«Нет человека праведного на земле,
который делал бы добро и не грешил»
(Библия, книга Екклесиаста, глава 7, стих 20)

«Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил»Человек, впервые переступивший порог православного храма в зрелом возрасте, обычно приносит с собой и своё личное мироощущение. Зачастую оно изобилует многочисленными стереотипами. Получив свой опыт жизни, сформировав самосознание – практически всегда этот новоявленный церковный прихожанин, пусть даже сам того не подозревая, готов расставить ярлыки на всём и на вся.


Мы, миряне, люди грешные, - думает он, - мы далеки от Бога, а вот батюшки – святы, они ближе к Богу, они наши молитвенники и ходатаи перед Ним, а значит, являются людьми особенными – не от мира сего. Правильно ли это суждение? С одной стороны всё достаточно логично: раз мы священнослужители, то есть люди, посвятившие свою жизнь священному служению, значит и в духовно-нравственном плане должны быть выше рядового верующего, дабы являться примером для подражания, стать тем идеалом, к которому любой захочет стремиться. Мысль хороша. Но справедливо ли будет применять её исключительно к духовенству? Не станет ли она для многих новообращённых, а иногда и для людей, не первое десятилетие посещающих храм, камнем преткновения в их собственном духовном совершенствовании? Не явится ли эта на первый взгляд добрая мысль извинением для тех, кто говорит себе: «Я всего лишь простой верующий, я не батюшка, не монах, не могу я взвалить на себя эту ношу – не в состоянии я быть настоящим христианином».

Само собой разумеется, призыв «быть совершенными, как совершенен Отец наш Небесный» (Евангелие от Матфея, глава 5, стих 48) – это призыв к каждому из нас. Поэтому если кто-то держит в себе эти мысли, нужно обратить внимание на тот факт, что абсолютно ничем, как христиане, мы не отличаемся. По слову одного из величайших проповедников первого столетия Христианства – апостола Петра – все христиане «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (Первое послание Петра, глава 2, стих 9). Из небытия в бытие, в этот мир, был призван каждый из нас, равно как и каждый христианин был просвещён Таинством Крещения, значит и ответственность ложится не только на сословие духовенства, но и на каждого из нас. Все христиане – это части единого тела Церкви Иисуса Христа, поэтому, страдает ли одна часть, страдают с ней все части, славится ли одна часть, с ней радуются все.

Следует, однако, помнить, что у каждого в нашей Церкви есть своё предназначение, а если говорить по-церковному – своё служение: одних Бог поставил в Церкви священниками, других рядовыми верующими.

Сегодня, во время глобализации – период, когда всё становится достоянием всех, все события на виду – и позитивные, и негативные – намного проще да и денежнее говорить о каких-нибудь из ряда вон выходящих происшествиях, о чём-то дурном, грязном, пошлом, но очень рейтинговом. Это положение дел можно понять: все мы выходцы из СССР, все мы прекрасно помним, как по телевидению, по радио говорилось: «Жить с каждым днём становится лучше, жить становится веселее». В ту пору, наверное, больше заботились о душевном спокойствии населения, и поэтому рейтинг был именно у такой информации. Сегодня ситуация диаметрально противоположная. Ежедневно обширнейшим потоком на нас сваливают кучу информационного мусора. Безусловно, инф. повод присутствует практически в каждом сюжете, в каждой новости, но нужна ли нам эта информация? Делает ли она нашу жизнь лучше, качественнее? В каком-то смысле – да, делает: мы чувствуем себя в курсе мировых и региональных событий, чувствуем себя осведомлёнными. Да и чаще не переживаем мы каждое происшествие так, как его, без сомнения, переживают те, с кем это случилось. Мы вне конкретного контекста. Но! Осадочек-то остаётся. Абсолютно очевидно, что если по ТВ в очередной раз говорят о некоем чиновнике-взяточнике, загнивающем Западе или зажравшихся попах на «Bentley», мы воспринимаем это за чистую монету – не просто так ведь постоянно об этом говорят.

Итак, перед нами возникают два образа неофита (от греч. – новообращённый):

– человек, чрезмерно идеализирующий духовенство;
– человек, который не идеализирует ни духовенство, ни прихожан, ни саму Церковь, скорее наоборот – воспринимает её критично.

А теперь представьте себе ситуацию, в которую обязательно попадёт каждый из двух описанных типов людей, желающих приобщиться к церковной традиции. Назовём их условно «идеолог» и «критик». Кому из них сложнее, говорить не берусь, это всегда уникально, неформатно.

Идеолог. В один прекрасный момент стереотипы идеолога рушатся. Он сталкивается с действительностью и видит, что представители духовенства, оказывается, такие же люди как и он сам – со своими проблемами, нуждами, грехами, падениями, несовершенствами.

