Особое время цветения христианской душиВ православной гимнографической[1] традиции с давних пор душа человеческая сравнивалась с деревом или же растением, которое особым образом устроено так, чтобы постоянно находиться в радужной и красочной поре «цветения и плодоношения». Это пора естественного, без принуждения творения добродетели, молитвы от избытка сердца и радости постоянного пребывания с Богом.

 

Но зачастую наша душа очень редко от нас получает должный и внимательный уход, отчего «сохнет», покрывается «болезненными наростами» и в окончании в ней устраивают себе жилище разнообразные жуки и черви, подтачивающие оную изнутри.

Христос, как Добрый Садовник, предлагает нам множество средств способствующих для того чтобы оградить наше «дерево» от всяческих невзгод. Если же дерево все же по каким-либо причинам оказалось в «болезненном» состоянии, то существуют и такие средства которые смогут «обезоразить» его и вернуть ему прежнюю красоту. Такими «чудесными» средствами являются и пост, и молитва соединенная с покаянием.

Недаром ведь все эти средства соединены воедино нашей Церковью в общее целебное «врачевство»[2] именуемое «Великий пост», способное подготовить нас и оживить к радостной встрече со Спасителем, в день Его Светлого Воскресения. Великий пост всегда имеет своим временным расположением весеннюю пору подготовки и цветения деревьев, травы, цветов. Тем самым конечно же, будучи как и все в Церкви на своем месте, пост дан нам именно для того чтобы и наша душа расцвела духовными добродетелями. Все христиане вполне понимают, какими именно разноцветными и пахучими, благородными и простенькими, пышными и изящными могут быть «соцветия» наших добрых дел, творимых для украшения нашей души. Здесь и молитва, и милостыня, и пост, любовь к ближнему и т.д. И конечно не одни только мы будем рады увидеть такое внутреннее духовное благолепие, но и ангелы и святые возликуют о таковом нашем благоугождении Богу и преуспевании на пути спасения нашей души. И находясь в таком положении, мы сможем творить чудеса и вокруг себя, ведь как говорит св. Иоанн Кронштадский, - «Словом, происходящим от верующего и любящего сердца, мы можем творить чудеса жизни для души своей и для душ других». А никакое другое время для чудес так не благоприятно, как время Пасхальной радости, когда ликует весь мир и вся природа и чудеса становятся как будто даже естественными.

Расскажу одну интереснейшую, на мой взгляд, историю нашей семьи, которая, когда то рассказанная моей мамой, теперь всегда предстает предо мной как пример Божьего милосердия и христианской любви, соединенных воедино в дни Святой Пасхи. Мой прадед, Непочатых Петр Андреевич, вместе со своей семьей были жертвами переселения в бескрайние степи Сары-Арки в тридцатые годы. К тому времени, о котором пойдет далее речь, они жили, как и многие в «мазанке», и у него с женой Устиньей Захаровной уже умерло трое детей от голода, и четверо оставались еще сними.

Еще трое детей были уже взрослые и имели уже свои семьи. Так вот представьте себе праздник Светлого Христова Воскресения в 1934 году в семье с четырьмя детьми, в которой ни то что «праздничного стола», а привычной для нас с вами еды очень часто не бывало. Так было и в этот раз… Отец семейства, стоял перед иконами и горячо молился, его супруга то вставала рядом с ним, то в изнеможении садилась на скамью и плакала… тихими горькими слезами. Трудно и невыносимо себе представить человека, у которого отняли дом, все хозяйство, лишили обычного крестьянского быта и отправили в неизвестные края, вместе с семьей. Не получив никакого крова человек сам вынужден был себе «созидать» жилище из травы и глины и смотреть как от голода, печали, постигавших семью страшных горестей стареет и чахнет его жена, как умирают дети один за одним, и не важно сколько их у тебя и в каком они возрасте, горе от этого не становится меньше или тише…

Среди такого по истине страшного положения вещей мой прадед надеялся на Бога, не роптал, а просто стоял и тихо молился, горела лучина и тихо шептали его губы слова Пасхального канона… Ни дети, ни он, ни его жена не заметили как тихо приоткрылась дверь, зашла женщина-незнакомка и положив на стол узелок со словами «Примите милостыню», так же тихо удалилась… Пшено, мука, небольшой кусочек сальца, - вот та пасхальная трапеза, которую неожиданно Господь, через руки этой женщины христианки, подарил исстрадавшейся в горе семье… Не один раз уже приходилось мне от мамы и других родственников слышать этот рассказ, не один раз и уже сам его рассказывал, но постоянно и необъяснимо то чувство «цветения» души, которое возникает у меня как у слушателя и рассказчика.

