Мысли о будущем волнуют большую часть людей вне зависимости от их статуса, возраста и образования. Православные люди нередко задаются вопрсоами, касающимися судьбы православия и Церкви в будущем. Какой будет Церковь Христова в век потребления? Какое место в ней будут занимать прихожане, священство и Патриарх? Какую роль станет играть православие в постиндустриальном информационном обществе?
Протоиерей Александр Суворов поделился своими мыслями по этому вопросу.

 


Тема для обсуждения весьма обширна, но существует опасность уйти в привычные штампы и демагогию, что большей частью и происходит. Вообще, что-либо прогнозировать в отношении Церкви вопрос неблагодарный: Её развитие не совсем совпадает с рамкой привычной аристотелевской логики, - оно нелинейно. Мало того, об этой нелогичности и даже абсурдности говорит Священное Писание и некоторые отцы церкви. Что в историческом аспекте, что сейчас совершенно очевидно то, что любая другая организация, управляющаяся таким образом и имеющая в своем составе такое количество по-мирским меркам некомпетентных и разношерстных служащих, просто долго бы не просуществовала. Неважно как, - расформировалась, объявила бы о своем банкротстве, - не имеет существенного значения. Церковь же переживает не одну смену общественных формаций и продолжает успешно существовать, в том числе и как административный институт. Она пережила и те режимы, когда вообще её существование казалось вопросом времени в пределах пары поколений. Следует особо остановиться на этом аспекте. Выполняя особую духовную миссию, миссию "не от мира", основанную на реальности присутствия в её историческом существовании Святого Духа, - Утешителя, тем не менее Церковь изначальна основана как стройный и иерархический организм.

Но, хватит вступлений. Попробуем смоделировать какова будет Церковь и её место в постиндустриальном обществе. Автор не претендует на роль пророка, не является созданием нового учения. Предложенный материал можно считать лишь неким не очень серьёзным анализом, основанным на современных тенденциях развития человечества.

Становление христианства в первые века несомненно повлияло на общество. Одним из признаков этого стало раскрытие человеческой личности. Атомарной, самодвижущей и отдельной - индивидуальной от толпы. Христианская Церковь - это именно сообщество индивидуумов, поскольку Бог, в отличие от теофаний Ветхого Завета, обращается уже не к народу, не к массе, а отдельно к каждой личности. Христос, в том числе и в своём воплощении, будучи по выражению Николая Казанского "Человеком максимальным", подчёркивает индивидуализм и ценность каждого в отдельности, понимая каждую личность как отдельный мир, микрокосмос. Повторюсь, церковь - сообщество индивидуальностей.

Одним из антропологических аспектов постиндустриального общества является ещё большая степень индивидуализации: развитие информационных технологий возводит автономность личности на новый уровень. Опасностью и крайностью подобного развития становится т.н. неоиндивидуализм. Что понимать под этим термином? Инновации и улучшение качества жизни грозят глобальным эпикурейством, поскольку следующим уровнем после достижения насыщения и комфорта станет уже перманентное желание получения удовольствия. Движущей силой этого процесса является заложенное в человеке стремление к достижению абсолютного счастья. Причём, совершенно не обязательно, что это состояние будет обусловлено лишь материальными причинами, развитие технологий уже на нынешнем этапе позволяет увидеть проекции грядущего "рая на земле". Например, некий молодой человек неплохо играет в компьютер. Изучая виртуально созданный мир он начинает ориентироваться в нем гораздо лучше, чем в настоящем. Зарабатывает виртуальные деньги, имеет виртуальный дом и виртуальную машину. Даже красавицу жену имеет в "том" мире. Причём, со всеми "радостями". Он успешен. Но в реальности живет с мамой в небольшой квартире крупного города. Однако это его нисколько не волнует, - он даже не будет пытаться что-либо изменить. Мало того, порой даже возможность вывести "в реал" какие-либо виртуальные средства его интересует мало. Не интересно. Поскольку где его сердце, - там его и сокровище. Пример, кстати, не нов и не оригинален.

