курсовые программы переподготовки руководящих и педагогических кадров республиканского института введены вопросы профилактики религиозного экстремизма, ограждения несовершеннолетних от негативного влияния нетрадиционных религиозных течений, умения ориентироваться и противостоять мероприятиям, противоречащим светскому характеру воспитания. Подготовлено инструктивно-методическое письмо с рекомендациями для учителей по преподаванию предмета «Основы религиоведения» и разработана учебная программа, определяющая содержание обучения. Программа согласовывается с Комитетом по делам религии Министерства юстиции Республики Казахстан. Обучение носит светский характер. По итогам проведенной экспертизы учебник «Религиоведения», разработанный авторским колективам Д. Кенжетаева, Н. Асқарова, Ә. Сайлыбаева, Ө. Тұяқбаева не рекомендован к использованию в учебном процессе.
Полностью доступно по ссылке: blogs.e.gov.kz/blogs/zhumagulov_b/questions/77505
Цитировать
Владимир
#43 Владимир 08.04.2011 21:52
Свершилось! Зелёные книжки изымаются из обращения! Больше по ним преподавать не будут. Сегодня моя дочь, как и другие девятиклассники , сдала свой "учебник" классному руководителю. Замены пока нет. Говорят новый учебник существует, но издать его до конца учебного года нереально. Думаю, вновь "Религиоведение " у нас начнут преподавать со следующего учебного года. Хочется верить, что прошлые ошибки будут учтены, и вторично на те же грабли не наступят.

"В окончании темы, хочу попросить прощения у читателя за излишний пафос и эмоциональность , просто мой сын учится в школе, и я сделаю все, чтоб не только на его парту, но и на парты других учеников не попал этот бред, который господин Кенжетай подписал как «Религиоведение »".
Низкий поклон Вам, отец Александр - Вы сделали это!
И спасибо всем, кто приложил усилия, чтобы это произошло :lol:
Цитировать
Владимир
#42 Владимир 26.03.2011 20:21
Цитирую Протоиерей Александр:

Итогом выступления стало заверение Заместителя Акима об изъятии данных учебников из общеобразовательных учреждений города.

Хочется порадоваться такому результату, поздравить отца Александра и поблагодарить за приложенные усилия и настойчивость. Но...
Несмотря, что это заверение прозвучало 2 марта, до конца третьей четверти дети продолжали заниматься всё по тому же учебнику, никто даже не заикнулся, что его отменят.Раздел, посвященный христианству, благополучно пройден, выставлены четвертные оценки (кстати, у моего ребёнка - 5).
Мои обращения к членам правительства так и не были опубликованы в их блогах, и никаких ответов я не получил.
Я думаю, заверения заместителя городского акима весят ничтожно мало - этот вопрос должен находиться вообще не в его ведении.
Цитировать
Протоиерей Александр
#41 Протоиерей Александр 25.03.2011 23:12
2 марта в Акимате города Алматы состоялось очередное заседание Совета по связям с религиозными объединениями. Возглавил работу Совета Заместитель Акима города Алматы Сейдуманов С. В работе Совета приняли участие представители религиозных объединений, эксперты и государственные чиновники.


От Православной Церкви Казахстана в заседании Совета принял участие ключарь Вознесенского кафедрального собора, протоиерей Александр Суворов.
На встрече были обсуждены ряд вопросов, касающихся взаимоотношений государства и религиозных объединений. Протоиерей Александр высказал свою озабоченность проблемой преподавания религиоведения в школах города, в частности учебником под редакцией Д. Кенжетаева.

