Господи, благослови! Не смотря на то, что об исихазме впервые я услышал еще в своем первом университете, а это без малого уже лет 13 назад, сказать, что я много о нем знаю, я не могу.

Научно-популярной литературы по исихазму я не встречал, и, наверное, это даже и хорошо. Некоторые вещи лучше оставлять в тени, а не превращать их в очередной продукт массового потребления. Тем не менее, меня всегда манила загадочность этого учения, и я пытался узнать о нем побольше. И чем больше я о нем узнавал, тем более непонятным для меня оно становилось. Т

 

акое бывает, чтобы разобраться в действительно важных вещах, нужно порой не только читать, но и писать. Когда пишешь, начинаешь лучше понимать суть предметов и явлений. Информация становится более осмысленной. Вот я и решил написать небольшую статью об исихазме. Возможно, кому-то еще она покажется интересной и, кто знает, полезной. Исихазм – православная йога? С развалом СССР и крахом его атеистической идеологии на русский народ хлынула волна новомодных течений, учений и откровенной бесовщины.

 

Люди потеряли духовный ориентир, который теперь каждый по-своему пытался найти: кто в протестантстве, кто в буддизме, кто в тайных мистических учениях, магии. Последние стали настоящим бичом Православной Церкви, которая также тогда начала свой путь к возрождению. Мистические учения давали иллюзию быстрого и безболезненного причастия человека миру духовному: двухдневный семинар холотропного дыхания – и полгода за свой духовный рост можно быть спокойным; возьми клочок волос любимого, посыпь пеплом змеи и прочти заклинание – он ваш! Поставь свечку, прочти заговор перед иконой и все у вас получится. А Православная Церковь говорила, что Царствие Божие нудится, что беды – не всегда плохо, и что не бежать их надо, а смиренно принимать. В общем, через некоторое время мистика и Православие воспринимались мной уже как понятия полярные.

 

Поэтому удивление мое было весьма велико, когда узнал я о том, что есть мистическое православное учение, называемое Исихазм. Исихазм действительно сравнивают с медитацией, йогой, суфизмом. Сравнения эти достаточно поверхностны, однако, имеют определенные основания для существования – Православие не зря называют Восточной Церковью. Соседствуя с ведической Индией, а затем и исламским востоком православное учение о человеке могло ощущать на себе влияние соседних религиозных образов восприятия. Так, И.Ф.Мейендорф, известнейший исследователь исихазма, пишет, что связь исихазма с йогой «…может быть опосредованной и достаточно далекой.

Напротив, вполне вероятно и даже несомненно влияние ислама: элементы сходства между зикром мусульман и способом Никифора Исихаста слишком разительны, а человеческие контакты — путешествия монахов в Палестину и Египет, завоевание мусульманами Малой Азии — слишком часты, чтобы можно было допустить существование в одну эпоху столь сходных религиозных явлений без взаимного влияния». Однако, существует и вполне определенное отличие исихазма от йоги и зикра. И.Мейендорф продолжает: «…йога, как и зикр, является физической техникой, единственной и непосредственной причиной желаемого следствия, в то время как метод исихазма — не более чем средство достичь внимания и безмолвия ума, тесно связанное с упражнением в добродетели и постом: совокупность этих факторов, среди которых техника дыхания не является главной, делает человека способным воспринимать благодать». Вот это отличие и заставляет говорить об исихазме не только и не столько как о психотехнике, но и как о целостном воззрении на природу человека, его цель и смысл.

Паламизм и Фаворский свет Иоанн Мейендорф выделяет 4 значения термина «исихазм»: 1. Древнейший смысл: уединенное, отшельническое монашество (в отличие от общежительного), тем самым, протекающее в безмолвии, молчальничество; 2. Развившаяся на Синае и Афоне и достигшая расцвета в XIV в. особая школа и техника молитвы, часто именуемая «умным деланием» (πραξιζ νοερα) и имеющая своим ядром непрестанное творение в уме молитвы Иисусовой «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного»; 3. Учение св. Григория Паламы (1296—1359), или паламизм, богословское выражение и обоснование исихазма в смысле 2), в центре которого — концепция нетварных Божественных энергий, действующих в мире и человеке; 4. Наиболее поздний смысл: широкое явление в религиозной жизни России XIV—XVI вв., охватывающее все влияния и отражения перешедшего на Русь исихазма в духовной практике, монашеской и монастырской жизни, духовной культуре и даже государственном строительстве.

