БаянаулПоездка началась приятным летним утром. Ночью прошёл дождь, и в воздухе витала освежающая прохлада.
Из Экибастуза на Жасыбай автобусы и частные машины в течение всего сезона отправляются ежедневно. В беседе с куратором маршрута выяснилось, что она же занимается снятием домиков для отдыха, продажей всякого рода сувениров и ещё «занимает» тысячу и одну должность, касающуюся курортной зоны.

Среди желающих побывать на знаменитом Жасыбае представители решительно всех социальных групп – от депутата до школьника.

Став невольным слушателем двух ребятишек, обсуждавших то ли недавно открытую ими компьютерную игру, то ли уровень собственной деликатности в общении с противоположным полом, я размышлял над тем, что же мне предстоит сегодня увидеть?

Не успев тронуться, автобус едва не был задержан полицейским, который решил устроить проверку на наличие некоей доверенности. И хотя её не оказалось, рейс отменён не был – в такие моменты не знаешь, осуждать ли коррумпированность госслужащих или роптать на несобранность автобус-мэнов.

Единственной остановкой между пунктами А и B оказалось место, именуемое аборигенами «Родник», названное так из-за наличия водного источника. В широкие массы вода из ключа распространяется под брендом «Баянаульская родниковая». После недолгой стоянки автобус отправился далее.

По мере приближения к Баянаульскому национальному парку, а точнее к самому поселению, от которого получила наименование парковая зона – селу Баянаул – природа стала преображаться. Тут и там, увеличиваясь в количестве и качестве, стала появляться различная древесная растительность. Сам Баянаул поглядеть не удалось. Вся его инфраструктура для меня, как для участника дорожного движения, оказалась представлена автовокзалом.

Миновав знаменитый на всю страну райцентр, автобус двигался дальше. Чтобы выехать к озеру нам предстояло сначала подняться вверх, а затем спуститься по зигзагообразному склону. Широколиственные деревья постепенно сменялись хвоей. Через пару минут машина выехала на витиеватую горную дорогу и сейчас уже спускалась вниз.

Сделаю небольшое отступление. Ещё 10 лет назад асфальта и бордюров на предозёрной дороге не было. Чуть ли не каждый, кто оказывался здесь не на своём транспорте, выходил из автобуса (хотя тот и шёл до самого места назначения) и предпочитал, из-за страха свалиться на машине в пропасть, следовать до зоны отдыха пешком. Сегодня этот участок дороги облагородили. Сейчас она, я бы даже сказал, имеет некую свою изюминку, которой, без сомнения, обладает любая дорогая, расположенная в гористой местности.

И вот чуть поодаль показалось само озеро Жасыбай.

С одной стороны водоём устлан большими многоэтажными домами отдыха и маленькими частными сооружениями. Внутренняя полоса застройки пестрит похожими друг на друга палаточными закусочными. Тут же находятся компактно устроенные торговые точки, где, кстати говоря, цены вполне приемлемые, хотя несколько и превышают среднестатистические.

В местах регулярного сезонного пребывания людей леса меньше и горы более скалистые. Но в целом территория парка – зелёный массив; впечатления «уставшей местности» у меня не было. Напротив – хочется отметить приятную свежесть всего природного комплекса.

По прибытии на озеро мы (а было нас двое) домика снимать не стали, т.к. вещей с собой взяли немного – небольшую сумку с продуктами, да и пробыть здесь планировали всего один день. Однако если говорить о расценках, то разнятся они существенно: от 1500 до 35000 тенге за сутки.

Само озеро Жасыбай невелико. Взяв на час катамаран, мы отправились на нём к «Островку любви», который расположен ближе к противоположному берегу и имеет форму сердечка, отчего и получил у местных такое романтическое прозвище. На термометре было около 18 С˚, но даже в такой нежаркий день, с явными отголосками холодного ветерка, пляжный берег не пустовал, а в воде местами резвилась детвора и плавали взрослые.

Вдоволь пофотографировав озеро и его обитателей-диких уток, что бултыхались рядом небольшими стайками и поодиночке, мы устроили на катамаране «прощальный спринтерский заплыв» и сошли на берег, направившись к одному из плоских скальных выступов, не сильно продувавшихся ветром, где и устроили привал.

- А ведь сто лет уж не ел на свежем воздухе! – уминая кусок курицы с разыгравшимся после озёрной бравады аппетитом, выпалил я.

Настроение было прекрасное. К полудню солнце спряталось за постепенно набегавшие тучки, что было очень кстати, т.к. никакого искусственного навеса, под которым можно было бы спрятаться от июльского паления, у нас не имелось. Около сорока минут мы провели в месте обеда, после чего взяли курс к одной из самых высоких гор в окрестности. Солнышко будто почувствовало, что его уже заждались и то и дело подмигивало нам из-за очередного облака. Как только мы прибыли на озеро я было решил идти на самую высокую гору на другом берегу, но взвесив силы и, самое главное, рассчитав примерное количество времени, что у нас займёт эта небыстрая прогулка, решил действовать более оправданно и выбрал гору чуть меньше – расположенную с нашей стороны о. Жасыбай.

