Фанатизм в религииМы часто слышим о негативных проявлениях фанатизма в современной жизни, единодушно и громогласно утверждаем его опасность и пытаемся себя уберечь от этого явления, опираясь на высказывание П.Буаста:"Избегайте фанатиков всякого рода, если не желаете приносить в жертву свои мнения, свое спокойствие, а быть может, и свою безопасность.". Фанатизм привлек внимание многих. По словам Вольтера, фанатизм наделал зла более, чем атеизм. Или мнение Г.Гримма: "Слепой фанатизм глупого человека может наделать зла более, чем усилия двадцати соединившихся вместе мошенников". Стало быть, это не просто глупость, а сила в руках глупца.

 

О последствиях управления такой силой глупцом можно не говорить. Здесь, актуально вспомнить не только определение, происхождение термина, но и поразмышлять о сущности фанатизма. Слово "фанатизм" происходит от латинского fanaticus (приводят также греч. ??????????, фр. fanatisme) - исступленный. То есть доведенная до крайней степени приверженность к каким-то воззрениям, нетерпимость к любым другим взглядам. Фанатизм - беззрассудная страстная привязанность своему выбору. Согласно определению американского философа Джорджа Сантаяны, «Фанатизм состоит в удвоении усилий, когда забыта цель». Именно забыта цель!!! Сам по себе объект поклонения или объект увлечения фанатика может не вызывать негативного отношения и только одержимость своим увлечением начинает представлять для человека опасность и кажется чрезмерной. Фанатизм является заблуждением, самообольщением, несмотря на то, что человеку кажется, что он отстаивает истину. Он забывает о цели существования того или иного учения, взгляда, предмета - объекта поклонения. Спорить с такими людьми бесполезно, так как фанатик принимает во внимание только свое мнение, он не способен переменить не только взгляд, но и тему. Кто захочет вступить в спор, когда заранее известно, что тебя даже не выслушают? Не говоря о том, что постараются понять. Дискуссия, полемика, разговор здесь невозможны и обречены на провал, даже если один из собеседников умеет слушать. Как стать фанатиком? - да, вопрос леденящий душу, но позволяет задуматься, от чего приходит личность к помешательству, к качествам, лишающим человека возможности общаться и быть достойным соперником в дискуссиях. Если развить мысль Н.Бердяева, о том что "фанатизм - некоторое умопомешательство, порожденное неспособностью вместить полноту истины", то причиной всех бед становится неспособность человека постичь полноту истины. Кто в этом виноват? Истина может быть непостижимой человеческим разумом! Мне кажется, причиной фанатизма, прежде всего, является неподготовленность субъекта к познанию объекта и преждевременное стремление человека докопаться до истины. Именно это приводит к фанатизму в религии, где необходимо познавать истину в процессе духовного роста, а не с места бросаться в изучение тайн Бога. Истинна познаётся через тайну богооткровения, это то, к чему мы прикасались с трепетом и страхом, то, что было для нас неведомым и тайным, вдруг становится явным и понятным; это прозрение, появление ясности в мыслях, простота и гениальность одновременно.Бог познаётся в молитве, в духовном становлении человека, в принятии благодати, которая дается самим Богом, но не является заслугой за прочтение определенного количества книг. Следовательно, торопливость, несвоевременность для человека страшны, а это, заметим, не внешние влияния, а внутренние качества человека. И опасность их состоит именно в их природе существования внутри нас, там фанатизм зарождается, развивается и царствует. Бояться, в первую очередь, необходимо себя и прислушиваться к себе, отметая в сторону самодовольство, гордость, самомнительность и чрезмерную уверенность в том, что мы способны понять любую сокровенную тайну! На основе перечисленных качеств, фанатизм стоит как на твердой и уверенной основе и сломать его не представляется возможным, так как надо ломать себя - такого сильного, умного и самодовольного! Именно в этом кроется опасность фанатизма. К сожалению, самостоятельно дойти до такого вывода человеку трудно, невыносимо больно, да еще и кажется нанесением огромного урона самому себе: "самоубийсто", слышим мы с иронией в ответ! Причину вовлечения в фанатизм видим в окружающих, но, ни в коем случае, не в самом себе! Это очевидно только со стороны! Фанатизм - болезнь, несущая огорчение и бедствие через заблуждение, помешательство, неспособность слышать и понимать других. А заражаемся мы этой болезнью через страсти и пристрастия человеческие, в той или иной степени развитые в каждом человеке. Стало быть, блюсти себя в страстях, бороться с ними, быть строгим самокритиком - это и есть способ оградить себя от фанатизма. Всё дело в нас, друзья мои, и начинать нужно только с себя, но не с ограждения от других!

