Что делать с грехами? Вопросы, совсем недавно обозначенные на нашем сайте, раскрывают всем  нам одну важную сторону церковной действительности – несмотря на обилие литературы, различных доступных материалов, наличие грамотных священнослужителей в храмах, не смотря на нашу относительно активную духовную жизнь, самые главные, по-настоящему жизненные темы остаются для нас неисследованными. И одна из них – исповедь, покаяние.


Были заданы два вопроса. Первый - относительно исповеданных ранее грехов, что с ними делать, если мы считаем, что недостаточно в них раскаялись. Второй – что делать с «неизбежными» грехами. Попробуем разобраться. Но прежде хотел бы напомнить о том, что психологию покаяния, если так можно выразиться, очень хорошо излагает в свих проповедях митрополит Сурожский Антоний. Этот великий святитель ХХ столетия пересказывает нам доступным языком древние святоотеческие тексты и снабжает их иллюстрациями из жизни, ясными и понятными каждому из нас. Конечно, можно возразить, зачем нам пересказы, нужно работать с источниками непосредственно. Но, увы, творений святоотеческих немало, а времени у среднестатистического человека нет даже на простое общение с семьей. Книги читать некогда, тем более объемные по содержанию и непростые по языку. Думаю, проблемы изучения наследия отцов и учителей Церкви мы должны всерьез коснуться отдельно. Возвращаюсь к теме покаяния.

Бывает такое, что на исповеди называем совершенный грех, а боли за это преступление (поступок, слово) не чувствуем. Не осознаем толком и тяжести, и последствий для духовной жизни, и влияния этого греха на окружающий нас мир. Просто исповедуем, потому что нам так сказали (или услышали или прочитали где-то). Покаянием в полной мере такой  рассказ назвать сложно. Но и сказать, что нет от такой исповеди проку нельзя. Порой от времени, когда мы заметили за собой совершение греха и до осознания всей беды, причиняемой им, пройдет срок, может быть и большой. Например, таким грехом является - осуждение ближнего. Распространенный, до безобразия частый грех. Замечаем мы его за собой? Да, конечно. Мало-мальски мыслящий человек, читающий Писание, совершающий усилия по восхождению к Богу, теоретически хорошо понимает, что осуждать людей плохо. Но вот сокрушения сердца при этом нет, скорби и печали от совершения греха нет. (Правда иногда самая настоящая скорбь и печаль появляется, если нас за осуждение, опороченный нами гражданин по голове стукнет). Как быть в таком случае? Проводить духовное расследование. Если мы перестаем реагировать на конкретный грех - совесть не мучает, не замечаем, получаем от греха удовлетворение – значит, повреждена какая-то часть души. Необходимо понять, откуда растет в нас стремление к этому поступку, корень греха изничтожать. Если уж мы говорим сейчас об осуждении, то его корень – тайное тщеславие, фарисейское «несмь, якоже прочии человецы…», ощущение внутренней правоты и превосходства над ближними и дальними. Идем дальше. У преподобного Исаака Сирина есть такое мнение, что до тех пор, пока человек совершает грех, он не может ощутить его мерзость и его тяжесть. Поэтому, чтобы познать тяжесть и нечистоту частого, как говорят иногда не очень церковные люди - «небольшого» или «обычного» греха, надобно прекратить его совершать. Хотя бы начать отказываться от него, бороться. Здесь самое тяжелое – начать. А дальше, когда человек ощутит всю грязь и все страдания, которые грех причиняет, будет проще отказаться совершенно, на «веки вечные». Это по Исааку Сирину. 

