- Ты давно была в храме?  - спрашиваю я свою знакомую.

- Года два назад,  - отвечает она.

- Хочешь  сходить ещё?  Можем вместе сходить, я завтра иду.

- Нееет…  - морщит нос моя собеседница, -  Я уже сходила, спасибо.

- А что так?  Не понравилось что-то ?  – удивляюсь я.

- Да я мало что там понимаю, а когда подошла спросить у женщины ( свечницы), она на меня так посмотрела и отчитывать начала, что я пришла в брюках, и что я, вообще-то, должна знать лики святых «в лицо» и т. д. …

Таких отзывов от знакомых я слышу не мало. За несколько лет мне отвечают одно и то же.

Я и сама это испытывала на себе. И, уходя за стены храма, мне не хотелось возвращаться.  Идёшь за одним  - получаешь другое.

А когда случайно спросила у бабушки прихожанки ( я тогда ещё не знала, что она не работница церкви), и уже приготовилась к сухому ответу с укором, она повернулась ко мне с улыбкой и с такой добротой мне всё объяснила, что мне хотелось её расцеловать.

Священник, к которому я подходила с вопросами не один год (!),  постоянно отвечал мне пространственно и бросая ответ через плечо, убегая. Было грустно всегда смотреть на его спину.

Некоторые молодые девушки не ходят в храмы только потому, что там «злые бабушки».

Несомненно, есть душевные «бабушки», простые работники церкви и священнослужители.  И мне встретились такие, слава Богу!

Но ведь эта проблема существует, и многие об этом знают.

Так и хочется крикнуть -  Не отпугивайте будущих прихожан  своих!  Будьте снисходительнее , терпимее и мудрее.

Можно ведь по доброму объяснить женщине, что лучше приходить в храм в юбке, с покрытой головой.  Быть мягче , располагая к себе и к данному храму.   И если зашёл человек-новичок ( таких сразу видно) и стоит растерянно, не зная, куда податься и как что-либо сделать, можно обратиться к нему и предложить помощь.  Даже если кто-то ошибся, не стоит шипеть на него и укорять. 

Никто не родился умным и сведущим во всех делах.  Этому учатся.  А если есть добрые учителя, учёба проходит с душой и быстрее.

Один замечательный человек, священник, сказал :  « Не нужно нажимать на прихожанина, в процессе воцерковления он  станет сам меняться».  Это правда.

А мне хочется попросить.

Дорогие, глубокоуважаемые священнослужители и работники храмов, будьте добрее, ведь вы есть на свете, для того, чтоб помогать нам, простым людям, а не осуждать.

С уважением, Наталия.

Комментарии  

Anton
#21 Anton 11.10.2010 12:51
Уважаемая Татиана, ответ на Ваш вопрос ищите, пожалуйста, в моих скромных комментариях ниже.

Желаю всем нам, по примеру Господа нашего Иисуса Христа, Пречистыя Его Матери, и всех Святых, обрести смирение.
Цитировать
Татиана
#20 Татиана 11.10.2010 12:10
ой простите, Антон, за монастырь. Даже покраснела перед монитором. Еще хочу сказать, что я в храме совсем ни с кем не спорю. Тем более с бабушками, тем более из-за места.

А теперь продолжу вредничать. Вот вы говорите, что , когда заболеваете, то просто не ходите на службу и все. Что ж, это хороший выход. А вот некоторые люди, они постоянно находятся в состоянии болезни, причем часто тяжелой и им некуда деваться. Так вот хочу задаться вопросом: а не делаем ли мы их жизнь еще немного сложее нашим молчаливым попустительство м?! И может, именно по причине нашего равнодушия (ну или смирения, кому как удобно это называть) не приходят в наши храмы инвалиды?
Цитировать
Anton
#19 Anton 10.10.2010 23:29
Извините, но про "чужой монастырь" писал не я :-)

Также я писал про здоровых людей, и не беременных женщин. Я, например, когда болею, в Храм не хожу, но у Вас конечно случай особый, и я просто ума не приложу как его решить (наверное, на Вашем месте, я бы и вправду купил бы складной стульчик со спинкой и носил бы с собой).

А увидев бы Вас (или другую беременную женщину) спорящей с бабушкой из-за места, я бы постарался найти Вам стул (где-нибудь в притворе и принести его в Храм), ну или опять же постараться решить все мирно (конечно это было бы не легко на деле, но с Божией Помощью, думаю дело бы разрешилось).