 

 

Комментарии  

kseniya
#41 kseniya 24.07.2012 01:14
статья в целом получилась не плохая,но я всецело соглашусь с Александром.зде сь никак нельзя говорить однозначно,проб лема и наоборот спасение! вспомните свои первые шаги к храму и Господу,это горение да это и был на тот момент фанатизм,в ответ наша неверующая публика именно так и думала про нас-фанатик! пусть пример не совсем удачный и уже ведется активная борьба,я о наших бабушках в храме..)) ну чем не извращенный и больной фанатизм,и все-таки рядом с ними росли,слушали,с мотрели и шли к Богу и без них никуда,мне кажется просто нам самим необходимо относится с терпением и пониманием к таким людям.освободит е душу и любите людей,ведь и мы иногда бываем заблудшими в кое-той мере.
Цитировать
Калерия
#40 Калерия 04.03.2011 23:51
Благодарю!=)
Цитировать
Александр
#39 Александр 04.03.2011 21:40
Да, я Вас тоже понял. ) Просто, мы не научной конференции, а на форуме. Вы написали статью о негативной стороне. Я напомнил о том, что есть и позитивный смысл. И все усталые, но довольные вернулись домой. )

P.S. А статью я плюсанул сразу.
Цитировать
Калерия
#38 Калерия 04.03.2011 21:23
Да, Александр, я понимаю, что вы хотите сказать.
Тем более, если вы так прекрасно понимаете важность того, что значение слов должно соблюдаться, то и меня должны понять!)) Для того, чтобы разговор, диалог удался, необходимо определить смысл употребляемого слова. Если бы я стала рассматривать все возможные и существующие понятия "фанатизма", статья бы выглядела как попытка рассмотреть это понятие. Однако, проблему, а она является ключевой в статье, никто не понял бы. Чтобы придти к какому-то выводу, решению, просто необходимо конкретизироват ь это определение в рамках данного разговора. Я пытаюсь остановиться только на проблеме, которая меня тревожит, хочу чтобы читатели поняли ход моих мыслей. Поэтому я, почти личными примерами (в комментариях это есть) стараюсь объяснить, уточнить и подвести к тому, что я имею в виду!
На любой научной конференции перед тем, как начать диалог, участники определяют границы тех понятий, которыми они пользуются. И это не исключает другие понятия. Я обозначаю парадигму, в которой веду полемику.
Я не против вашего мнения, но здесь "фанатизм" рассматриваю как проблему с негативными последствиями. Именно это меня тревожит.=)
Цитировать
Александр
+1 #37 Александр 04.03.2011 20:39
Я не считаю статью заказной, я, должно быть неправильно выразился. Я просто хотел подчеркнуть односторонность определения. Впредь буду внимательнее в подборе слов.

Вы пишете: "Замечу, что слово, изначально обозначающее негативное отношение к предмету не может и не должно содержать положительного смысла. Зачем вносить противоречия в понятие и подводить два разных явления к одному определению?"

А вот определения фанатизма из различных словарей:

1. Философская энциклопедия:

ФАНАТИЗМ (от лат. fanum – жертвенник, храм) - полная поглощенность какой-нибудь идеей, мировоззрением, религией, страстная и слепая приверженность делу, идеологии.
-------
2. Большой Энциклопедическ ий словарь. 2000г.:

ФАНАТИЗМ (от лат. fanaticus - исступленный) -..1) доведенная до крайней степени приверженность к каким-либо верованиям или воззрениям, нетерпимость к любым др. взглядам (напр., религиозный фанатизм)
2) В переносном смысле - страстная преданность чему-либо.
-------
3.Энциклопедия Брокгауза и Ефрона:

Фанатизм - Слово fanaticus (в связи с fanum - священное место, храм)имело в латинском яз. значение сходное с тем, какое принадлежит словам святоша, ханжа, а затем значило иступленный, изуверный, сумасбродный,яр остный, иногда вдохновенный (carmen fanaticum)
...
В самом понятии Ф. заключается и его осуждение,как своего рода узости, ограниченности, упорства; никто не станет называть себя фанатиком, но многие охотно применяют эту кличку к особенно резким сторонникам противоположных воззрений. В язычниках, остававшихся верными своей религии, христиане видели только упорныхфанатико в, точно так же как и сами христиане, шедшие на мучения во имясвоей веры, были фанатиками в глазах римских властей. Священная инквизиция осуждала фанатиков-ерети ков, в свою очередь заслужив, однако,славу одного из самых фанатических учреждений. Ф. может быть и нерелигиозным, но ни одна сфера жизни не благоприятствуе т его развитию в такой степени, как религия.
...
Фанатизм возможен и в других сферах жизни.Его противоположнос ть, как другую крайность настроения, представляет собою индифферентизм, среднее же положение между ними занимает терпимость.
-----

