Уравнения с неизвестными или издержки национальной политикиРешение затронуть подобную тему возникло не сразу: в течении 12-ти лет, имею уникальную возможность наблюдать за динамикой изменения общества изнутри, зная чаяния и проблемы довольно большой группы населения. Как патриот, считаю Казахстан своей Родиной, радуюсь ее победам и переживаю за ее неудачи. Именно обеспокоенность о судьбе государства и послужило основным мотивом этой работы.
В последнее время с телевизионных экранов, страниц газет, много говорится о единстве нации, - формировании доктрины национального единства нашей страны. Конечно, нельзя не согласиться с тем, что «Единство в многообразии» стало нашим общим достоянием, а согласие между этносами – нашим главным достижением, символом Казахстана, гарантией и основой успешного социально-экономического и общественно-политического развития страны. Документ, который я процитировал, действительно уникален по своей сути и содержанию, только не дай Господь разделить ему лавры «сталинской» Конституции 1936 года, которая гарантировала советскому народу такие права и возможности, что исследователи будущего, если бы плохо разбирались в истории, назвали бы это общество идеальным. Только в истории нет сослагательных наклонений, и следующий, 37-ой год, страшной датой вошел в историю человечества.

 

Но что вызывает беспокойство? Страна, судя по новостным сводкам, успешно борется с кризисом, провела саммит ОБСЕ, является инициатором многих солидных международных проектов. Но общаясь с реальными живыми людьми и интересуясь жизнью народа, можно прийти к несколько иной трактовке событий, происходящих в государстве. Особенно последние два года создается впечатление, что внутренней политикой занимаются не отделы органов исполнительной власти, а руководит ей чья-то недобрая воля.
Пускай обыватель не подумает, я не поднимаю национальный вопрос, совсем не так, - скорее всего, хочу подчеркнуть важность недекларативного единения всего народа, а именно сказать о том, что говорится на верхах, только взгляд этот, получается несколько иного ракурса.