Гору эту на фоне общего пейзажа я сразу приметил. В действительности ею оказалась группа скалистых спусков и подъёмов, в нарастающей прогрессии стремящихся к своему пику – двум каменным «лепёшкам», красующимся высоко над озером и открывающим своему покорителю чудесный вид на водоём и окрестности.

У подножия горы местами лежали засохшие деревья. Некоторые из них были переломлены у корня и будто бы сожжены ударом молнии. Увидев их я стал размышлять, как же выглядели здешние широты в прошлом-позапрошлом веках? Общего вида покойная древесина ничуть не портила, но само её присутствие привело меня к мысли, что, возможно, ещё лет эдак 50-70 назад картина у основания горы была несколько иной – зеленее и гуще смазанная красками душистой хвои и так часто встречающихся здесь берёзок.

Откуда-то издали я услышал звук животного, который с уверенностью отнёс к крику беркута либо какой-нибудь подобной хищной птицы. Звук был порывистым и продолжался пока я не начал приближаться к предполагаемому месту его источника.

Преодолев первую часть пути – приблизительно треть – я был приятно обрадован дикорастущим горным цветам, которые своим присутствием  разбавляли пейзаж поваленных кругом деревьев. Очень отчётливый запах берёзового сока вперемешку с ароматом травы и чистотой воздуха вдохновляли меня, несмотря на подступающую усталость, не делать остановки и идти дальше. Рубашка на мне уже давно взмокла. Однако хлещущий в хорошо продуваемых местах ветер вынудил-таки меня накинуть куртку – дабы не омрачить воспоминания от путешествия пресловутой простудой.

Мой спутник дальше идти не решился, поэтому оставшуюся часть пути, довольно ещё почтительную, мне пришлось осваивать самостоятельно. Позже я даже был рад, что пошёл один. В некоторых местах подъёмы были настолько крутые, что больше внимания я бы совершенно точно уделял его (моего спутника) безопасности.

Второй отрезок дороги (напомню, что всё восхождение я разделил на три части) оказался сложнее первого. Особенно мне запомнился тот момент, когда довелось карабкаться на огромную глыбу, представляющую из себя «каменную слоёнку» – множество плоских булыжников, налёгших друг на друга, создавая возможность взобраться на себя и полуползком двигаться вверх. Как мне удалось без каких-либо эксцессов оставить этого каменного таможенника позади – загадка. Кинув быстрый взгляд на проделанный путь, чётко для себя решил, что уж вниз-то я однозначно буду спускаться другой дорогой. Времени прошло порядком, солнце припекало всё сильнее, дыхание участилось. В какое-то мгновение мысли отступили, и я почти всецело отдался воле собственных инстинктов и работе вестибулярного аппарата.

Следует сказать, что помимо двух «лепёшек» гора имела ещё и третий пик – чуть меньший основных, но обладающий примерно теми же очертаниями, с таким же тянущимся к себе хребтом из торчащих, как на спине у дракона, каменных зубцов. К нему-то (третьему пику) я по ошибке шёл всё это время, свято веря в правильность траектории собственного маршрута. Ровно через пять минут моему спутнику предстояло задать мне верное направление. Наблюдая за мной снизу, он по телефону сообщил, что цель восхождения в 45 градусах левее и много выше места моего теперешнего нахождения. Скрепя сердце и сориентировавшись, я продолжил свой путь.

Последняя часть подъёма мне показалась наиболее интересной. Довольно широкое, но покатистое ущелье, по которому я шёл, а точнее будет сказать – полз, местом было весьма живописным. Но в ту минуту меня это мало занимало: по бокам то и дело шныряли ящерицы, очень крупного размера муравьи забирались на меня и бегали куда вздумается, чем неоднократно почти что вызывали у небольшого, признаюсь, любителя насекомых настоящую панику. Вдруг, как из-под земли, передо мной взвился кверху рыжий комок средних размеров и, прыгая, бросился наутёк. Это была лиса. Как ошалелый я смотрел ей вслед и давался диву, что не сорвался вниз вместе с её неожиданным появлением. Через минуту я услышал уже знакомый мне «птичий крик». Разумеется, это кричала лиса. Несколько мгновений мы играли с ней в переглядки, после чего она дала дёру и более не появлялась, хотя характерный звук, который теперь я вряд ли с чем спутаю, ещё изредка доносился откуда-то издалека.

Через несколько минут я был на вершине нашей горы. Вид с неё открывается, конечно же, чудесный. Правду говорят, что наша казахстанская природа ничем не уступает лучшим европейским курортам, а в чём-то, уверен, превосходит их. Поэтому в выборе места отдыха, думаю, стоит  внимательнее присмотреться к тому, что предлагает нам наша Родина.

Погода начинала портиться, а впереди меня ожидал не менее сложный спуск, вкуснейшая за последнее время трапеза и возвращение в Экибастуз.