Второй момент. Таинство исповеди  – это мольба не только о прощении, но и о даровании самого покаяния. Порой сталкиваемся с таким явлением: желающие принести покаяние не приходят к началу исповеди, когда священник читает положенные молитвы. Это плохо. Поскольку прочтение этих молитв, а точнее молитва общая перед исповеданием грехов – дело совершенно необходимое. Пастырь и кающийся вместе просят Бога о ниспослании духа истинного  покаяния, испрашивают у Спасителя благодатных даров – видеть грехи, ненавидеть зло, творить добрые дела, молят Господа о возвращении на путь истинной жизни. А получается как, зашли в храм и бегом под епитрахиль. В любом из церковных таинств молитва, живое общение с Богом, является главной составляющей. И только Покаяние у нас (по нашей вине!) этого лишено. В православном христианстве победа над грехом зависит не только от личных усилий и желания человека. Главное - впустить Бога в эту проблему, дать возможность Творцу и Создателю исправить нашу жизнь, очистить душу и преобразить падшую природу. Без молитвы в таинстве Исповеди ну никак. Дома, накануне исповеди, хорошо бы не только посидеть и грехи повспоминать, а как следует раскрыться перед Богом в молитве. Результат будет иной.
Надо на исповеди так и сказать священнику, а вернее Богу: часто повторяю этот грех, но нет во мне искреннего раскаяния. Если же пришло, слава Богу! осознание греха, совершенного давно и чисто «формально» исповеданного, то конечно надо об этом сказать.

Что касается постоянных грехов, «которых нельзя избежать», тут тоже не все однозначно. Обозначались в вопросах два греха: использование контрацептивов и невенчанный брак. Начну с брака. Одно дело, когда супружеская пара – оба верующие. Тогда их совместная жизнь без венчания представляется весьма странной и необходимо как можно скорей совершить таинство. Отговорок быть не может. Другой разговор, когда один из супругов против венчания, а иногда и против Церкви, тогда прямого греха верующего человека в этом нет. Само положение такой семьи в принципе весьма тяжелое и болезненное для обеих сторон, но это другой разговор. Бывает такое, что из-за неверующего супруга не получается выполнять молитвенное правило в надлежащем объеме или поститься, храм посещать по праздникам или детей воспитывать в Православии – говорить об этом на исповеди надо.

Что касается предохранения от беременности, то корень этого греха – неверие в Божественное промышление о нас. И пока человек не победит в себе недоверие к Богу, он не сможет избежать этого греха. Объясняю логику. Почему супружеская пара «предохраняется» - потому что не хочет иметь детей. А почему не хочет иметь детей – боится, что не сможет прокормить, одеть, поставить на ноги и т.п. Логика человека неверующего в то, что в этом мире все зависит от Бога. Точнее, от взаимоотношений Бога и человека.  Именно Бог посылает и деньги, и здоровье, и время, и силы. «Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших; ибо Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены. Лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силою; сытые работают из хлеба, а голодные отдыхают; даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает. Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит; Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает» (1 книга Царств 2:3-7). Так что, если «приходится предохраняться», то надо со священником поднять главный вопрос – вопрос о своей вере. Необходимо признаться Богу в недоверии, в маловерии, во всех сомнениях, и начать просить великий дар веры: верую, Господи! помоги моему неверию (Св. Евангелие от Марка 9:24).

Увы, бывает и такое, когда супруги желают «пожить для себя», а на самом деле не хотят иметь детей из эгоизма. Если это так, то опять же надо начать покаянный диалог с Богом по этому вопросу.

Чтобы  как-то подытожить сказанное, напомню хорошо известный принцип аскетики – искать корни, настоящие причины всех поступков, действий, мыслей. Если я раздражаюсь, надо поразмышлять, а что конкретно меня раздражает  и почему. Если унываю, то опять же задуматься, а откуда «ветер дует». Если не могу простить человека, то и здесь исследовать тайники души. И когда стоим перед аналоем с Крестом и Евангелием излагать не наспех подмеченные недочеты, а плоды нашей большой духовной работы.