Гуляя по улицам нашего прекрасного города, особенно в последнее время, нельзя не заметить того, что молодежь разделена на национальные группы, - естественная ситуация, только вот при умелом манипулировании, является потенциальным источникам серьезных конфликтов. Это уже приводит к тому, что например, в некоторых областях, где малый процент некоренного населения, при совершенно нормальном существовании людей старшего и среднего поколения, разделение по этническому принципу наиболее ярко выражено. Молодые люди другой национальности жалуются на то, что им практически некуда сходить, сводить девушку и проч. В клубах, или кинотеатрах, где они являются меньшинством, им нередко откровенно советуют уезжать с «нашей земли», провоцируются разного рода конфликты, а как известно, конфликты на национальной или религиозной основе крайне болезненны. Беда в том, что пройдет время, у этих ребят появятся дети, какой совет тогда услышат они? Причем озлобленность и обиды будут пропорционально расти во всех национальных группах. Принятый на днях Закон о том, что все картины в казахстанском кинопрокате, должны будут дублироваться на государственном языке, несомненно хорош, только вот как побочный эффект может привести к еще большей самоизоляции граждан, не владеющих государственным языком.
Присущая любому этносу постоянная социокультурная антитеза «Мы – Они», «Свои – Чужие», с одной стороны, является важным фактором социально-культурной самоидентификации этнической группы в окружающем социуме, без которой невозможна успешная адаптация. Но, с другой стороны, означенная антитеза может привести к абсолютизации культурных различий в сознании части представителей этнической общности (отдельных её групп), создать потенциальный очаг напряженности, стать источником развития эгоцентризма и национализма. Вышеотмеченные тенденции свидетельствуют о наличии актуальной потребности в разработке научно обоснованных стратегий формирования казахстанского патриотизма, вне национальности, поддержания и развития социального и духовно-нравственного здоровья различных групп молодежи. Министерству образования и науки, целесообразно разработать соответствующие воспитательные стратегии в рамках целевых стратегических подпрограмм, ориентированных на проектирование и конструирование безопасной и здоровой образовательной и профессиональной среды. В настоящее время определенный вектор в этом направлении весьма туманен, а события в соседней Киргизии дают определенный повод более серьезно заняться работой в этом направлении.
Наша позиция должна заключаться в том, что мы единый народ, строим единое государство и наше единство не умаляется полиэтничностью и разными религиозными убеждениями. Однако и наше единство не должно смывать грани национальной самоидентификации, - это не только наличие в паспорте «пятой графы», что также оказалось немаловажным. Абай считал, что человек может быть счастливым лишь тогда, когда его старания и стремления разделяют другие. В словах назидания, развивая эту мысль он пишет «Единство должно быть в умах, а не в общности добра…Если ты жив, а душа твоя мертва, слова разума не достигнут твоего сознания» .
Язык является важнейшим аспектом национальной политики, и лично я совершенно поддерживаю идею о том, что казахский язык необходимо развивать, ибо если этого не будет сделано в Казахстане, этого не будет сделано нигде. Откровенно говоря, стыдно признавать то обстоятельство, что дети некоренной национальности учат казахский язык по 11 (!) лет, и оканчивают школы, практически не владея им. Причем всеобъемность такого явления по стране не может не настораживать: вопрос очень серьезный. В чем же дело? Сам имею сына-школьника, и начинаю понимать: а вот просто нет нормальной программы: ученики, например, выполняют задания по грамматике по выученным шаблонам, которых они не понимают, хотя делают правильно, и, следовательно, получают за это положительные оценки. Есть несколько иной вариант: ребенок старается, но ему упорно ставят «тройки», из-за чего пропадает вся, как говорится харизма, желание учиться. Да и сами учителя казахского языка, порой «не веря» в то, что они смогут научить языку, теряют всякое желание работать с детьми. Вопрос требует серьезного изучения, начиная со школьных учебников (я считаю, что дети, читая задания к упражнению на казахском языке, ДОЛЖНЫ эти задания понимать). Есть преподаватели, которые пользуются своими собственными наработками, умеют заинтересовать детей и дать им почувствовать ВОЗМОЖНОСТЬ понять внутренний мир казахского народа, выраженный в его языке, ознакомиться с литературой – поскольку чтение вызывает интерес и понимание (!). Не верю в то, что нет в казахской среде своих Ушинских, опыт которых вне сомнения должен быть использован.
Крайне важен аспект дошкольного образования. Общение в детских садах должно быть на казахском языке, - ребенок усвоит его автоматически, без особого труда. Это приведет к тому, что к семи годам, наученный в семье и садике, ребенок будет вполне сносно изъясняться на казахском языке, двуязычие перестанет быть только лозунгом, и школьной программе остается эти знания правильно скорректировать. Однако тут, предвкушая следующую тему, задаю сам себе иной вопрос: а сможет ли человек некоренной национальности, даже владея казахским языком, стать ПОЛНОПРАВНЫМ членом казахстанского общества? Пока такого ответа я не нахожу.
Произнеся словосочетание ПОЛНОПРАВНЫМ членом, снова предвкушаю осуждения в свой адрес: «а кто вам мешает тут жить?», «обнаглели совсем» и проч. Кстати, цитаты эти взяты не с базаров, а с казахскоязычной прессы. Хотя 14 статья Конституции РК утверждает о том, что «Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.» Но, проблема существует, как бы не убеждали в обратном. Проблема т.н. «полноценности-неполноценности» происходит не их комплексов, а из анализа реальной жизни. Я не скажу ничего нового, если озвучу тот факт, что человек некоренной национальности, контактируя с представителями власти, (акимат, полиция, финпол, суд, дорожная инспекция и др.) будет испытывать гораздо больше сложностей, чем казах, и дело тут отнюдь не только в знании или незнании языка. К сожалению, нередко представители местных властей намеренно чинят препятствия мелкому и среднему бизнесу, руководителями которого не являются казахи: не привожу в пример рейдерские захваты, хотя и такое имеет место быть, особенно в южных и западных областях страны, - самое простое это подчеркивание незнания казахского языка, когда проверки и документы прилагаются исключительно на государственном языке. Подобные случаи являются прямым нарушением статьи 5 Закона о языках. Тем более, в поправках к упомянутому документу имеется постановление Конституционного Совета РК от 8 мая 1997 года за № 10/2, в котором недвусмысленно говорится, что «данная конституционная мера понимается однозначно, что в государственных организациях и органах местного самоуправления казахский и русский языки употребляются в равной степени, одинаково, независимо от каких-либо обстоятельств». В ЦОНах, например, все бланки даются на казахском языке, но не все граждане им владеют, но выход найден по-восточному: за небольшую плату вам заполнят любое заявление. Это не нарушение конституционной нормы?
