Это сообщение было отправлено через раздел "Контакты-Вопрос" сайта ПРИТВОР.KZ , Bektursun:

Кто поет на клиросе?Уважаемые святые отцы!  Дайте мне пожалуйста разьяснение по следующему,интиресуещему меня вопросу: В мечетях не пропускают в главный зал без очищения,в католических храмах творят песнопения певцы католической веры... Какими же тогда православыми канонами руководствуется русская православная церковь,коль там поют хоровые колективы,более чем на половину укомплектованные артистами других вероисповеданий?При наличае желающих православных певчих с огромным стажем и навыками в духовного песнопения.

 Отвечает протоиерей Евгений Иванов: 

Очень грустная тема. Хоровое пение - не просто хорошая традиция Православия. Это естественная и прекрасная форма нашей литургической жизни.

  Без пения нет общественного богослужения. С этим, надеюсь, ни у кого вопросов нет. К церковному пению два основных требования: красота и духовность. Для этого исполнитель соответственно должен обладать двумя качествами - профессионально владеть своим голосом и быть человеком духовной жизни. И вот здесь проблема, о которой мы говорим: где найти таких людей, чтобы сочетался неплохой вокал и глубокая вера в Бога, реализуемая в жизни. Певцов много. А по-настоящему духовных людей мало. А тех, кто может по достоинству встать на клирос еще меньше. Что же теперь делать? Разогнать все профессиональны е хоры? сидеть и ждать, пока наконец то явится на приход новый Роман Сладкопевец или Иоанн Дамаскин? а в этот неопределенный по времени период петь кто будет? Дорогие мои ревнители Православия! Мы легко говорим о проблемах, находим массу изъянов в церковной жизни- прекрасно! Но почему то мало кто предлагает конкретное решение проблемы на отдельно взятом приходе. 
Отступление небольшое: Однажды, в бытность мою проректором Костромской духовной семинарии подошла ко мне благочестивейшая прихожанка одного из храмов. С ней - неизвестная мне пожилая женщина. Прихожанка стала настойчиво уговаривать меня приютить эту женщину в семинарском общежитии на неопределенное время. Мотив простой - женщина из другого города и ей негде переночевать. Начал ей объяснять, что так не делается - семинария не гостиница и не странноприимный дом; селить неизвестную женщину с ребятами-студентами неправильно. Прихожанка стала громко возмущаться: "это же не по- христиански человека на улице оставлять!". Соглашаюсь с этой ревнительницей Евангелия и предлагаю во исполнение заповеди эту женщину разместить ей у себя на квартире. После этого прихожанка со мной не здоровалась...
Все хотят, чтобы пришел некто великий и сильный и решил быстренько за нас все наши проблемы. А то, что клиросы православных храмов оставляют желать лучшего, проблема наша общая, а не отца Василия, или игумена Игнатия, или Святейшего Патриарха.
Предлагайте, пожалуйста, конкретное решение проблемы, а не благочестивые пожелания. Поверте, священнику, настоятелю храма, даже епископу нужна реальная помощь.
И еще хочу поделиться с Вами наблюдением: на протяжении 10 лет я был на клиросе, пел, читал, был уставщиком, даже немного регентовал. Это были 90-е годы прошлого века. в Церковь тогда пришло немало молодых людей и девушек с целью... подзаработать. Студенты музыкальных учебных заведений откровенно шли на заработки. И случилось чудо: подавляющее большинство из них стало воцерковленными христианами. Через музыку духовную, через частое присутствие на службах, общение с православными батюшками и прихожанами эти молодые люди из атеистов и полу-язычников на глазах становились крепкими христианами. И сейчас, поверьте мне, эти процессы активно происходят. Да, сейчас эта девица без платочка, а пройдет год и она заъхочет стать монахиней. Сейчас этот баритон побежал выкурить сигарету, а пройдет совсем немного времени и он победит свой духовный недуг. Неужели Вы думаете, что регулярное присутствие на богослужениях никак не исправляет человека? Исправляет еще как. И постепенно делает человека духовным.