Первоначально увлекшись исихазмом в его втором понимании я, вместе с тем испытывал какую-то неполноту, ощущение неуверенности в том, что я понимаю, в чем действительно заключается суть исихазма. Неужели, думал я, простое мысленное повторение Иисусовой молитвы может стать основой для мистического учения. Я уже слышал о Григории Паламе, которого считал основателем исихазма, и решил, что в его трудах смогу найти подробное описание техники умной молитвы. Однако, труды св. Григория Паламы носили совершенно иной характер – характер полемики - и нисколько не просвещали на предмет того, что меня интересовало более всего.

Речь шла не о конкретных техниках, а о природе человека, его месте в мире. Вместе с тем, именно из трудов Паламы я узнал о фаворском свете – как цели исихастов. Речь идет Преображении Господнем, когда на горе Фавор от Иисуса стал исходить свет. «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф 17; 1-5). Подвизаясь на Афоне с 20 лет, Св. Григорий Палама, как и другие монахи братии, считал, что свет этот был нетварным, то есть нематериальным. Он говорил о том, что свет этот не исчез, он был временно явлен ученикам Христа, а затем и Павлу (Деян. 9:3), но он пребывает в мире всегда и человек чистый, любящий Христа без эгоизма способен видеть этот свет. Свет этот есть не что иное, как благодать Духа Святого: «пророк Иоиль, вернее же Бог через пророка сказал не «излию Дух Мой», но «излию от Духа Моего» (Иоиль 2, 28; Деян. 2, 17). Итак если Дух не дробится, то что есть изливаемый на нас Богом по Его обетованию дух от Духа Божия?

Разве не благодать Духа, не Его энергия, действование сущности Духа? Но изливаемый на нас от Бога дух, согласно Василию Великому, нетварен. Следовательно, благодать нетварна; это вот и дается и посылается и даруется от Сынов ученикам, а не Сам Дух: обоживающий дар — энергия не только несотворенная, но и неотделимая от всесвятого Духа.» (См. Триады в защиту священно-безмолвствующих, Третья триада, ч.1). И здесь надо отметить, что такое отношение к фаворскому свету было для них не просто вопросом чистоты догмата православного учения. На этом понимании природы фаворского света, как на фундаменте, стояло практическое учение о пути спасения и соединения с Богом. То есть, те «упражнения», во время умной молитвы, о которых шла речь выше, – дыхание, сосредоточение взгляда на пупке и т.п., - все это имело целью познание Бога посредством внутреннего знания, непосредственного созерцания Его энергий. Поэтому, когда в 1330 году на Афон приехал ученый монах из близкой Риму Калабрии и, ознакомившись с бытом афонской братии, открыто после этого выступил против умного делания, называя его еретическим заблуждением, то это был серьезный вызов для исихастов и для Григория Паламы, ставшего апологетом этого учения. Воин Духа. Спор с Варлаамом. Спор этот был более чем просто расхождение точек зрения двух людей.

Это была поистине борьба тьмы со светом. Достаточно сказать, что решался этот спор на Соборе в присутствии патриарха и императора. Палама в этом споре предстал воином Духа, и в прямом и в переносном смысле, ибо речь в споре шла о благодати Духа Свтого. Впрочем. Все по порядку. Монаха, выдвинувшего обвинение, звали Варлаам. Был он, как пишет о нем Мейендорф, «греком по языку и образованию, проникшимся уже духом итальянского Возрождения» (И. Мейендорф, Жизнь и труды св. Григория Паламы, С-Пб, 1997, с.49). Мнения современников о нем, вне зависимости от их приверженности к той или иной стороне разгоревшегося спора, сходились в одном – Варлаам Калабрийский был крайне заносчив и высокомерен и был нетерпим ко всем несогласным с его мнением, о чем бы это мнение не высказывалось. Он имел мало друзей среди философов Константинополя, куда он приехал для того, чтобы «ближе познакомиться с наследием древней Эллады, родины Аристотеля и Платона» (И. Мейендорф, Жизнь и труды св. Григория Паламы, С-Пб, 1997, с.50), однако, среди тех, что называли себя таковыми были серьезные покровители. Слава его ширилась и скоро с ним советовались по вопросам астрономии, богословия, философии и дипломатии. В 1334 году официальным поручением императора Андроника III был назначен вести переговоры с представителями католической церкви. В своих антилатинских писаниях Варлаам приводил к мысли о возможности объединения Церквей через отрицание познаваемости Бога.