Существует еще один серьезный аспект нашего общества – это клановость. Чиновник знает, что вряд ли у Ивана найдется «агашка», могущий создать проблемы ему самому. Поэтому можно «навесить другие дела» а то и припугнуть своими связями. Хотя я уверен в том, что именно клановость и коррупция представляет угрозу национальной безопасности государства. А не является ли угрозой национальной безопасности и крайне настораживающим фактом то обстоятельство, что люди, имеющие деньги и власть, независимо от национальности, нередко бьют себя в грудь, называясь патриотами Казахстана, просто напросто различными способами выводят свой капитал за границу?! Это ли подлинный патриотизм?! Был один т.н. «патриот» - бывший президент Алматинского аэропорта, уж очень ратовал за патриотизм и знание языка, а теперь объявлен в международный розыск, за хищение народных средств. Это говорит о том, что у этих людей нет веры в будущее своего государства, они скрывают свою трусость подхалимством и ложью. А таких примеров масса. Подобными чиновниками и бизнесменами разворовывается государство, в прямом и самом трагичном смысле этого слова.
Малоутешительна для русскоязычных и программа переселения, организованная рядом областей РФ. Первый фактор, делающий ее неэффективной, зиждется уже на историческим основах: не секрет, что мы уже «другие русские», обладающие другим менталитетом. Для нас не свойственна «великодержавность», - большинство уже вполне органично позиционирует себя, как казахстанцы, имеют глубокие корни на этой земле, да и ехать им, собственно говоря, некуда. В России, особенно в сельской местности, они уже навсегда останутся «казахами». Посулы, которые предлагают эти программы, не приемлемы как минимум для 80% тех, на кого рассчитаны: городская интеллигенция вряд ли захочет «крутить коровам хвосты» в сельской местности, а сельские жители республики или уже не в состоянии выехать по материальным соображениям, или же вполне компактно сжились с местным населением, и у них нет нужды и желания менять свою жизнь.
Создание Таможенного союза, может также внести неожиданные коррективы в межнациональные отношения. Не секрет, что единое таможенное пространство сразу не принесет заметных экономических плодов: скорее всего на первых порах возможна и обратная ситуация. Уже в казахскоязычной и оппозиционной прессе муссируются обсуждения о продаже национальных интересов, потере суверенитета и проч. Но, подобные рассуждения скорее говорят о политических комплексах и незрелости; не утратили же своей независимости страны ЕС, они сохранили и свои языки и менталитет, однако облегчили жизнь простым гражданам. К сожалению, есть возможность, что различными политическими технологиями заинтересованных лиц, будет сделана попытка усложнить жизнь в частности русскоязычной диаспоры государства, возлагая на них «вину» за возможные издержки в экономике, связанные с созданием Таможенного союза.
Не меньшая опасность состоит и в борьбе политических элит, заявлении которых звучат в последнее время все громче. В этом плане все более непонятно: то ли они движимы политическими интересами, то ли меркантильными. На этом фоне события в соседней Киргизии для граждан Казахстана могут оказаться более драматичными. Ведь не дай Бог, когда скрытые кукловоды почувствуют ослабление власти, - им ничего не стоит в таком случае вывести на площади тысячи маргинальных элементов, причем неважно откуда, с Кентау или Нового Узеня, (подобный контингент в силу ряда причин найдется в любой стране, независимо от ее экономического состояния) руками и палками которых, будет твориться чья-то злая воля.
Хотелось бы завершить эту работу в менее мрачных тонах. Уверен, что казахстанское общество, в силу обладания мощнейшим духовным потенциалом, сможет преодолеть свои комплексы и детские болезни. Не последнюю роль в этом процессе занимает вера. Ислам и христианство представляют возможности для подлинной консолидации духовных проекций общественного бытия на своих внутренних принципах. В этом заключается потенциальная возможность подлинной консолидации казахстанцев.
Практическое тождество ислама и православия в отношении видения ими смысла познания как духовного преуспеяния имеет важное значение для процессов духовной консолидации народов Казахстана, в связи с этим двумя конфессиями. Познание, - и это общепризнанно, одна из сфер общественного бытия, отношение к которой достаточно уважительно. Близость, а по отдельным пунктам буквальное совпадение в этой сфере, уже само собой консолидирует духовную жизнь казахстанского общества. Если эта позиция сможет стать достоянием широких слоев населения, то консолидация общества (через сближение мировоззренческого содержания познания, как его принимают верующие этих конфессий), во многих аспектах духовной жизни вполне возможно. Хочу подчеркнуть, - тут речь идет о традиционном исламе. Попытки радикализации, или экспорта ислама саудовского образца, сведут на нет все усилия, и сделают практически невозможным не только консолидацию общества, но даже само существование в отдельно взятой стране других религий, а стало быть и народов, носителями которых они являются, за примерами ходить не надо. В аспектах веры требуется особый такт и осторожность, - казалось бы, достаточно простая мысль: что-то улучшать, привнося в это нечто лучшее. Но весь вопрос в том, а где взять это лучшее, или иначе, как принести его в мир, не исказив. Философ Степи Абай, в сорок пятом Слове говорит: «Начало человечности – любовь и справедливость, они присутствуют во всем и решают все. …В ком господствует чувство любви и справедливости – тот мудрец, тот учен».