Церкви как общественному институту также придётся искать своё место в новой формации. В некоторых аспектах приходы столкнуться с теми же проблемами, что организации, работающие в сфере услуг. В том плане что деятельность последних все больше будет перемещаться в "цифровой формат". Формула «ВРЕМЯ – ДЕНЬГИ» приобретет вполне осязаемое и конкретное значение. Но если банки, магазины, госучреждения развиваются по принципу минимизации контакта человек-человек, для Церкви такой путь просто невозможен. Литургия (общее делание) совершается в храмах при личном присутствии верующих, тем более смыслом и целью всего богослужения является участие верных в Евхаристии. А ещё необходимо наличие священника, конкретной личности, наделённой особыми полномочиями в духовной сфере, и что важно - в этом плане не равной остальным. Если внешнюю форму покаяния - исповедь ещё как-то возможно перевести в "цифровую форму", с помощью средств интернета, то с богослужением такое не получится. Возможно многое: использовать электронные книги, киоты с электронными чернилами, автоматические царские врата (уже встречается). Некоторые из этих инноваций представляют собой обыкновенный китч, например т.н. "виртуальные часовни", где можно на "виртуальный подсвечник" поставить "виртуальную свечу". Некоторые вполне приемлемы, такие как интеллектуальные сорокоустники, где имена поминаемых отображаются согласно программе поминовений, либо электронные дистанционно управляемые аудиосистемы храмов. Но Литургия, Чаша, Престол и священник должны оставаться вполне реальными. Реальным должно остаться и человеческое общение в формате "священник – прихожанин".

Каков же прогноз можно сделать в отношении паствы, прихожан? Небольшая часть, т.н. фундаменталисты пойдут по пути дальнейшей маргинализации. Однако этот процесс скорее связан с неприятием и непониманием перемен в обществе нежели в Церкви. Эта группа будет время от времени уходить в расколы, как правило, нежизнеспособные. Количество прихожан в храмах возможно будет уменьшатся, поскольку некоторая их часть все же не решится пожертвовать реальное время на посещение богослужений. Однако этот процесс вовсе не будет равномерным, в ситуациях, когда под угрозу будет поставлено благополучие или жизнь, в периоды общих разочарований существующим порядком, возможен и рост, хотя в пределах не более 10-15%. В материальном и финансовом отношении церковь станет более прозрачна. Возрастёт коллективная ответственность прихода и его роль, как совокупности верующих граждан в его материальном обеспечении. Прозрачным станет и другой аспект приходской жизни, сейчас, как правило, не слишком заметный. Если сейчас больше вопросов задается на тему "На какие цели расходуются деньги в церкви?", то в условиях свободного доступа к информации непременно возникнет вопрос "Откуда брать деньги на содержание храмов?". Ответ будет неожиданным. Если раньше настоятели могли привлекать «серые» доходы спонсоров, то в будущем это, скорее всего, станет невозможным. Приход, как в древние времена, или как в небольших сёлах, должен полностью взять на себя прямую обязанность содержания храма и священника. Роль и авторитет духовенства, к сожалению, будет снижаться. Причины этого различны: априори враждебное отношение общества, это выразится в информационной ангажированности, ну и подсознательное отношение к священству, как к архаичному институту, малопонятно зачем нужному в современном мире. Как следствие это приведёт к увеличению т.н. "непрофессионального духовенства", т.е. духовенства, занятого в других областях, но по определённым дням совершающих богослужения. Значительно понизится роль иерархии. Роль епископа больше сведётся к административному управлению над священством, "византийство" будет постепенно сходить на нет. Епископы скорее будут напоминать старших священников, за исключением права хиротонии (рукоположения) и особой власти над духовенством. Разрыв между прихожанами и епископами будет уменьшаться, но в силу ряда причин может увеличиться разрыв на уровне взаимоотношений между священниками и епископом. Однако роль и значение патриарха скорее всего возрастёт, но не факт, что патриархаты сохранятся в нынешних границах. Это связано все-таки с "неотмирностью" Церкви, на фоне изменения общества эта разница будет лишь возрастать, что потребует каких-то особых и необычных представительских функций и качеств от патриарха. Однако все это может быть выражено авторитетом личной праведности первосвятителя, например, как в случае с патриархом Сербским Павлом (+2009).

