получено на e-mail сайта, Виктория

Крещенский СочельникОтец Александр, здравствуйте!
Поздравляю Вас с Рождеством Христовым!
Сегодня на вечернем богослужении Вы объявили, что 18 января -  Крещенский Сочельник - день постный.

 

 

 


В этом году Сочельник выпал на субботу. Однако согласно предписаниям Типикона (под 6 января),  если Сочельник Богоявления выпадет на субботу или воскресенье, поста нет. А по Апостольскому правилу №64 в субботы и воскресенья пост вообще запрещается.

А также получается, что Царские часы со дня Сочельника переносятся на пятницу, Литургии нет, но день не постный, а в день, когда совершается Литургия,- в субботу - пост.

Поясните, пожалуйста, данное разногласие.

 

Отвечает протоиерей Александр Суворов:  

Уважаемая Виктория!
Спасибо за интересный вопрос, который на первый взгляд казался простым, хотя на самом деле вопрос не прост.
Конечно, 64-е апостольское правило тут буквально не применить, ему необходимо толкование: иначе как мы держим посты и в субботние и в воскресные дни в период многодневных постов.
Пришлось заглянуть в Типикон (Богослужебный устав), итак, цитирую Маркову главу от 5 января. (Навечерие Богоявления)

«Аще случится навечерие богоявления, в субботу, или неделю, пост не бывает и тропари царских часов со чтениями в субботу и неделю не поются: но поем часы царския прежде в пяток по обычаю, якоже указано на ряду. Глаголем же символ веры, и псалом 33: благословлю Господа: И отпуст. И в той день ядим сыр и яица. Аще будет навечерие в субботу: Прокимен, Аллилуиа, и причастен дне. Апостол же и евангелие прежде субботе пред богоявлением, и потом ряд. По Изрядно, поем Достойно: Аще ли в неделю навечерие богоявления: Прокимен, апостол, Аллилуиа, евангелие и причастен, прежде недели пред богоявлением, и потом ряд. По Изрядно же, поем, Достойно: По отпущении же литургии ядим укрухи, и пием по единой чаши вина. Совершенно же ядим по отпусте вечерни, со елеем. Сыра же и яиц и рыб никакоже дерзнем коснутися»

Те, кто прочитал внимательно, на первый взгляд в тексте видны противоречия: "Аще случится навечерие богоявления, в субботу, или неделю, пост не бывает..", и вместе с тем: "Сыра же и яиц и рыб никакоже дерзнем коснутися."

Для разрешения вопроса необходимо уметь читать язык Типикона.

Попытаюсь разобрать по пунктам, чтобы было понятно и затем сделать вывод.

1. Если  Навечерие совершается в будний день, по Уставу служится вечерня с литургией Василия Великого. По своему смыслу и замыслу эта служба вечерняя, т.е. совершалась вечером. Так как в древности литургия для каждого верного естественным образом означала Причащение (если не было епитимьи), следовательно до вечера все христиане держали строгий пост.
Суббота и воскресенье особые дни в христианском богослужении и имеют иной статус. Совершенного поста в эти дни не бывает в принципе (за исключением Великой Субботы, - см. правило 64 св. Апостолов ). Ведь даже великим постом в субботу и воскресенье весь строй богослужения становится обычно-праздничным, а никак не великопостным.

2. Так вот, если сочельник попадает на эти дни, то литургия служилась уже не вечером, а утром, а вечерня совершалась после нее, - меняясь местами). Евхаристический пост соответсвенно очень краток, как и в любой обычный литургический день с утра. А весь остальной день есть уже можно (хотя и постное, согласно Типикону).

3. Выражение Типикона "в той день" относится не к сочельнику, а к пятнице перед ним, на которую переносится служба великих часов. Поскольку пятница относится еще ко времени "святок" - сплошных дней без поста, день по определению НЕ постный. Вероятно это уточнение связано с тем, что перенесение царских часов может навести на мысль, что туда же переносится и строгий пост. Но все же в этот день, пятницу, можно вкушать скоромное.

 4. В любом случае  сочельник остается днем постным.

Заканчивая мысль, приведу слова известного литургиста, преподавателя Московских духовных школ архимандрита Иоанна (Маслова): Если навечерие случится в субботу и воскресенье, пост облегчается: в современной практике это означает, что дозволяется горячая пища с маслом, в отличие от сочельника, в который вообще не дозволялось вкушать пищу "до первой звезды" - Рождество, или "до первой воды", - Богоявление.

Комментарии  

раба Божья Анна
#1 раба Божья Анна 12.01.2014 13:11
у меня вот тоже в православном календаре купленным в Храме, суббота не отмечена постом, наоборот написанно :поста нет .
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии

  • герасименко герасименко 19.05.2017 06:25
    Слава Богу за все!!! Христос Воскресе!!! Пресвятая Богородица спаси нас!!!

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 01.05.2017 23:04
    http://www.bogoslov.ru/text/5345458.html

    Подробнее...

     
  • Байрамов Руслан Рена Байрамов Руслан Рена 11.04.2017 18:34
    МОИ СТИХИ Господь наш. Сказал наш Бог слова такие. Я есть и буду вечность я. Единый я Господь миров.

    Подробнее...

     
  • Тая Тая 10.03.2017 08:06
    Здравствуйте ! Хотела бы узнать сколько стоит освятить дом?

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 07.02.2017 23:59
    Ваш вопрос-размышле ние, идет по грани извечной дискуссии теодицеи. Только для меня путь в жизнь ...

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 05.02.2017 23:06
    Привет православные!) Неужели ни кто не летал? А каковы ваши чувства? О чем вы думаете в полете?

    Подробнее...

     
  • Dima Dima 22.01.2017 20:21
    Добрый день! хочу уйти в монастырь мужской, возможно ли это? О себе; 29 лет, не женат, детей нет.

    Подробнее...

     
  • Volchok Volchok 27.12.2016 20:51
    Не переживайте, отец Александр. В следующем году кардинальных перемен в гражданском обществе не ...

    Подробнее...

     
  • Протоиерей Александр Протоиерей Александр 27.12.2016 20:32
    Я не верю в нумерологию. Дело не в этом, а дело в том, что воспоминания пережитых событий, столетний ...

    Подробнее...

     
  • Volchok Volchok 27.12.2016 20:29
    Спасибо за рекомендацию насчет книги, но уже прочитал. Любителям этого жанра прочитать книгу можно. Ну ...

    Подробнее...