 

[1] Доктрина национального единства. Астана 2010 

[2] Абай. Книга слов. Алматы. 1993 с.151

[3] Абай. Книга слов. Алматы. 1993 с.249


 

Комментарии  

timsone
#56 timsone 11.04.2012 23:51
Цитирую Q.F.Maximus V.C.:
Даже если русский будет знать казахский язык очень хорошо, он все равно останется чужаком и приоритет при приеме на работу будет у представителя государство-образующей нации.


lentyai mogut opravdivat' sebya kak ugodno.. u takix deistvitel'no ne budet budushego.. ni v Kz, ni v Rossii ))
Цитировать
Q.F.Maximus V.C.
#55 Q.F.Maximus V.C. 29.03.2012 20:13
Даже если русский будет знать казахский язык очень хорошо, он все равно останется чужаком и приоритет при приеме на работу будет у представителя государство-обр азующей нации. Не забывайте, что у нас в стране мало иметь каике-то профессиональны е данные, необходимы еще и связи. Если у народа , а точнее у языка есть закрепленная за ним территория ( как например обстоит дело в Канаде с французским, в Бельгии - с ним же , или в Швейцарии - с немецким, французским или итальянским), то язык будет жить. если нет, как в Финляндии с шведским, который учится с большой неохотой и с каждым годом на нем все меньше и меньше говорят и который не имеет территории, то рано или поздно язык там исчезнет. то же самое можно обнаружить и у нас. У русского языка нет будущего в Казахстане. Рано или поздно количество носителей русского сократится до таких пределов, что говорить на нем основная часть населения уже не будет и его на вполне законных основаниях полностью запретят. Так что не надо строить иллюзий относительно будущего русского языка в этой стране.
Цитировать
timsone
#54 timsone 06.03.2012 07:07
Цитирую Калерия:

Мне кажется, нужно, хотя бы смириться с тем, что русский язык скоро может исчезнуть и важно не оставлять в себе ненависти к окружающим,

