Благословение...Хочу задать такой вопрос, прежде всего к собратьям-священникам - о благословении. Каков его смысл? Совершенно очевидно, что само право преподания благословения есть отличительный признак первенства священника (епископа) в христианской общине, ибо "без всякого прекословия меньший благословляется большим" (Евр.7:7). Но я хочу сказать об ином аспекте: благословение как безусловное священнодействие, - не девальвировалось ли оно сейчас в христианской общине?

 

На мой взгляд (я могу быть неправ), то, что священническое благословение сейчас используется буквально "за здрасьте", в корне неверно. Большинство как христиан, так и пастырей уже привыкли к малоценности, абсолютной повседневности пастырского благословения. Повсеместно приходится наблюдать картину, когда христиане, едва завидев батюшку, бегут к нему здороваться, складывая руки "лодочкой", а пастырь, кое-как сложив пальцы, делает малооформленное движение десницей. Нельзя ли как-нибудь повлиять на ситуацию, например, разъяснив высокий смысл этого простого с виду священнодействия? Что поздороваться и выразить уважительное отношение к пастырю вполне можно не только путем сложения рук? Что куда более правильно брать благословение перед более или менее конкретным событием в жизни - поездкой, экзаменами, госпитализацией, намечающейся сложной работой и т.п...

Как это разъяснить? Для начала, отказаться от благословения, как повседневной формы приветствия духовенства. Ой, понимаю, что говорю - иным из духовенства такое удовольствие доставляет раздавать благословения на все стороны, что держись только! Дальше уже реакция проста - рассказать непосредственно тут же, что благословение есть совершенно особое действие, призывающее Божию благодать, и что относиться к нему нужно - на мой взгляд, конечно, - не менее серьёзно, чем к третьей заповеди...

Какие будут мнения?

 

Комментарии  

Владимир Завадич
#4 Владимир Завадич 23.08.2012 02:24
Только бабушки и проявляют благочестие, молодежь нынче креативная, продвинутая, либерально-амор альная, равноправно-уни сексовая, фемино-эмансипи рованная, руку батюшке целовать не будет..
Цитировать
Александра
#3 Александра 19.08.2012 17:20
Зачем же кидаться в такие крайности, чтобы прямо от ряс отказываться. Я всего лишь навсего предложила упорядочить этот вопрос, чтобы бабушки толпами не бегали за батюшками. Все читают "Свет православия", можно написать в этом журнале как и когда можно брать благословение у священника, провести разъяснительную работу. Может быть кого-нибудь и взразумит такая информация.
Цитировать
Протоиерей Александр
#2 Протоиерей Александр 18.08.2012 21:43
Хорошо, что пока у нас в Церкви пока еще большинство нововведений согласуется со святоотеческой традицией, а не личными мнениями мирян. Завтра мы услышим, что давно пора отказаться от ряс и "быть ближе к народу".
Что касается благословения, полагаю тут следует кой чего разграничить итак:
1. Благословение как приветствие.
Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение. Естественно никакой утвержденной церковно-канони ческого правила в сем нет, но есть устойчивая традиция. Да, к тому же никто никого не заставляет принудительно брать благословение и целовать, как на некоторых форумах пишут, "грязную потную руку попа". В чем права Александра, то всему нужно время и место. Во время Евхаристическог о канона это действительно не очень хорошо выглядит, но лучше ли будет выглядеть, если священник откажет?
В повседневных отношениях мы ежедневно приветствуем друг друга, желая встретившемуся нам человеку здравия, доброго дня, радости, мира. И эти словесные благопожелания часто сопряжены с какими-то телесными действиями, которые мы привычно совершаем, причем у разных народов по разному, пожимаем руки, можем обменяться братским поцелуем, заключить встретившегося человека в дружеские объятия. В Новой Зеландии, например, мне приходилось здороваться с Маори кончиками носов, везде свои особенности. В лоне Церкви существуют также особые телесные действия, которые выражают наше внутреннее духовное состояние, наше благоговение, наше пожелание, наш духовный поиск, к этому относится и древняя традиция принятия от лица, облеченного священным саном, благословения. Вот, думаю этот тип можно понимать так.
2. Благословение на действие/бездей ствие.
Это повседневный вид благословения, как форма выражения живой церковной жизни. Люди, даже не верующие, сами того не замечая испрашивают дозволение, разрешения на какие-либо свои действия у родителей, опытных знакомых или старейшин. Верующий христианин берет благословение Церкви на строительство дома, начало иного дела и проч. Берет благословение у священника, ОДНАКО ВЫРАЖАЯ СВОЮ СВОБОДНУЮ ВОЛЮ.То что иной духовник может эту волю ломать, это уже вопрос другой темы. Внешнее выражение такого благословения находит своё отражение в церковных требниках. Думаю этот тип благословения ни у кого сомнения не вызывает.
3. Благословение литургическое.
С данным видом благословения практикующие христиане знакомы очень хорошо. Оно бывает несколько раз за одно богослужение. Священник изображая за богослужением Христа преподает благословения прихожанам: «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего…» , вот слова, при которых священник осеняет народ крестным знамением. Такая практика находится в контексте церковной службы и имеет, пожалуй самое древнее происхождение. И вывел их вон [из города] до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь. (Лк.24 51-53)
P.S
Что касается времени и места, у Михаила Ардова описан один забавный случай. Цитата:
Сидели как-то вечером два приятеля в ресторане. (А был, между прочим, Великий Пост.) Один из них огляделся и сказал другому:

— Послушай, вон за тем столиком сидит с двумя дамами обновленческий "митрополит" Александр Введенский.

Тот посмотрел на сидящего в гражданской одежде человека, который разливал вино и шутил с дамами, и засомневался:

— Нет... Не может быть... Ты обознался...

Но приятель стоял на своем, и они заспорили.

Тогда первый решил развеять сомнения и предложил:

— А хочешь, я к нему сейчас подойду и возьму благословение?

— Ну, подойди.

Он сложил руки лодочкой и, приблизившись, обратился к человеку в костюме:

— Владыка, благословите.

Введенский (а это был он) повернул голову и проговорил:

— Не время и не место.

Тогда подошедший "возмутился духом" и отвечал: — Это тебе здесь — не время и не место!
Цитировать
Александра
#1 Александра 17.08.2012 20:12
Давно пора отказаться от благословения как от повседневной формы приветствия. Иногда стоишь разговариваешь с батюшкой об очень важном и серьезном деле, а бабушки бесконечно тянутся за благословением. При этом они не понимают, что они мешают индивидуальному разговору, не дают сосредоточиться в мыслях, а иногда в наглую стоят и слушают разговор с батюшкой и говорят :" мне нужно только благословиться" . Такое происходит и на исповеди, когда немощные люди, особенно в большие праздники, стоят, изнемогают на исповедь, находятся обязательно и такие люди, которые один за одним идут и говорят :мне только взять благословение". При этом не берут благословения на какой-нибудь конкретный вопрос, а просто, поцеловала руку и пошла.Непонятно , что им дает такое благословение? На самом деле "благословение" , если оно берется конкретно на какое-то дело, это великая сила, от него как будто крылья вырастают, говорю это из собственного опыта. А какой смысл брать благословение у вышедшего батюшки из алтаря, особенно когда идет служба. Иногда даже во время Евхаристическог о канона, когда и шелохнуться то нельзя, вдруг толпа бросается к проходящему батюшке за благословением. Я считаю, что это нужно как то упорядочить.
Извините, если вмешалась не в свое дело.
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии

  • герасименко герасименко 19.05.2017 06:25
    Слава Богу за все!!! Христос Воскресе!!! Пресвятая Богородица спаси нас!!!

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 01.05.2017 23:04
    http://www.bogoslov.ru/text/5345458.html

    Подробнее...

     
  • Байрамов Руслан Рена Байрамов Руслан Рена 11.04.2017 18:34
    МОИ СТИХИ Господь наш. Сказал наш Бог слова такие. Я есть и буду вечность я. Единый я Господь миров.

    Подробнее...

     
  • Тая Тая 10.03.2017 08:06
    Здравствуйте ! Хотела бы узнать сколько стоит освятить дом?

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 07.02.2017 23:59
    Ваш вопрос-размышле ние, идет по грани извечной дискуссии теодицеи. Только для меня путь в жизнь ...

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 05.02.2017 23:06
    Привет православные!) Неужели ни кто не летал? А каковы ваши чувства? О чем вы думаете в полете?

    Подробнее...

     
  • Dima Dima 22.01.2017 20:21
    Добрый день! хочу уйти в монастырь мужской, возможно ли это? О себе; 29 лет, не женат, детей нет.

    Подробнее...

     
  • Volchok Volchok 27.12.2016 20:51
    Не переживайте, отец Александр. В следующем году кардинальных перемен в гражданском обществе не ...

    Подробнее...

     
  • Протоиерей Александр Протоиерей Александр 27.12.2016 20:32
    Я не верю в нумерологию. Дело не в этом, а дело в том, что воспоминания пережитых событий, столетний ...

    Подробнее...

     
  • Volchok Volchok 27.12.2016 20:29
    Спасибо за рекомендацию насчет книги, но уже прочитал. Любителям этого жанра прочитать книгу можно. Ну ...

    Подробнее...