Я не спорю, в обиходе и в "авторских" определениях фанатизм действительно имеет негативный оттенок. Однако, говорить об этом однозначно, на мой взгляд не совсем верно, особенно днем сегодняшним. Во-первых, этимология слова неоднозначна: слово могло происходить не только от "изувера", но и от "храма". Во-вторых, у слова этого на уровне определения имеется и положительный аспект - вдохновенный, преданный. В-третьих, о чем хорошо написано у Брокгауза и Ефрона, определение это имеет заряд субъективности и подразумевает определение-аль тернативу. Фанатик - это всегда чужой. Если наш, то это уже не фанатик, а истинно верующий. Это как террорист и борец за освобождение. Русофил и нацист с имперскими амбициями. понимаете, о чем я?

Я не против "православных фанатиков", я за! Мы живем в эпоху тотальной pr-войны, где слова и их значения имеют значение, простите за каламбур. И когда Кураев сожалеет об отсутствии православного терроризма (vlasti.net/news/50135), я его понимаю. Этих слов, - фанатизм, терроризм, - не нужно бояться, если за ними стоит Истина. Русские в России сейчас начали понимать, что боятся заявлять о себе, как о народе, равном с другими. Вот это результат таких ярлычков - фанатик, нацист, террорист и т.п.

Так давайте же не будем поддерживать "ярлычковость" этих понятий и вообще внимательнее к относиться к словам. За ними стоит реальность.
Цитировать
Калерия
#36 Калерия 04.03.2011 19:42
Александр, рада, что статья до сих пор привлекает внимание. Статья не является нучным исследованием, но и написана не по заказу. Это личные размышления и мнение, которое обсуждаем с пользователями сайта.
Вы говорите, что определение одностороннее. Замечу, что слово, изначально обозначающее негативное отношение к предмету не может и не должно содержать положительного смысла. Зачем вносить противоречия в понятие и подводить два разных явления к одному определению? Описываемые вами явления и качества имеют свои названия: "вера", "страдание за Христа", "преданность" и т.п. Смысл то этих понятий именно в их горячности и приверженности, причем разумной!
Я попыталась выявить проблему, которая существует в мире православия, определить ее остроту и серьезность. Я просто не ставила задачу, говорить о сильных качествах Православия.

Спасибо за Ваше мнение! Согласна с Вами, вера должна быть горячей, но не фанатичной (это понятие не должно содержать дуализма, иначе его будут использовать как кому удобно).
Православием ВЕРА движит, а не фанатичноть! Мы просто забываем, что такое настоящая вера, к сожалению!
Цитировать
р.Б.Алексей
#35 р.Б.Алексей 04.03.2011 18:45
Тогда, может быть, введем понятие "разумного фанатизма", как есть понятие "разумного эгоизма". Почему бы нет? :-x
Под неразумным фанатизмом предлагаю понимать достижение цели любыми средствами, под разумным - признание за ближними безусловного права выбора и уважение их прав и взглядов, отличных от твоих (хоть ты в определенном смысле и фанатик). Что-то типа того...
Цитировать
Александр
#34 Александр 03.03.2011 23:19
Цитирую Калерия:
Alter Ego, определением "фанатизма в религии" занимался Бердяев Н.А. + в статье указано короткое определение. Я беру его за основу. Перефразировать его по своему, дополнять - не вижу смысла. Да и боюсь увлечься поиском фанатиков. Я позволила себе поразмышлять над сущностью и причинами этого явления.

Под это определение попадает тот, кто забывает о цели религии, к которой он себя относит, выражая нетерпимость к инакомыслящим людям. Вы правы, терпимость может стать теплохладностью, но это другая крайность. Во всём надо знать меру.
Приведенное определение "фанатизм" довольно широкое, каким и должно быть, так как даётся определение не предмету, а состоянию человека, к которому невозможно прикоснуться, невозможно подчинить одному правилу всех. Действительно, для применения этого термина, нужно его уточнить, но это делается при рассмотрении каждого отдельного случая.


Самую горячку дискуссии я, из-за загруженности, пропустил. Однако, статья показалась интересной, да и комментарии тоже. Поэтому с опозданием два месяца все же вставлю свои пять копеек.