Комментарии  

Юлия † Александровна
#8 Юлия † Александровна 27.03.2014 03:00
Исповедоваться надо - Каждый решает сам когда и о чем...Но также надо совершать добрых дел больше чем грехов..Тогда и большинство ваших вопросов сами собой станут не актуальными.
Цитировать
fotina51
#7 fotina51 02.01.2014 01:58
Спаси Господи,батющка . Много полезного почерпнула из статьи!
Цитировать
Mentor
#6 Mentor 16.11.2013 16:13
Уважаемый протоиерей Евгений Иванов!
Я долго ждал Вашего совета (ответа). Вероятно, Вы очень сильно заняты. По этому поводу такая цитата: «Можно умереть или ополоуметь, живя в обществе, в котором все и каждый систематически нас не замечают и ведут себя так, будто нас на свете нету». Умберто Эко.
С надеждой на Ваш ответ раб Божий Александр.
Цитировать
Mentor
#5 Mentor 06.11.2013 09:48
Уважаемый протоиерей Евгений Иванов!
Все мы пользуемся Интернетом. Сейчас даже на новостных сайтах есть фотографии обнажённых женщин. Есть такие фотографии и в газетах. Например, в газете "Комсомольская правда". Когда я вижу такие фотографии я читаю молитву святого Иоанна Кронштадтского: "Когда заметишь за собой какой грех". Когда бываю на исповеди каюсь в этом грехе. Но он у меня повторяется постоянно. Правильно ли я поступаю. Прошу дать Ваш совет.
С уважением, раб Божий Александр.
Цитировать
раба Божья Анна
#4 раба Божья Анна 25.10.2013 22:13
полностью поддерживаю,но должна признаться не знаю этих святых отцов. но всеми руками за ликбез. если конечно будет возможность такое осуществить.
Цитировать
Йоган Вайс
#3 Йоган Вайс 25.10.2013 21:58
Добрый день !----Книги читать некогда, тем более объемные по содержанию и непростые по языку. Думаю, проблемы изучения наследия отцов и учителей Церкви мы должны всерьез коснуться отдельно------- дак давайте это сделаем и начнем с жития Феодосия Печерского и Киево Печерского Патерика было бы интересно обсудить этот текст (тем паче они того стоят,имея глубокую духовную сущность и как никогда актуальны сегодня)
Цитировать
раба Божья Анна
#2 раба Божья Анна 25.10.2013 21:34
Например, таким грехом является - осуждение ближнего. Распространенны й, до безобразия.

))) читаю и узнаю себя ,самый частый грех замечаемый за собой,работаю, работаю над собой, и пока результат не совсем тот .
за ответы огромное спасибо!!! да муж неверующий, у него "Бог" в душе,остальное он считает глупостью и жить с этим очень трудно. от сюда и первый и второй грех, но для себя жить не хотим, воспитывает 3-х дочек))) просто муж больше не хочет, да и материальные проблемы останавливают. Спасибо Вам огромное !!!! за разъяснения будем исповедовать и каится , Бог даст с годами может и повенчаемся и сыночка родим)))
Цитировать
adriana
#1 adriana 25.10.2013 19:00
Спасибо!
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии

  • нурия нурия 17.08.2017 14:08
    Добрый день. Вот уже более 15 лет ищем свою тетю Лутфуллину (Попову по мужу) Найлю Нажибовну, 1968 ...

    Подробнее...

     
  • герасименко герасименко 19.05.2017 06:25
    Слава Богу за все!!! Христос Воскресе!!! Пресвятая Богородица спаси нас!!!

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 01.05.2017 23:04
    http://www.bogoslov.ru/text/5345458.html

    Подробнее...

     
  • Байрамов Руслан Рена Байрамов Руслан Рена 11.04.2017 18:34
    МОИ СТИХИ Господь наш. Сказал наш Бог слова такие. Я есть и буду вечность я. Единый я Господь миров.

    Подробнее...

     
  • Тая Тая 10.03.2017 08:06
    Здравствуйте ! Хотела бы узнать сколько стоит освятить дом?

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 07.02.2017 23:59
    Ваш вопрос-размышле ние, идет по грани извечной дискуссии теодицеи. Только для меня путь в жизнь ...

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 05.02.2017 23:06
    Привет православные!) Неужели ни кто не летал? А каковы ваши чувства? О чем вы думаете в полете?

    Подробнее...

     
  • Dima Dima 22.01.2017 20:21
    Добрый день! хочу уйти в монастырь мужской, возможно ли это? О себе; 29 лет, не женат, детей нет.

    Подробнее...

     
  • Volchok Volchok 27.12.2016 20:51
    Не переживайте, отец Александр. В следующем году кардинальных перемен в гражданском обществе не ...

    Подробнее...

     
  • Протоиерей Александр Протоиерей Александр 27.12.2016 20:32
    Я не верю в нумерологию. Дело не в этом, а дело в том, что воспоминания пережитых событий, столетний ...

    Подробнее...