ну во-первых "великий и могучий" еще долго будет жить в России.
во-вторых у меня были такие примеры, в с. Тургень где я вырос компактно проживают турки, переселенные из Месхетии т. Сталиным в сороковые. Так вот у них не было ни турецких школ, ни учебников, и тем не менее языка своего они не забывали. Да, конечно, язык у них сохранился на самом бытовом уровне, но все же. Если хочешь сохранить язык то сделать это можно. Например я не собираюсь терять свой родной русский язык. Даже более того сделаю все для того, что бы передать его своим детям.
Цитировать
Стахий
+1 #53 Стахий 19.05.2011 08:43
А по поводу Веры еще.От секст от их изобилия страдают и Ислам и Православие на мой взгляд.Смотрите сколько у еговистов там казахов.В моей жизни встречался человек казахской национальности будучи свидетелем иеговы.Вот,что страшно.Секты,к ак грибы после дождя.Это очень страшно.тут уже немножко упоминалось о них я вижу.И еще дополню предыдущее сообщение.Не спорю трудности не коренное население может испытывать с устройством на работу и так далее.Но ведь тут может быть не только нац.вопрос,а еще и лень и свои какие то фишки скажем так.Например.ка к у меня). Если я не особо хотел работать я и проворонил две работы,одну точно.И на этих двух работах были начальники казахи.Правда один знакомый,другой очень хороший знакомый.Но брали они меня не по знакомству особенно.Я проходил практику на ровне со всеми и так далее.Заполнял бумаги,отвечал на вопросы начальника ,беседовал с ним.И как раз таки по прежнему с ним в неплохих отношениях.Прос то вот так получилось,что та работа не моя,по состоянию здоровья.Переоц енил я себя.Но еще раз говорю.есть то где по знакомству и по родам и клану берут.Это по моему везде есть.По знакомству уж точно.А клановость -это отличительная черта Кавказа,и Азии.Ну вот так вот,что же сделаешь теперь.Будем сохранять Веру свою и культуру и традиции и свои.Не будем провоцировать и поддаваться на провокации.Тогд а провокаторы сами отсеются. :-)
Цитировать
Стахий
+3 #52 Стахий 19.05.2011 08:32
Спасибо отец Александр.Да эти проблемы есть,но я лично еще столкнулся с проблемой,что русское население тоже порой начинает "наезды" простите за такое слово на коренных,типо вот вам то се,а нам.Да в определенных организациях берут на работу коренное население.Но там где нужно знание языка,а увы мы русскоязычное население его не заем.Хотя у меня родственница знает казахский и она щас имеет очень хорошую работу и уважение казахов.Я еще заметил одно если русский знает казахский,то многие не все,но многие казахи начинают на него по другому смотреть.Если не будет единства,то придет НАТО и будет натовская нация и язык скажем так.Это уже страшно.Не английский или какой-нибудь другой,а натовский язык.Язык тщеславие и войны.Просто да порой русскоязычное население начинает винить коренное,наприм ер не взяли ребенка в институт не поступил,а казах поступил и начинается.Но если ты все сдал и все верно сделал,то оспаривать можно до последнего,хотя нервов надо много.Я вот если реально ЕНТ провалил,так я его провалил сам и я отчетливо это понимаю.Да порой сам перехожу на личности увы,если что -то не удалось.Да личный опыт перекладывать на всю страну так сказать не совсем верно,но все же.Я очень много встречал добродушных и уважающих меня и мою веру казахов.Я и раньше верил,но в церковь стал ходить по сути тока вот год назад посещать службы и так далее.Но крестик носил всегда с 16 лет.И учился с казахами в одной школе и классе и они уважительно относились к моей Вере и моим традициям.Не спорю,есть и обратное.Не без этого.Надо просто жить уважая друг друга уважать традиции,культу ру, вероисповедание .Может внутренне так сказать и есть деление страны,но не внешне,как В Украине.И День Победы Славо Богу Празднуем ежегодно.В отличии от Прибалтики,Груз ии и Украины.Особенн о ввиду последнего 9-мая в Украине в Львове.В многонациональн ом обществе ,всегда будет национальный вопрос,как не крути.Найдутся люди в правительстве,в о дворах и так далее,кто его захочет поднять этот вопрос.Но будем же молиться о Нашем Отечестве,за мир и любовь в нем.Что бы оно не повторило судьбу Киргизии,Украин ы,Прибалтики и Грузии.А насчет языка,если честно сам хотел бы его знать.Но любой язык выучивается легко,если его преподают нормально и если живешь в этой среде.У меня вот родственница та же жила в среде коренного население,и еще есть пример такой в моей жизни.Но в в борьба за единство нам не надо забывать свое,не нам не казахам.Сохраня ть сою культуру каждому этносу.Иначе будет Ливия,будет Афганистан и Ирак.Понимаете о чем я да)
Цитировать
Велимир
#51 Велимир 18.01.2011 23:50
Коммент арии не относящиеся к теме удалены.
Для личных вопросов используйте личные сообщения.
Цитировать
Протоиерей Александр
#50 Протоиерей Александр 17.01.2011 13:01
Цитирую Александр:
Такое объединение Православия и Ислама возможно, мне кажется, только на уровне мысленного эксперимента. Потому что уже на этом уровне она здорово теряет в весе. Ислам никогда не признает приоритет или хотя бы равенство Иисуса Мухаммеду. Так же как и Православие не признает обратного. Если такое произойдет, то в рамках какой-то новой секты. Такое объединение не интересно ни Православной Церкви, как мне кажется, ни исламкой общине, ни государству - Казахстан государство светское. Скорее, тут важна духовная работа именно простых верующих обеих религий. И гражданская терпимость и толерантность. Я целиком поддерживаю идею неисхода русских из Казахстана. Мы здесь другие, чем в Росии. Мы должны здесь самореализовываться - на этой земле на ее благо. Вот эта идея очень даже отозвалась. Спасибо за хорошую статью!