Спор между Церквами заключался в различии учении об исхождении Святого Духа. Варлаам же, считая Бога непознаваемым, «…воспользовался в своих произведениях оригинальным доводом: так как Бог непознаваем, латиняне должны оставить претензии доказать верность своего учения об исхождении Святого Духа. Действительно, как можно доказывать что-либо о Том, Кто находится за пределами всякого человеческого восприятия и разумения? Латиняне и греки должны довольствоваться обращением к святым отцам, которым дано было о Боге особое откровение. Но ведь и сами отцы не всегда ясно выражаются; стало быть, остается лишь отнести учение об исхождении к области частных богословских мнений, не представляющих препятствия к единству Церкви.» (Там же. С.51). Св. Григорий Палама, ознакомившись с антилатинскими писаниями Варлаама увидел, что тот своим агностицизмом опровергает не только латинян, но и православных. Считая, что Бог познаваем через благодать, и понимая благодать как энергию, исходящую от Бога и пребывающую в тварном мире, а не как данным от рождения лишь избранным Божестенным Даром, Палама начинает идейный спор с Варлаамом. Спор этот продолжался с 1336 по 1341 год, имел широкий резонанс в обществе и привел к Собору, прошедшему в Константинополе 10 июня 1341г. в присутствии епископов и императора. Интересуясь своим оппонентом, Варлаам обратил внимание на тот способ молитвы, который используют афонские монахи. Оставаясь приверженцем учения Платона, полностью разделявшего мир идей от мира материи, Варлаам более всего был возмущен тем, что тело, как считали исихасты, может участвовать в молитве и ощущать действие Божией благодати. Он составил трактаты, в которых обвинял и высмеивал исихастов, называя их омфалопсихоями («пуподушниками» - «людьми, чья душа находится в пупе») . В 1338 г. Варлаам подал жалобу на монахов патриарху и Синоду. Патриарх Иоанн Калека официально отверг жалобу и пригрозил Варлааму наказанием, если он не оставит монахов в покое. Тем не менее, Варлаам продолжил настаивать на своем. Палама же продолжал отстаивать взгляды исихастов на благодать, и отношения духа и тела. Оттого основные труды Паламы и носят характер полемики, что так меня смутило в начале моего исследования. Григорий

Палама один за другим написал три Триады в защиту священно-безмолвствующих. Это ответы на вопросы монахов, смущенных учением Варлаама о природе безмолвного, внутреннего знания и его приоритете перед знанием внешним, учением эллинов и о природе Фаворского света и связи через него человека с Богом. Собор, прошедший в Константинополе в храме Св.Софии в 1341г. 10 июня знаменовал полное поражение Варлаама и его учения. И это не смотря на то, что Варлаам прибыл в Константинополь на семь месяцев раньше и успел получить за это время немало сторонников. Тем не менее, н лично признал свою неправоту в отношении природы Фаворского света и в отношении критики Иисусовой молитвы. После Собора Варлаам еще пытается возобновить нападки, однако, поняв тщетность своих усилий, он покидает Восточную Империю и, будучи принят Италией, становится с благословения папы епископом униатской греческой епархии. Теперь его труды были направлены уже против православия. Григорий Палама прожил неожиданно богатую для человека, защищавшего уединение, жизнь, переездами и событиями, знавшую и взлеты и падения. Он был в турецком плену и в императорской тюрьме, был отлучен от Церкви и возвращен в ее лоно, 12 лет служил епископом и мирно почил 14 ноября 1359г. в возрасте 63 лет в Фессалониках. Последними его словами были «В горняя! В горняя!» Многие чудеса совершались его предстательством сразу после смерти.