Итогом выступления стало заверение Заместителя Акима об изъятии данных учебников из общеобразовател ьных учреждений города.
http://mitropolia.kz/ru/obshestvo/sob/559-relg.html
Цитировать
Владимир
#40 Владимир 03.03.2011 23:47
На свое обращение к министру образования и науки я, к сожалению, до сих пор не получил никакого ответа. В блоге министра оно не опубликовано.
Сегодня отправил следующее обращение Премьер-министру:

Уважаемый Карим Кажимканович!
В Вашем недавнем интервью телеканалу РБК Вы говорили о том, что главным конкурентным преимуществом Казахстана стал созданный за годы независимости культ хорошего образования.
Хочется верить, что это относится не только к обучению за рубежом «золотой молодежи» Казахстана, но и к нашим общеобразовател ьным средним школам.
К сожалению, приходится сталкиваться с фактами формального, а порой даже халатного отношения к качеству школьного образования наших детей. Одним из них является недавно введенный предмет «Религиоведение ». Об этой проблеме я писал 13 февраля в блог министра образования и науки РК (вопрос с номером 68790). Моё обращение до сих пор не опубликовано и не получено никакого ответа. Так как господин Жумагулов Б. Т. не нашёл возможности рассмотреть моё обращение, обращаюсь с ним к Вам. Обращение следующего содержания:

далее повторено обращение к министру Жумагалиеву Б. Т.

Отец Александр, если Вы ещё следите за этой проблемой, не могли бы Вы сообщить удалось ли чего-нибудь добиться от наших чиновников, получены ли ответы на обращения владыки Александра?
Цитировать
Владимир
+1 #39 Владимир 13.02.2011 23:06
Здравствуйте, отец Александр!
Моя дочь учится в 9 классе. Узнал, что у них с начала второго полугодия ввели "Религиоведение ", да не как факультатив, а как обязательный предмет с выставлением оценок. Итоговая оценка пойдет в аттестат. Поинтересовался по какому учебнику занимаются и ... Шок и возмущение - вот моё состояние от знакомства с этим пасквилем. Не могу сидеть и ждать, что кто-то за меня всё сделает, чтобы прекратить отравление сознания моего ребенка. Не разделяю позицию авторов комментов, которые ждут, что вот владыка Александр вмешается и все уладит.
Если мы христиане, то наш долг лично защищать нашу веру, а исповедовать её наше право. Если мы родители, наш долг и наше право лично заботиться о наших детях и защищать их. В том числе и от пагубных идеологических влияний.
Отправил обращение в блог министра образования на http://primeminister.government.kz/ следующего содержания:

Уважаемый Бакытжан Турсынович,
Прошу Вас обратить пристальное внимание на предмет «Религиоведение », который обязаны изучать учащиеся 9-х классов общеобразовател ьных средних школ. Этот предмет преподают, как правило, учителя истории, не имеющие соответствующей подготовки в области теологии, истории мировых религий, проще говоря, вообще мало что понимающие в религиях. Но беда не в этом. При желании и при наличии хороших учебных и методических пособий, специальных курсов для учителей, правильном подборе литературы, не только из историка, но и из физрука можно подготовить нормального преподавателя-р елигиоведа. Однако ничего этого нет. Есть только придурковатый, извините, мягче не могу назвать, учебник «Религиоведение », выпущенный издательством «Арман-ПВ» в 2010 году. Авторы – Кенжетаев Д., Новикова Г., Сайлыбаев А., Туякбаев О.
Заявляю сразу: к издательству претензий нет. Уже на 2-й странице оно предусмотритель но поместило предупреждение полужирным шрифтом: «За информацию, предоставленную авторами, издательство ответственности не несет».
Крайнее недоумение вызывает сама информация, предоставленная этим коллективом соавторов. Благообразное начало с цитатами из Л. Н. Толстого, Шакарима и Н. А. Назарбаева плавно переходит в сборник нелепостей, глупостей и дезинформации. Уже на 18-й странице встречаем следующее: «Элементы фетиша встречаются во всех религиях настоящего времени, но его содержание различно». Для православного христианина это как плевок в лицо, думаю, что не только для православных и не только для христиан.
Я простой инженер, и не могу по достоинству оценить всего «великолепия» краткого изложения сути различных религий в этом учебнике. Но на примере того, как авторами описано то, что мне хорошо известно, как человеку православному, могу представить степень извращения и профанации всего предмета.
Например, как вам нравится такое: «В 662 г. до н. э. иудейский царь Иосия запретил язычество, провел среди евреев религиозную реформу и ввел монотеизм. Были разрушены языческие храмы, и построена большая церковь в Иерусалиме»?
Или такое: «Иудеи являются избранным народом Бога, так было сказано в послании божьем пророкам Моисею и Исраилу на Синайской горе». Так и представляются Моисей и его древний предок Иаков (Израиль), стоящие плечом к плечу на горе Синай, готовые принять послание Всевышнего.
Лично меня, конечно, больше всего, как говорится, задевают за живое параграфы, посвященные христианству. Для краткости приведу только несколько цитат из них, которые даже комментариев не заслуживают.
«Родившийся в то время Иисус Христос на самом деле обличал рабство и выступал защитником обездоленных».
«Недовольные тем, что Иисус окружен всеобщей любовью народа, император и священнослужите ли приговаривают его к смерти, основываясь на том, что он сеет среди народа чуждые идеи. Приговор утвердил иудейский правитель Понтий Пилат».
«Евангелия состоят из «Ветхого Завета» и «Нового Завета».
«В конце V в. были внедрены таинства: крещение, благовония, очищение елеем, венчание, молитва, исповедь».
Почти на каждой странице можно встретить такие нелепые утверждения.
Учебник изобилует идеологическими штампами из коммунистическо го прошлого, как например, «русский царизм», «царское правительство».
Д. Кенжетаев с соавторами позволяют себе совершенно недопустимое в рамках школьного предмета – сопоставление различных религий, комментарии христианского вероучения с позиций ислама. Эти опасные противопоставле ния чреваты разжиганием религиозной розни. Тем более они опасны, что направлены на незрелые умы наших пятнадцатилетни х детей!
Крайне удивляет и возмущает тот факт, что эта идеологическая отрава в зелёной корочке вышла в свет без согласования и получения одобрений со стороны официальных представителей религиозных объединений, учения которых якобы изложены авторами данного пасквиля. В частности, нет малейших следов того, что Кенжетаев проконсультиров ался хотя бы с одним православным священником.
Как результат – 100 % извращение христианского учения, возможно, и других религиозных учений тоже. Я просто не берусь делать выводы по другим религиям, это право представителей этих религий.
Господин министр, как отец хочу Вас спросить, ведь у Вас тоже, наверное, есть дети: какая польза нашим детям от предмета, преподаваемого по учебнику, несущему только дезинформацию, и не защищающего от влияний деструктивных тоталитарных сект, ведущих охоту на их души? Ведь в учебнике нет никакой информации о современных сектах и опасности, которую они несут.
Вызывает также недоумение почему предмет «Религиоведение » преподается как обязательный с выставлением оценок, а не факультативный?
Налицо легкомысленный, формальный подход к серьезному и непростому делу, каковым является религиозное просвещение населения.
Считаю настоятельно необходимым:
1) немедленно отменить предмет «Религиоведение » в общеобразовател ьных средних школах РК в связи с отсутствием должной подготовки для введения этого курса;
2) запретить использование учебника «Религиоведение » под редакцией Д. Кенжетаева в качестве учебного пособия;
3) начать работу по формированию курса «Основы религиоведения» для средней школы с участием специалистов-те ологов и представителей всех традиционных религий.

Этот предмет очень важен для казахстанского общества. Поэтому недопустимы халатное отношение к написанию учебников, профанация и мероприятия для галочки. Сегодняшнее равнодушие в этом вопросе – это серьезные проблемы в будущем. Если Вы не примете сейчас необходимых мер, ответственность за будущие проблемы ляжет и на Вас лично, господин министр образования!

