Воскресный день перед началом Великого Поста в народе получил название «Прощенное Воскресенье». Это тень достаточно древней традиции, когда монахи, желающие особо выделить Пост перед Светлым Христовым Праздником, уходили из монастыря для совершения молитвенных трудов, и, не ведая, суждено ль им будет вернуться или нет, - примирялись друг перед другом, прося прощение.

 


Но конечно же, у традиции более древнее основание, - «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Как раз этот евангельский отрывок и прочитывается за воскресной Литургией Недели Сыропустной, - так называется этот день «по научному».

На практике, - особенно в кафедральных храмах, совершается примерно следующее действие: после слов архипастыря или священника о начале Великого Поста, - сначала духовенство просит друг у друга прощения, затем прихожане и духовенство. Действие может сопровождаться земными поклонами, может нет, - детали.

Вообще богат русский язык! Есть два похожих слова, выражающих примерно идентичное значение, - «прости» и «извини». На первый взгляд сходные, имеют сущностное различие. «Из-вини» – значит, выведи меня из вины, сделай меня невиновным, другими словами, давай будем считать, что я перед тобой не виноват. Так фраза «ну извините тогда», - это, скорее не признание вины, а признание факта ситуации, где нужно хоть как-то оправдаться, - т.е. давай будем считать происшедшее как небывшее.

А вот слово «прости» несет несколько иное значение, -в него включен аспект покаяния. «Да, я признаю вину, я ВИНОВАТ, - прими меня таким, каков я есть, я постаряюсь исправиться». Поэтому у Господа просим мы именно прощения, а не извинения. Именно поэтому в древнем прокимне, который поется за литургией Преждеосвященных Даров, которая служится только Великим Постом, - цитируется 140 Псалом «Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех» - не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, - так звучит русский перевод.

Люди верующие просят прощения друг у друга, - порой даже не знакомые. Что тогда в этом действии? Согласно Заповеди, данной нам, мы призваны любить каждого человека, а вместо этого мы с ним «чуточку общаемся», потому что он нам не интересен. Мы просим прощения у людей за то, что мы их не любим по-настоящему. Нам интересна только собственная персона и те люди, которые в данный момент нам нужны. Вот это и есть против людей – в Прощеное воскресенье нам это полезно почувствовать. Важно постараться прочувствовать этот момент, – отсутствие в себе любви принять как факт нашего несовершенства.

Наверно дерзновенно, но мне бы хотелось попросить прощения от имени всех священников, порой за то, что мы, - дети общества, тех же школ и дворов, взяли на себя неподъемную ношу иноприродного служения. Служения, в котором нельзя быть достойным. Иногда лишь просто за то, что мы не соответствуем критериям общества, стоя пред ним как на судилище.

…В конце лета мой автомобиль стукнула в бок автомашина, за рулем которой была женщина. Машина моя хоть и новая, но из тех, которые самоназванные столичные мачо почему-то именуют «кредитопомойка», - в общем небольшой корейский седан. Все цивилизованно, без скандалов вызванная полиция оформляет ДТП. Когда дело дошло до подписания протокола, где указывается место работы, моя «обидчица», услышав, что я священник, невольно высказала: «Ну надо же, на каких машинах наши батюшки ездят!» Сатира ситуации в том, что она управляла далеко не старым внедорожником немецкой сборки. Причем это потенциальная прихожанка, - т.е. условно крещенный человек. Но ведь интересно, - если желаешь меньшего другому, - для чего ж сам большим пользуешься.? Оттого так и живем.

Иногда вот завидуешь, - ну в хорошем смысле слова, людям профессий, - хирургу вряд ли пациенты дают советы, как ему оперировать, водителю никто не кричит из салона, как управлять автобусом, - ну если только не жена, пилоту не указывают, когда выпускать шасси и как сажать лайнер. Только попы наши видимо самые глупые и отсталые. Они же плохо учились, сердешные, и их всегда нужно наставлять, дабы не зазнавалисЯ!

А многим ли доставалось только за то, что они выполняют в обществе какую-либо роль? Например только за то, что ты повар, без внимания к личным качествам? Так вот у нас это довольно часто. Многие ли наставляющие знают нашу жизнь, вникают в нее? Тут не о том, что мы особенные люди. О том, что нельзя никого судить, особенно «сражаясь» цитатами из Священного Писания. Дети есть дети, - шалят, балуются. Нередко приходилось выслушивать и в школе, - «ну как Вам не стыдно, -Вы же……!» Надо иметь силу воли и крепость духа, дабы не обрасти комплексами. Поверьте: не все из нас безболезненно это проходят.