Так получилось, что спустя некоторое время (около 60-ти лет) нам удалось совершенно случайно узнать, кто была это таинственная женщина, встретившись с её потомками. А внучатый племянник этой женщины сейчас служит священником в одном из центральных соборных храмов города Москвы. И не так здесь важны ее паспортные данные, как то, что случившиеся пасхальное чудо, было сотворено Божиим промыслом и руками человеческими.

Это пример нам, что простой и кажущейся нам обычный поступок, сделанный во славу Божию, для другого человека может быть явным пасхальным чудом! И тогда вместе с цветением окружающего нас мира расцветет и наша душа, исполненная светом пасхальной радости, и наполненная источником воды, сочетающей в себе молитву и деятельную христианскую любовь!

 

 



[1] Гимногра́фия (от греч. ὁ ὕμνος — «[торжественная] песнь», «гимн» и греч. γράφω — «пишу», «сочиняю»):

гимнописание, гимнотворчество — поэтическое, а также поэтико-мелодическое искусство сочинения торжественных, хвалебных песней (гимнов, од), преимущественно культового характера (ритуальных, религиозных), в том числе церковных (богослужебных или литургических) песнопений;
(= гимнографи́ческий кано́н) нормативные принципы, правила и особенности создания церковных песнопений, присущие тому или иному жанру церковных песнопений, автору (гимно́графу) и его творческому окружению (школе), местной церковной традиции, а также определённому периоду истории поместной Церкви или ветви христианской Церкви;
совокупность произведений гимнографии (литургических песнопений, гимнографических памятников).

[2] Врачевство́ (цсл., греч. ακος) - целебное средство, лекарство:

"возложи Моисей на столпе врачевство, тлетвориваго избавление и ядовитаго угрызения" - Моисей поместил наверху столпа снадобье, целящее от губительного и ядовитого укуса (Воздвижение Креста Господня, канон, 1-2).

Синоним - лечьба́.

 

Комментарии  

герасименко
#1 герасименко 19.05.2017 06:25
Слава Богу за все!!! Христос Воскресе!!! Пресвятая Богородица спаси нас!!!
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии

  • нурия нурия 17.08.2017 14:08
    Добрый день. Вот уже более 15 лет ищем свою тетю Лутфуллину (Попову по мужу) Найлю Нажибовну, 1968 ...

    Подробнее...

     
  • герасименко герасименко 19.05.2017 06:25
    Слава Богу за все!!! Христос Воскресе!!! Пресвятая Богородица спаси нас!!!

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 01.05.2017 23:04
    http://www.bogoslov.ru/text/5345458.html

    Подробнее...

     
  • Байрамов Руслан Рена Байрамов Руслан Рена 11.04.2017 18:34
    МОИ СТИХИ Господь наш. Сказал наш Бог слова такие. Я есть и буду вечность я. Единый я Господь миров.

    Подробнее...

     
  • Тая Тая 10.03.2017 08:06
    Здравствуйте ! Хотела бы узнать сколько стоит освятить дом?

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 07.02.2017 23:59
    Ваш вопрос-размышле ние, идет по грани извечной дискуссии теодицеи. Только для меня путь в жизнь ...

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 05.02.2017 23:06
    Привет православные!) Неужели ни кто не летал? А каковы ваши чувства? О чем вы думаете в полете?

    Подробнее...

     
  • Dima Dima 22.01.2017 20:21
    Добрый день! хочу уйти в монастырь мужской, возможно ли это? О себе; 29 лет, не женат, детей нет.

    Подробнее...

     
  • Volchok Volchok 27.12.2016 20:51
    Не переживайте, отец Александр. В следующем году кардинальных перемен в гражданском обществе не ...

    Подробнее...

     
  • Протоиерей Александр Протоиерей Александр 27.12.2016 20:32
    Я не верю в нумерологию. Дело не в этом, а дело в том, что воспоминания пережитых событий, столетний ...

    Подробнее...