А то что в Храме все думают только о себе (ну или большинство), а другие люди не интересуют, что у них, как им чувствуется, это я с Вами согласен, но думаю это явление временное и скоро все изменится.

Могу дать еще такой совет, Преподобный Антоний Оптинский говорил, что когда мы испытываем какую-нибудь тяжесть или лишение нужно сказать "стерплю это Христа Ради", и лишение сие пойдет нам во Спасение, а Бог не применет облегчить ситуацию.

Желаю Вам бесконфликтных поездок на автобусах и добрых людей вокруг.
Цитировать
Сергей
#18 Сергей 10.10.2010 22:10
Цитата:
ну что же вы стоите, вы бы приносили с собой стульчик из дома...
Хорошая кстати мысль :D
Цитировать
Татиана
+1 #17 Татиана 10.10.2010 21:52
Наташе спасибо.
Простите, что продолжаю, но я хочу сказать, что у проблемы этой есть и еще и такой аспект. Порой мы сами нуждаемся в помощи или просто добром к нам отношении прихожан. Вот вы, Антон, когда-нибудь приходили в храм на службу больным, например?
Мне тоже многие невоцерковленны е товарищи часто жаловались. На что я просила простить всех, кто их обидел. Приводила в пример общественный транспорт, где тоже часто люди не очень внимательны по отношению друг к другу и пыталась призвать к логике- идут мол в храм те же люди, что и ездят на общественном транспорте... Что же нам теперь на необитаемый остров?
Но теперь бич моей беременности- спина. Порой болит ну просто до то что выть охота. Врачи дают единственную рекомендацию: долго не стоять. Понимаете, куда я клоню? Меня за последние несколько месяцев столько со скамеечки гоняли, вы просто не представляете, Антон. Я как-то высказала мысль, что мол мы с вами и вместе прекрасно поместимся, на что услышала такую отповедь, что сразу решила, что себе дешевле с себя начинать - теперь молча поднимаюсь по первому требованию и перехожу на следующее место. И я хочу вам заметить, хожу не в чужой монастырь (как вы ранее писали) со своим уставом, а просто в ставший своим за несколько лет приход.

и PS: я уверена, что многие наши прихожане, так же как и вы уже начали с себя. Они не спорят с бабушками, смиряются и все такое. Однако, никто обычно не вмешивается, хотя я часто вижу весьма заинтересованны е и порой сочувствующие взгляды. А однажды мне даже сказали: ну что же вы стоите, вы бы приносили с собой стульчик из дома...
Цитировать
Наташа
#16 Наташа 10.10.2010 21:03
Anton пишет: Цитата:
Я начал
Я тоже стараюсь)))
Я согласна с ответом Татианы. Дело в том, что эта проблема на 90 % "женская", мужской взгляд на неё будет другим всегда. Женская и мужская психологии разные в корне.
Ну давайте не будем спорить, каждый понял, как понял, и у каждого есть правда.
Спасибо вам, дорогие мои, за ответы и размышления.
Цитировать
Anton
#15 Anton 10.10.2010 20:42
Я в своем комментарии ни в коем случае не оправдываю грубость и злость. Просто я, как и Анастасия, призываю начать с себя, самому не грубить новопришедшим, но и с "бабушками" не спорить, а смиряться. Как говорит Христос - видишь соринку в глазу другого, а у самого в глазу бревно! В общем Дамы и Господа давайте все перемены к лучшему начинать с себя. Я начал (ну по крайне мере пытаюсь :-) ), кто следующий :-) ?
Цитировать
Татиана
+2 #14 Татиана 10.10.2010 20:35
Хороший комментарий написал Антон. Все верно. Однако, не стоит забывать, что в статье Наташи речь -то идет в основном о невоцерковленны х, а может и о тех, кто переступил порог храма впервые. И следующий такой шаг любой прихожанин (а не только бабушка) грубым поведением или неделикатным замечанием может отодвинуть на несколько лет. Потому что человек пришел, еще часто не осознавая.. почему и чего он ждет... Чаще всего Спас и Богородица слова-то для него незнакомые, я уж не говорю о Спасении...
А проблема есть и она очень острая и требующая внимания: мы, люди называющие себя православными, часто бываем грубыми, нечуткими и злыми по отношению друг к другу, к тем кто стоит рядом годами - брату и сестре во Христе, чего уж там говорить о просто зашедших в храм свечку поставить, они нам попросту мешают. И я поддерживаю Наташу, об этом нужно обязательно говорить. И не просто говорить, а бороться. Начиная с внимания к своим поступкам, конечно.
Цитировать
Anton
+1 #13 Anton 10.10.2010 19:30
По моему мнению это все отговорки, людей, которые не хотят ходить в храм, "вот посмотрели на меня не так, сказали мне не то", а ты думал тебе в ноги упадут и будут ублажать вместо Спаса, Богородицы и Святых? Не думал ли ты что любовь нужно заслужить? Почему люди готовы были раньше стерпеть очереди и оскорбления, чтобы приобрести заветный дефицитный товар, а сейчас, видите ли не барское это дело взгляд косой стерпеть. Вот, например, Вас, Наташа, маленькая неприязнь не остановила от похода в Церковь? Я думаю что нет. Потому что Вы знали что Вы получите стерпев эти маленькие укоры, и знали что это несравненно выше.