В 1363 году он был причислен к лику святых. Духовная техника и современная антропология Как я уже сказал, труды св. Григория Паламы это не описание техники, а теологическая полемика. Тем не менее, он ссылается в них на опыт Святых Отцов, которые практиковали и рекомендовали умную молитву до него. Палама не был основоположником исихазма, как думал я. До него священно-безмолвие и умную молитву практиковали и проповедовали Авва Евагрий, Св. Макарий Великий, Иоан Лествичник, Максим Исповедник, Никифор Уединенник и многие другие. Последний и з перечисленных был наставником Паламы. именно у него я нашел описание техники, которое искал и не нашел у Паламы. «Слово о трезвении и хранении сердца многополезное» - так называется его труд, в котором он описывает «…делание, скоро освобождающее душу от страстей и любовию с Богом связующее, которое потребно всякому воинствующему о Христе». «Ведомо тебе, что дыхание наше, коим дышем, есть втягивание в себя и выпускание из себя воздуха. Орган, служащий к сему, суть легкия, которыя облегают сердце и, проводя чрез себя воздух, обдают им и сердце. Таким образом дыхание есть естественный путь к сердцу. Итак, собрав ум свой к себе, введи его в путь дыхания, коим воздух доходит до сердца, и вместе с сим вдыхаемым воздухом понудь его сойти в сердце и там остаться. Приучи же его, брате, не скоро оттуда выходить: ибо в начале он очень скучает в этом внутреннем заключении и тесноте, когда же привыкнет, то не любит наоборот кружиться во вне, потому что ему там не невесело и не нерадостно. Как муж некий, бывший в отлучке от дома, когда возвратится, сам себя не помнит от радости, что опять увиделся с детьми и женою, обнимает их и не наговорится с ними: так и ум, когда соединится с сердцем, исполняется неизреченной сладости и веселия. Тогда видится ему, как воистину царствие небесное внутрь нас есть, которое теперь узревая в себе, и чистою молитвою ища да пребудет и укрепится в нем, он все внешнее считает не стоющим внимания и нисколько непривлекательным. Когда таким образом войдешь ты в сердечное место, как я тебе показал, воздай благодарение Богу и, прославляя Его благость, держися сего делания всегда, и оно научит тебя тому, чего другим путем не узнаешь никогда.

Подобает же тебе при сем знать, что когда ум твой утвердится в сердце, то ему там не следует оставаться молчащим и праздным, но непрестанно творить молитву: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! и никогда не умолкать. Ибо это, содержа ум не мечтательным, делает его неуловимым и неприкосновенным для прилогов вражеских и каждодневно все более вводить в любовь и вожделение Бога. Если же, брате, и много трудясь, не возможешь ты войти в область сердца, как я тебе сказал, сделай так, как я еще тебе скажу, и с Божией помощию найдешь искомое. Ведомо тебе, что словесство (говорение) всякаго человека находится в персях его. Ибо внутри персей, когда молчат уста наши, говорим мы и совещаемся с собою и молитвы творим, и псалмопение совершаем, и другое некое. Итак этому словесству, изгнав из него всякий помысл (ибо сможешь, если захочешь), дай сию молитовку: Господи, Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! –– и понудь его вместо всякаго другаго помышления это одно всегда вопиять там внутри. Если будешь такое делание держать неопустительно со всем вниманием, то откроется тебе чрез сие по времени и сердечный вход, о коем я написал уже тебе, без всякаго сомнения, как это сами мы опытом познали. Приидет же к тебе, при многовожделенном и сладостном внимании, и весь лик добродетелей: любовь, радость, мир и прочия, ради коих потом всякое твое прошение исполняемо будет, о Христе Иисусе, Господе нашем, с Коим Отцу и Святому Духу слава, держава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь. » Откровенно говоря, когда я нашел это описание, я уже понимал, что исихазм есть нечто гораздо большее, чем просто некая техника, посредством которой можно обрести мистическое зрение. За этим простым понятием стоит целая система понимания мира, Бога, человека.