Я бы не сказал, что определение, приведенное Вами, Калерия, можно назвать широким. Я, наоборот, отметил бы, ни в коей мере не желая Вас задеть или обидеть, его узость, односторонность . Просто у меня сложилось впечатление, что статья изначально писалась не как исследование, а как боевой листок против фанатиков. На заказ. Между тем, как отмечали некоторые форумчане, в фанатизме есть и позитивная сторона. Фанатизм - это крайнее, даже за-крайнее проявление любви, преданности, веры. Этот тот огонь, который пожирает, но он же и светит. Да так светит, что если каждый православный сегодня имел бы такой огонь веры в себе, то христианство давно завоевало бы весь мир без остатка. Не мечом, а огнем веры - безоглядной, фанатичной. Разве не этого огня не хватает сейчас Православию? Разве не его ищет прихожанин в глазах священников? Разве не этот огонь - огонь фанатизма, - заставлял первых христиан идти на смерть за Христа? Вы говорите... нет, это Джордж Сантаяна говорит, что фанатизм - это когда силы удваиваются, а цель позабыта. Но разве удвоение веры без забытой цели не есть фанатизм? А если цель кажется окружающим недостижимой? А разве не кажется среднему современному человеку, полу-атеисту, полу-окультисту , полу-язычнику, цель Православия - стяжание благодати Духа Святого, - целью безумной? Какая благодать? Какой Дух святой? Где они???? "А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие"

Как сказал У. Черчиль, "фанатик — это человек, который не может изменить взгляды и не может переменить тему". Я думаю, что фанатизм - это степень от среднего уровня ценностей общества, его количественный показатель может меняться. Чем ниже уровень общества (например, религиозный), тем проще оказаться фанатиком. Меня, например, в фанатизме обвиняли, когда узнали, что я молюсь перед едой. Моего знакомого, когда узнали, что он по религиозным причинам не матерится.

А представьте что бы они сказали, увидев веру, какая была у Святых Отцов. Зачем, с точки зрения человека, в миру погрязшего, уходить в пустынь, лишать себя комфорта, общения? Разве это не безумие? Во имя чего? Во имя вечной жизни????? Но это же бред!!! Почитать ту же "Лествицу", так там сплошные фанатики!

Нет, я бы не стал так однозначно говорить о фанатизме в негативном свете. В православном человеке, я его даже приветствую. Миром движут фанатики. Психи, которые убеждены в своей вере, научной теории, бизнес-идее, политическом строе. Без фанатиков социальное время непрестанно шло бы по кругу, так и не распрямившись в спираль. Без фанатиков Православие как паровоз без топлива. Огня нет, оно и не едет. Вот как-то так.
Цитировать
Сергей
#33 Сергей 01.12.2010 17:17
+++++++++++++++ ++++++++++

Цитата:
Вместе с этим присутствует нетерпимость к инакомыслию + человек забывает ЗАЧЕМ он отдает себя этой идее.
Все бы это понимали еще... Вернее осознавали.
Цитировать
Калерия
+1 #32 Калерия 01.12.2010 16:40
Цитирую rio43:
Фанатизм- стойкость убеждений...
Фанатизм- всецелое отдание себя какой либо идеи.


За веру умереть - это не фанатизм!!! - а мученичество за Христа!
Понятие фанатизма - это не только убежденность и горячая приверженность к своим идеям. Вместе с этим присутствует нетерпимость к инакомыслию + человек забывает ЗАЧЕМ он отдает себя этой идее. Вот все это вместе и есть фанатизм.
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии

  • нурия нурия 17.08.2017 14:08
    Добрый день. Вот уже более 15 лет ищем свою тетю Лутфуллину (Попову по мужу) Найлю Нажибовну, 1968 ...

    Подробнее...

     
  • герасименко герасименко 19.05.2017 06:25
    Слава Богу за все!!! Христос Воскресе!!! Пресвятая Богородица спаси нас!!!

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 01.05.2017 23:04
    http://www.bogoslov.ru/text/5345458.html

    Подробнее...

     
  • Байрамов Руслан Рена Байрамов Руслан Рена 11.04.2017 18:34
    МОИ СТИХИ Господь наш. Сказал наш Бог слова такие. Я есть и буду вечность я. Единый я Господь миров.

    Подробнее...

     
  • Тая Тая 10.03.2017 08:06
    Здравствуйте ! Хотела бы узнать сколько стоит освятить дом?

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 07.02.2017 23:59
    Ваш вопрос-размышле ние, идет по грани извечной дискуссии теодицеи. Только для меня путь в жизнь ...

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 05.02.2017 23:06
    Привет православные!) Неужели ни кто не летал? А каковы ваши чувства? О чем вы думаете в полете?

    Подробнее...

     
  • Dima Dima 22.01.2017 20:21
    Добрый день! хочу уйти в монастырь мужской, возможно ли это? О себе; 29 лет, не женат, детей нет.

    Подробнее...

     
  • Volchok Volchok 27.12.2016 20:51
    Не переживайте, отец Александр. В следующем году кардинальных перемен в гражданском обществе не ...

    Подробнее...

     
  • Протоиерей Александр Протоиерей Александр 27.12.2016 20:32
    Я не верю в нумерологию. Дело не в этом, а дело в том, что воспоминания пережитых событий, столетний ...

    Подробнее...