А к бабушкам старайтесь относится как к родным. Если бы Ваша родная бабушка отругала Вас за то что Вы, может, немного непристойно по ее понятиям одеты, Вы бы, думаю не затаили на нее злобы, и даже не обиделись бы, а поговорили бы с ней, а если бы даже не нашли общего языка то ни в коем случае бы не обидели ее. Обращайтесь к бабушкам со смирением и с любовью, и недопонимание исчезнет.

Абсолютно согласен с Андреем, бабушки внесли огромный вклад в сохранение православия в безбожное время, посещая храмы, давая пожертвования, и воспитывая в Православной Вере внуков и внучек.

А также, уважаемые девушки, не забывайте, что и Вы когда то станете бабушками, и не известно как к Вам будут относиться молодые девушки.
Цитировать
Наташа
#12 Наташа 09.10.2010 18:12
Цитата:
Такие "испытания" возможно даже необходимы, но где-нибудь хотя бы на второй стадии воцерковления, редко они по силам человеку, который осознанно в храм лишь впервые пришел.
Вот об этом я говорю. Первые шаги очень хрупкие. Я сама сколько раз " не возвращалась" ( это было очень давно).Слава Богу повстречались добрые люди на первых порах. А теперь я изменилась. За внутренней переменой последовала и внешняя. Но, конечно, ещё работать над собой и работать.
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии

  • Танзиля Танзиля 23.01.2018 13:27
    Прошу прощения за фразу:"очень умные священники",ни в коем разе не имела ввиду,что в других храмах ...

    Подробнее...

     
  • Танзиля Танзиля 22.01.2018 20:28
    Хочу сказать Вам,что нет никакой зависимости,ни к табаку,ни к спиртному,ни к прочим гадостям.Есть ...

    Подробнее...

     
  • нурия нурия 17.08.2017 14:08
    Добрый день. Вот уже более 15 лет ищем свою тетю Лутфуллину (Попову по мужу) Найлю Нажибовну, 1968 ...

    Подробнее...

     
  • герасименко герасименко 19.05.2017 06:25
    Слава Богу за все!!! Христос Воскресе!!! Пресвятая Богородица спаси нас!!!

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 01.05.2017 23:04
    http://www.bogoslov.ru/text/5345458.html

    Подробнее...

     
  • Байрамов Руслан Рена Байрамов Руслан Рена 11.04.2017 18:34
    МОИ СТИХИ Господь наш. Сказал наш Бог слова такие. Я есть и буду вечность я. Единый я Господь миров.

    Подробнее...

     
  • Тая Тая 10.03.2017 08:06
    Здравствуйте ! Хотела бы узнать сколько стоит освятить дом?

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 07.02.2017 23:59
    Ваш вопрос-размышле ние, идет по грани извечной дискуссии теодицеи. Только для меня путь в жизнь ...

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 05.02.2017 23:06
    Привет православные!) Неужели ни кто не летал? А каковы ваши чувства? О чем вы думаете в полете?

    Подробнее...

     
  • Dima Dima 22.01.2017 20:21
    Добрый день! хочу уйти в монастырь мужской, возможно ли это? О себе; 29 лет, не женат, детей нет.

    Подробнее...