Случается так, что заедающая среда житейской действительности возвышается над священнослужителем и он, включая защитную реакцию, становится страшным циником – это особое состояние, зачастую беззлобное, но весьма шокирующее для нашего идеолога. Встреча с попом-циником даже несколько опасна. Но должен подчеркнуть – такая шоковая терапия для идеолога просто необходима. Именно она избавит его от розовых очков, поможет снять маски, которые он сам надел, как на себя, так и на окружающих. Конечно, бывает, что идеолог просто напросто во всём разочаровывается. Чаще эти люди покидают Церковь, не желая ничего понимать, не желая трудиться. По сути, они оставляют Церковь, не начав быть её полноценными членами. Это скорее благо, ведь жить в самообмане и думать, что ты христианин, даже на йоту не приблизившись духовно к этому состоянию, по меньшей мере, странно. Но есть люди, которые переживают период снятия масок и их большинство. И в конечном итоге они приходят в адекватное христианское состояние – в ситуацию постоянной борьбы с самим собой, борьбы с грехом. И с Божией помощью побеждают. Но, повторюсь – это постоянная борьба, это битва до смерти, до последнего вздоха.

А что с критиком? Та же история, за исключением лишь его видения ситуации в несколько иной плоскости. А ведь и он может тут же покинуть Церковь, наткнувшись, к примеру, на старушку-свечницу, которая, возможно, ткнула его в бок и сказала, что «не там стоит»; полупьяный батюшка, встретившийся ему по дороге из храма, дорогая машина одного из священников, очередной скандал, связанный с Церковью и так лихо освещённый в СМИ: всё это может стать поводом для ищущих повода. Положение дел здесь старо, как мир. Но если этот человек-критик всё-таки сделает усилие, в первую очередь, над самим собой, постарается понять, почему так происходит, то непременно придёт к осознанию – в Церкви ему, в общем-то, никто ничего не должен, уразумеет, что здесь он не для выискивания чужих грешков. Его призвал Сам Господь. Творец неба и земли коснулся его души, Он стучит в дверь его сердца. Когда это осознание приходит, всё обязательно становится на свои места.

Комментарии  

СергейО.
#91 СергейО. 16.02.2014 20:54
чет от темы ушли....
Цитировать
Владимир Завадич
+5 #90 Владимир Завадич 16.02.2014 15:24
Алеше Доброму:
Цитата:
У вас все извращено.Зачем в Русской-Церкви, менять вековые устои? Идите проповедуйте к другим народам и создавайте у них поместные Церкви.
Мы живем на Казахской земле, а не в России. Мы к ним пришли и если считаем себя Церковью, а не Русским Культурным Центром, то должны быть готовыми, как Николай Японский нести Христа тому народу и той культуре которая здесь существует. При чем тут Пересвет и Владимир - Красно Солнышко? Кстати переводами богослужебных текстов и подготовкой к активному миссионерству до 1917 года занималась специально созданная для этого Туркестанская Миссия. Но октябрьский путч сделал это невозможным. Насколько я знаю, даже современный казахский алфавит был создан именно православными миссионерами, использовавшими международную транскрипцию для передачи специфических гортанных звуков.
Цитировать
Василий Кудерин
#89 Василий Кудерин 16.02.2014 00:50
Цитирую Протоиерей Александр:
... Я не умею. )))

Пока не благословят )))
Цитировать
Протоиерей Александр
#88 Протоиерей Александр 15.02.2014 23:46
Цитирую Василий К:
Спасибо за ответ.
Понял вас вчера правильно. К сожалению есть помысел, о общем переводе. Об отдельном служение вчера высказывался.

Хе! А кто служить будет, даже гипотетически? Я не умею. )))
Цитировать
Василий Кудерин
-1 #87 Василий Кудерин 15.02.2014 23:23
Спасибо за ответ.
Понял вас вчера правильно. К сожалению есть помысел, о общем переводе. Об отдельном служение вчера высказывался.
Цитировать
Протоиерей Александр
+3 #86 Протоиерей Александр 15.02.2014 21:04
Цитирую Василий К:
о. Александр, начал читать устав нашего Митрополичьего Округа:

"3. В своей деятельности Округ руководствуется ... настоящим Уставом и законодательством Республики Казахстан.
Округ действует на основании Конституции Республики Казахстан, Гражданского кодекса, ... и других нормативных правовых актов Республики Казахстан."

Вопрос, если законодательно введут запрет на употребление русского языка, Округ обязан будет перевести богослужение на казахский?
Или законом могут регламентировать только гос. учреждения?