Если мы слишком простые, - нам в пример приводят учёность апостола Павла, если слишком образованные, - нам в упрек ставят житие Преподобного Серафима.

Если батюшка в заплатанной рясе, - он неряха, раз аккуратен, - не иначе как пижон. Знаю, среди отцов есть многие, кто могли бы стать хорошими предпринимателями, - но стоит им совместить, - и неважно даже, что не зависели бы они от пожертвований, - их все равно осудят. «Поп не должен ездить на ТАКОЙ машине, не должен жить в таком доме, его дети не должны учиться в ТАКОЙ школе». Поп должен жить бедно, но тем не менее обязан давать денег всем, кто просит, - «ведь так в ваших книгах написано!» - слышишь порою. Почему, - да потому что так правильно. А почему так правильно, - знает лишь стереотип, сложившейся в душе, тоже не избавленной от страстей. Вообще зависть страшное дело. Как ее не прикрывай, какие Евангельские цитаты не прячь за ней, словно за ширмой, - субъективно прикрыто, но объективно просматривается четко. Занятно и печально в этом лишь то, что по своим лекалам, предназначенным другому, - потом самим же воздает Господь.: «какой мерой меряете..»

Простите нас, своих священников, - каждый своего батюшку: скромного монаха из монастыря и убеленного сединами протоиерея из небольшого деревенского храма, важного архимандрита и недавнего выпускника семинарии, с белым крестиком на шелковой рясе. Все мы приносим перед Престолом Бескровную Жертву о себе и о всем уповающем мире. Ангельское служение не делает ангельской человеческую природу, - мы бываем уставшими и раздражительными, скупыми и жестокими, ведь от страстей и искушений не защититься парчой фелони. Но падая, стараемся поскорее встать, дабы при ранних лучах восходящего солнца вознести молитву от всех Солнцу Правды:

«Твоя от Твоих, - Тебе приносяще о всех и за вся!» У нас нет ничего больше и выше этого, из того, что мы могли бы дать миру, но именно в этом наиболее нуждается мир.

12 марта 2016

Комментарии  

Наташа
+1 #1 Наташа 17.03.2016 23:44
Цитата:
все равно осудят
Вот. К сожалению.

Зная работу и жизнь священнослужите лей, становится стыдно за таких людей, пусть даже от незнания рассуждающих. Зависть - плохое чувство, и этого никто не отменял, коли уж о грехе осуждения таковым не известно.

"Больная" тема, с которой часто приходится сталкиваться. И хочется от себя низким поклоном попросить прощения у дорогих батюшек за осуждающих братьев и сестёр. Которые были, есть и будут....
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии

  • Байрамов Руслан Рена Байрамов Руслан Рена 11.04.2017 18:34
    МОИ СТИХИ Господь наш. Сказал наш Бог слова такие. Я есть и буду вечность я. Единый я Господь миров.

    Подробнее...

     
  • Тая Тая 10.03.2017 08:06
    Здравствуйте ! Хотела бы узнать сколько стоит освятить дом?

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 07.02.2017 23:59
    Ваш вопрос-размышле ние, идет по грани извечной дискуссии теодицеи. Только для меня путь в жизнь ...

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 05.02.2017 23:06
    Привет православные!) Неужели ни кто не летал? А каковы ваши чувства? О чем вы думаете в полете?

    Подробнее...

     
  • Dima Dima 22.01.2017 20:21
    Добрый день! хочу уйти в монастырь мужской, возможно ли это? О себе; 29 лет, не женат, детей нет.

    Подробнее...

     
  • Volchok Volchok 27.12.2016 20:51
    Не переживайте, отец Александр. В следующем году кардинальных перемен в гражданском обществе не ...

    Подробнее...

     
  • Протоиерей Александр Протоиерей Александр 27.12.2016 20:32
    Я не верю в нумерологию. Дело не в этом, а дело в том, что воспоминания пережитых событий, столетний ...

    Подробнее...

     
  • Volchok Volchok 27.12.2016 20:29
    Спасибо за рекомендацию насчет книги, но уже прочитал. Любителям этого жанра прочитать книгу можно. Ну ...

    Подробнее...

     
  • Протоиерей Александр Протоиерей Александр 25.12.2016 23:39
    Мне тяжело дался этот Доклад.... Почему? Признаюсь, - я по-человечески боюсь 2017-го года. Осмысление ...

    Подробнее...

     
  • Volchok Volchok 24.12.2016 21:49
    Порой складывается ощущение, что этот винегрет в головах последние лет 25-30 поддерживается сознательно ...

    Подробнее...