Александр, так о этом и речь, - никто не говорит же о догматическом или вероучительном слиянии, - речь идет хотя бы о совместном векторе в социальном секторе.
Цитировать
Александр
+1 #49 Александр 17.01.2011 01:00
Такое объединение Православия и Ислама возможно, мне кажется, только на уровне мысленного эксперимента. Потому что уже на этом уровне она здорово теряет в весе. Ислам никогда не признает приоритет или хотя бы равенство Иисуса Мухаммеду. Так же как и Православие не признает обратного. Если такое произойдет, то в рамках какой-то новой секты. Такое объединение не интересно ни Православной Церкви, как мне кажется, ни исламкой общине, ни государству - Казахстан государство светское. Скорее, тут важна духовная работа именно простых верующих обеих религий. И гражданская терпимость и толерантность. Я целиком поддерживаю идею неисхода русских из Казахстана. Мы здесь другие, чем в Росии. Мы должны здесь самореализовыва ться - на этой земле на ее благо. Вот эта идея очень даже отозвалась. Спасибо за хорошую статью!
Цитировать
Пошехонец
#48 Пошехонец 16.01.2011 21:55
Согласен, безусловно.
Цитировать
Протоиерей Александр
+1 #47 Протоиерей Александр 16.01.2011 21:04
Цитирую Пошехонец:
Рад слышать, о. Александр!
Беда, катехизаторов у нас не хватает. Да и инертность здешних (казахстанских) православных очень мешает, включая клир. Давеча спросил одного молодого батюшку из сельского прихода: "А интернетом Вы, батюшка, пользуетесь?" Нет говорит он, а зачем он мне, искушение только одно.
И ещё, по поводу пустых храмов. Батюшка говорит, что этнических русских у него в поселке 2000-3000, а на приходе ...25.

Для проповеди Евангелия можно использовать ВСЕ возможности: даже футбольные матчи, - ведь это НАШИ люди, наши прихожане! И если молодежь в интернете, то и батюшка должен там показываться, но...тсс! СТОП! Это уже другая тема! Давайте создадим тему, а что мешает нашей проповеди и что нужно сделать лучше! Это действительно для нас очень важно и очень интересно!!! :D
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии

  • нурия нурия 17.08.2017 14:08
    Добрый день. Вот уже более 15 лет ищем свою тетю Лутфуллину (Попову по мужу) Найлю Нажибовну, 1968 ...

    Подробнее...

     
  • герасименко герасименко 19.05.2017 06:25
    Слава Богу за все!!! Христос Воскресе!!! Пресвятая Богородица спаси нас!!!

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 01.05.2017 23:04
    http://www.bogoslov.ru/text/5345458.html

    Подробнее...

     
  • Байрамов Руслан Рена Байрамов Руслан Рена 11.04.2017 18:34
    МОИ СТИХИ Господь наш. Сказал наш Бог слова такие. Я есть и буду вечность я. Единый я Господь миров.

    Подробнее...

     
  • Тая Тая 10.03.2017 08:06
    Здравствуйте ! Хотела бы узнать сколько стоит освятить дом?

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 07.02.2017 23:59
    Ваш вопрос-размышле ние, идет по грани извечной дискуссии теодицеи. Только для меня путь в жизнь ...

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 05.02.2017 23:06
    Привет православные!) Неужели ни кто не летал? А каковы ваши чувства? О чем вы думаете в полете?

    Подробнее...

     
  • Dima Dima 22.01.2017 20:21
    Добрый день! хочу уйти в монастырь мужской, возможно ли это? О себе; 29 лет, не женат, детей нет.

    Подробнее...

     
  • Volchok Volchok 27.12.2016 20:51
    Не переживайте, отец Александр. В следующем году кардинальных перемен в гражданском обществе не ...

    Подробнее...

     
  • Протоиерей Александр Протоиерей Александр 27.12.2016 20:32
    Я не верю в нумерологию. Дело не в этом, а дело в том, что воспоминания пережитых событий, столетний ...

    Подробнее...