Нет, Василий, я думаю такой проблемы не будет. Устав любой зарегистрирован ной организации должен соответствовать Законам государства.
Нас могут заставить подавать документы на гос.языке, но вмешиваться в процесс богослужения никак.
Вы вчера меня наверно не поняли: перевод богослужения на казахский понадобится тогда, когда появятся прихожане, для которых он родной и которых достаточное количество. Сейчас такого нет. И, видимо, не ожидается. Не для русских, конечно, будут служить на казахском.
Кстати, один из представителей мусульманского духовенства категорически против подобного перевода.
Цитировать
Василий Кудерин
#85 Василий Кудерин 15.02.2014 20:32
о. Александр, начал читать устав нашего Митрополичьего Округа:

"3. В своей деятельности Округ руководствуется ... настоящим Уставом и законодательств ом Республики Казахстан.
Округ действует на основании Конституции Республики Казахстан, Гражданского кодекса, ... и других нормативных правовых актов Республики Казахстан."

Вопрос, если законодательно введут запрет на употребление русского языка, Округ обязан будет перевести богослужение на казахский?
Или законом могут регламентироват ь только гос. учреждения?
Цитировать
диакон Георгий Сухобокий
+1 #84 диакон Георгий Сухобокий 15.02.2014 07:06
Хм, что-то не отображает картинку.

Тогда текстом.
Юмор:

-Ты идёшь спать?
-Не могу, это очень важно!
-Что?
-В интернете кто-то неправ!!!
Цитировать
диакон Георгий Сухобокий
#83 диакон Георгий Сухобокий 15.02.2014 07:04
Цитировать
Ирина З
+3 #82 Ирина З 15.02.2014 01:22
Последние посты похожи на хор глухих. Поют одну песню, но никто никого не слышит. Особенно "Добрый". Рассуждать может стоит так, если Казахстан перейдет полностью на казяз, то думаю большая часть русскоговорящег о населения покинет страну.А что будет со служениями тогда, стоит ли решать сейчас и создавать среди добропорядочных прихожан и священнослужите лей хаосную полемику с едкими замечаниями. Вопрос о языке не стоит на пороге.
Пусть от меня будет смердить протестантством , но хочу привести пример, где уживаются казахские, русские и даже уйгурские проповеди: у Максима Максимова. Не нужно кидать в меня камнями - просто можно брать положительный опыт. Ему важен результат, чтобы человек пришел к Богу. Это я написала ответ на вопрос который был прошлых постах. Это не призыв сиюминутно решать вопрос о языках. Это призыв успокоить комментаторов. Протоиерей Александр, я вашу позицию поняла и поддерживаю вас. Вы очень хорошо написали. Кучу вопросов, что написал Василий К., я думаю он озвучил для проповедей и бесед священников в храмах. Меня они тоже волнуют.
Еще раз подчеркну - я православная, но слушаю разные проповеди, если это не секта, в современном понятии.
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии

  • нурия нурия 17.08.2017 14:08
    Добрый день. Вот уже более 15 лет ищем свою тетю Лутфуллину (Попову по мужу) Найлю Нажибовну, 1968 ...

    Подробнее...

     
  • герасименко герасименко 19.05.2017 06:25
    Слава Богу за все!!! Христос Воскресе!!! Пресвятая Богородица спаси нас!!!

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 01.05.2017 23:04
    http://www.bogoslov.ru/text/5345458.html

    Подробнее...

     
  • Байрамов Руслан Рена Байрамов Руслан Рена 11.04.2017 18:34
    МОИ СТИХИ Господь наш. Сказал наш Бог слова такие. Я есть и буду вечность я. Единый я Господь миров.

    Подробнее...

     
  • Тая Тая 10.03.2017 08:06
    Здравствуйте ! Хотела бы узнать сколько стоит освятить дом?

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 07.02.2017 23:59
    Ваш вопрос-размышле ние, идет по грани извечной дискуссии теодицеи. Только для меня путь в жизнь ...

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 05.02.2017 23:06
    Привет православные!) Неужели ни кто не летал? А каковы ваши чувства? О чем вы думаете в полете?

    Подробнее...

     
  • Dima Dima 22.01.2017 20:21
    Добрый день! хочу уйти в монастырь мужской, возможно ли это? О себе; 29 лет, не женат, детей нет.

    Подробнее...

     
  • Volchok Volchok 27.12.2016 20:51
    Не переживайте, отец Александр. В следующем году кардинальных перемен в гражданском обществе не ...

    Подробнее...

     
  • Протоиерей Александр Протоиерей Александр 27.12.2016 20:32
    Я не верю в нумерологию. Дело не в этом, а дело в том, что воспоминания пережитых событий, столетний ...

    Подробнее...