Это целостное мировоззрение, на которой строится духовная практика перехода человека в инобытие. Не зря в качестве ключевого произведения исихазма С.Хоружий – современный философ, посвятивший не одно произведение теме исихазма, - называет «Лествицу» Иоана Лествичника. Впрочем, тут лучше дать слово С.Хорунжему. Участвуя в программе А.Гордона он очень интересно и доступно объясняет глубокий смысл исихазма, называя его учением, способным вывести человечество из современного кризиса антропологии. Конечно, исследование исихазма нельзя считать законченным. Скорее это промежуточный отчет. Да и нужен он был больше мне самому, чтобы упорядочить тот вал информации, который обрушился на меня в связи с темой исихазма. Это даже не первый шаг, это пока только попытка его сделать. Стоит ли продолжать? Для себя я уже ответил на этот вопрос – да стоит. Ожидая первоначально, что исихазм – это некая древняя мистическая техника, я обнаружил, что на самом деле это живая традиция, являющая собой суть православного учения о Боге и человеке. Я не нашел того, что искал, но я нашел много большее. C Божьей помощью, надеюсь найти еще больше. Надеюсь, что статья эта была небесполезна и для форумчан.

Комментарии  

Станислав.
#5 Станислав. 01.03.2015 18:52
В старообрядчески х храмах продают лестовки и висит памятка,как пользоваться.А у нас нет. Почему так?
Цитировать
omega
+1 #4 omega 02.03.2011 12:19
Не ищите псевдоправослав ных учений об исихазме на форумах в нэте. Читайте "Добротолюбие" и Святых отцов.
Цитировать
Фиалка
#3 Фиалка 20.02.2011 17:20
Отличная статья спасибо, в голове были какие-то понятия об умной молитве, о технике этой молитвы и прочем, но теперь все выстроилось в логическую нить, еще раз спасибо.
Цитировать
Александр
#2 Александр 20.02.2011 11:13
Да, Русское Православие хранит традиции исихазма. А с развитием Церкви эта традиции может также получить толчок, обрести второе дыхание. Иинтернет в этом отношении может сыграть не последнюю роль, помогая объединиться всем, кто этой практикой интересуется. Однако, не всегда можно быть уверенным, что речь идет о традиции, а не о профанации. Где-то можно отличить сразу, как, например, здесь: http://www.youtube.com/watch?v=0PwEgGyEoVE Однако, не всегда все так ясною. Например, здесь: http://www.hesychasm.ru/ много информации об исихазме и есть форум "Умное делание", на котором обсуждают теоретические и практические аспекты исихазма. И сайт и форум интересный, однако, я нигде не нашел ни слова о связи сайта с Церковью.
Цитировать
Anton
#1 Anton 19.02.2011 19:59
Великолепная статья, Александр.Узнал много нового.

Хочу обратить Ваше внимание на то (хотя Вам, скорее всего это известно), что многие Святые, относительно близкие к нам по времени, бывшие при жизни земной монахами были признаны своими современниками выдающимися деятелями умной молитвы, как, например, Оптинские Старцы.
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии

  • нурия нурия 17.08.2017 14:08
    Добрый день. Вот уже более 15 лет ищем свою тетю Лутфуллину (Попову по мужу) Найлю Нажибовну, 1968 ...

    Подробнее...

     
  • герасименко герасименко 19.05.2017 06:25
    Слава Богу за все!!! Христос Воскресе!!! Пресвятая Богородица спаси нас!!!

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 01.05.2017 23:04
    http://www.bogoslov.ru/text/5345458.html

    Подробнее...

     
  • Байрамов Руслан Рена Байрамов Руслан Рена 11.04.2017 18:34
    МОИ СТИХИ Господь наш. Сказал наш Бог слова такие. Я есть и буду вечность я. Единый я Господь миров.

    Подробнее...

     
  • Тая Тая 10.03.2017 08:06
    Здравствуйте ! Хотела бы узнать сколько стоит освятить дом?

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 07.02.2017 23:59
    Ваш вопрос-размышле ние, идет по грани извечной дискуссии теодицеи. Только для меня путь в жизнь ...

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 05.02.2017 23:06
    Привет православные!) Неужели ни кто не летал? А каковы ваши чувства? О чем вы думаете в полете?

    Подробнее...

     
  • Dima Dima 22.01.2017 20:21
    Добрый день! хочу уйти в монастырь мужской, возможно ли это? О себе; 29 лет, не женат, детей нет.

    Подробнее...

     
  • Volchok Volchok 27.12.2016 20:51
    Не переживайте, отец Александр. В следующем году кардинальных перемен в гражданском обществе не ...

    Подробнее...

     
  • Протоиерей Александр Протоиерей Александр 27.12.2016 20:32
    Я не верю в нумерологию. Дело не в этом, а дело в том, что воспоминания пережитых событий, столетний ...

    Подробнее...