Если вектором развития человечества станет трансгуманизм, то Церковь в её нынешнем виде вообще потеряет понимание обществом своей деятельности. В этом случае это начало конца. Но этот крайний этап развития вообще можно расценивать как «тренд ухода» человечества. Эмоциональный климат секуляризированного гедонистического общества несёт в себе дух генетической усталости и исчерпанности.

Единственным недевальвированным ресурсом человека в такой ситуации остаются духовные практики и обращение к Богу в молитвах, что в данном контексте спасает личность, но не общество.

Человек в этом мире является свидетелем Богочеловека Христа, если хотите, Его аватаром. И в любой исторической формации верующий христианин остаётся действующим лицом, а вовсе не наблюдателем. В своей жизни он ищет соприкосновение с Творцом. Правильный итог такой жизни есть "обОжение". Это не просто какое-то количественно изменённое богообщение, а общение, заключающееся в качественном коренном преобразовании самого себя до связи единения с Божественной природой. Цель такой духовной практики принадлежит иному бытию, и если случится, что каким-то образом к человеку вернутся установки его подлинного предназначения, то будущее человечества не будет таким мрачным.

ноябрь 2016

Комментарии  

Volchok
#2 Volchok 17.12.2016 22:21
Размышления отца Александра достаточно смелые и самокритичные. Мне понравилось. Радует, что священник так качественно размышляет о будущем Церкви и человека.
Следует ли продолжение? При каких обстоятельствах человеку вернутся установки его подлинного предназначения? Остается надеяться на чудо или предлагаете конкретные действия?
Цитировать
Наташа
#1 Наташа 18.11.2016 22:06
Да... Страшно...
Только "Господи, помилуй!"
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии

  • герасименко герасименко 19.05.2017 06:25
    Слава Богу за все!!! Христос Воскресе!!! Пресвятая Богородица спаси нас!!!

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 01.05.2017 23:04
    http://www.bogoslov.ru/text/5345458.html

    Подробнее...

     
  • Байрамов Руслан Рена Байрамов Руслан Рена 11.04.2017 18:34
    МОИ СТИХИ Господь наш. Сказал наш Бог слова такие. Я есть и буду вечность я. Единый я Господь миров.

    Подробнее...

     
  • Тая Тая 10.03.2017 08:06
    Здравствуйте ! Хотела бы узнать сколько стоит освятить дом?

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 07.02.2017 23:59
    Ваш вопрос-размышле ние, идет по грани извечной дискуссии теодицеи. Только для меня путь в жизнь ...

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 05.02.2017 23:06
    Привет православные!) Неужели ни кто не летал? А каковы ваши чувства? О чем вы думаете в полете?

    Подробнее...

     
  • Dima Dima 22.01.2017 20:21
    Добрый день! хочу уйти в монастырь мужской, возможно ли это? О себе; 29 лет, не женат, детей нет.

    Подробнее...

     
  • Volchok Volchok 27.12.2016 20:51
    Не переживайте, отец Александр. В следующем году кардинальных перемен в гражданском обществе не ...

    Подробнее...

     
  • Протоиерей Александр Протоиерей Александр 27.12.2016 20:32
    Я не верю в нумерологию. Дело не в этом, а дело в том, что воспоминания пережитых событий, столетний ...

    Подробнее...

     
  • Volchok Volchok 27.12.2016 20:29
    Спасибо за рекомендацию насчет книги, но уже прочитал. Любителям этого жанра прочитать книгу можно. Ну ...

    Подробнее...