Призываю всех лично обращаться в правительство Казахстана с требованием прекратить это отравление мозгов нашим детям.
Цитировать
Виктор
#38 Виктор 27.01.2011 21:40
Основываясь на печальном опыте, могу предположить, что все обновление программы сведется к простому "делению на два" количества отводимых на темы учебных часов. А тенденция, в соответствии с которой на изучение учения ислама отводилось 8 часов, а христианства 4, скорее всего сохранится. Интересно, то ли авторы программы считают, что в Казахстане все в два раза лучше знакомы с христианскими вероучениями, чем мусульманскими, то ли, по их мнению, история учения пророка Мухаммеда вдвое богаче событиями? :oops:
Цитировать
Виктор
#37 Виктор 27.01.2011 21:06
Религиоведение изучает закономерности возникновения, развития и функционировани я религии, её строение и различные компоненты, её многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимодействие религии и других областей культуры. При таком варианте определения предмета религиоведения речь идет о том, что религия воспринимается не как конкретная изучаемая реальность, но, скорее, как абстрактный конструкт; так, на кафедре религиоведения факультета истории, искусствоведени я и востоковедения Лейпцигского университета: «Предмет религиоведения суть систематическое исследование религии как части человеческой культуры и историческое исследование религий в прошлом и настоящем»
Простите за столь пространную цитату из Википедии, но она, возможно, несколько прояснит то, на что я хочу обратить особое внимание уважаемого сообщества.
Учебник, конечно, на уровне большинства наших "самопальных", то есть "ниже плинтуса". Но, слава Богу, наши дети не особенно-то учебники читают, да еще по факультативному курсу, тем более в 9 классе, где предстоит ПГК. :-*
Проблема учителей существенней, так как то, что скажет учитель, в отличии от того, что написан в учебнике, уж точно услышат все девятиклассники . Но и это решаемо, если удастся привлечь добросовестного педагога, который понимает, что учитель должен знать чуточку больше, чем написано в учебнике.
А вот сама программа курса - вот где "темна вода во облацех"!
Рассчитанная первоначально на 34 часа, она благополучно "усохла" до 17. Найти более свежую программу, чем программа 2009 года не удалось, есть только приказ Министра образования о ее отмене...
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии

  • нурия нурия 17.08.2017 14:08
    Добрый день. Вот уже более 15 лет ищем свою тетю Лутфуллину (Попову по мужу) Найлю Нажибовну, 1968 ...

    Подробнее...

     
  • герасименко герасименко 19.05.2017 06:25
    Слава Богу за все!!! Христос Воскресе!!! Пресвятая Богородица спаси нас!!!

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 01.05.2017 23:04
    http://www.bogoslov.ru/text/5345458.html

    Подробнее...

     
  • Байрамов Руслан Рена Байрамов Руслан Рена 11.04.2017 18:34
    МОИ СТИХИ Господь наш. Сказал наш Бог слова такие. Я есть и буду вечность я. Единый я Господь миров.

    Подробнее...

     
  • Тая Тая 10.03.2017 08:06
    Здравствуйте ! Хотела бы узнать сколько стоит освятить дом?

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 07.02.2017 23:59
    Ваш вопрос-размышле ние, идет по грани извечной дискуссии теодицеи. Только для меня путь в жизнь ...

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 05.02.2017 23:06
    Привет православные!) Неужели ни кто не летал? А каковы ваши чувства? О чем вы думаете в полете?

    Подробнее...

     
  • Dima Dima 22.01.2017 20:21
    Добрый день! хочу уйти в монастырь мужской, возможно ли это? О себе; 29 лет, не женат, детей нет.

    Подробнее...

     
  • Volchok Volchok 27.12.2016 20:51
    Не переживайте, отец Александр. В следующем году кардинальных перемен в гражданском обществе не ...

    Подробнее...

     
  • Протоиерей Александр Протоиерей Александр 27.12.2016 20:32
    Я не верю в нумерологию. Дело не в этом, а дело в том, что воспоминания пережитых событий, столетний ...

    Подробнее...