И еще практика: нету никакого наличия "желающих православных певчих с огромным стажем и навыками в духовного песнопения". Все они востребованы, уже поют. Либо, по состоянию здоровья петь не могут. А если есть, то кто мешает придти на клирос, петь и пример молодым подавать?
О проблемах клиросного пения говорить можно до бесконечности. Это не только певчие недуховные. А репертуар, а манера исполнения, соблюдение устава, регентское дело... И говорить будем, и, самое главное будем думать как решать эти многочисленные вопросы.
И еще одну историю расскажу, древнюю. Так, для кругозора духовного: Однажды Христос шел с учениками вдоль поля. Стояла прекрасная погода, цветы и зелень деревьев и лужаек радовала глаз. И вот на окраине тропинки взору Христа и апостолов предстала мерзкая картина: мертвая, полуразложившая ся собака, изъедаемая червями. Ученики по очереди и все вместе стали говорить о том, какая она мерзкая, отвратительная. А Христос посмотрел на мертвую собаку и сказал: "а зубы ее - белее жемчуга"!
 

Комментарии  

Пелагия
#13 Пелагия 03.06.2015 15:47
Как человек, имеющий непосредственно е отношение к клиросному пению, выскажу свое мнение по этому поводу: решение проблемы? Элементарно установить человеческую зарплату певцам и потянутся люди и образованные и духовные, т.к. и тем и другим надо на что-то жить, поэтому они вынуждены работать в других местах:)
Цитировать
timsone
#12 timsone 26.03.2012 11:15
Цитирую Helen:
Не хочу опускаться до осуждения, но замечала на клиросе девушек без платка. А когда возникает перерыв, некоторые из них выходят покурить. Простите, все-таки осудила...


Да и ничего страшного. Потихоньку и они исправляются. У нас своих грехов полно, что бы еще и за певчими следить :)
Цитировать
Врач-психиатр
#11 Врач-психиатр 24.03.2012 21:55
>>>При наличае желающих православных певчих с огромным стажем и навыками в духовного песнопения.

Человек, задавший этот вопрос, наверное, был когда-то в наличАЕ на клиросе, а затем его оттуда турнули за полную безграмотность и уникальную способность совать нос не в свои дела, - и не просто не в свои, а в дела самой Церкви! Чтобы решать, кому петь, а кому не петь в храме, товарищ, необходимо наличАЕ хотя бы банальной на то компетенции и хотя бы десяти классов образования.
Цитировать
timsone
#10 timsone 22.03.2012 03:43
>> Пусть лучше поет 1 православный человек, чем 20 протестантов!

Аха, и когда этот православный заболеет или ему надо будет отлучиться на пару недель церковь пусть останется без певчих :)))
меня удивляют люди, которые в церкви без году неделю, а уже лучше всех знают, что там и как там надо делать :))))))
Цитировать
Георгий В.
+2 #9 Георгий В. 03.01.2011 03:05
Посмотрели бы Вы на всю ситуацию изнутри, а потом бы спорили. В наше время найти просто людей музыкально образованных сложно, не то что верующих православных... Да еще не все пойдут петь в храм... Если бы были такое люди, с удовольствием бы приняли, но их нет, боюсь, что у нас в Алмате еще куда не шло, в России ситуация гораздо хуже... Так что радуйтесь, что Вас радуют Церковные хоры!
Цитировать
rio43
#8 rio43 28.11.2010 21:08
Так интересно! На клиросе поют люди другой веры!!! Ну и что что мало верующих певчих. Пусть лучше поет 1 православный человек, чем 20 протестантов! Я читал про одного батюшку который рукоположился после великой отечественной. Его отправили служить в глубинку. Так вот поначалу он вообще один служил. Каждый день в церкви вычитывал службу. Прошло время и потянулись верующие! Верить надо и молится. Господь все устроит! Свято место пусто не бывает! Я представляю если-бы в Рождественском Карагандинском женском монастыре( в этой маленькой церквушке в которой служил Севастьян Карагандинский) пели бы инославные! Знали бы вы как там относятся к службе!
Цитировать
Мавра
#7 Мавра 07.11.2010 18:37
абсолютно согласна с Alter Ego.
Цитировать
Alter Ego
+1 #6 Alter Ego 07.11.2010 17:03
Духовный уровень певчих - это проблема их духовников(аще таковые имеются), но внешнее соблюдение дресс-кода и норм поведения в храме, думаю, им по силам. Тогда и народ смущаться не будет, и вопросов таких не возникнет. Если уж пришли на работу, извольте одеть униформу. :)
Цитировать
Сергей
#5 Сергей 06.11.2010 09:24
Цитата:
петь должны люди верующие в Господа всей душой и сердцем своим , чтобы всё было чисто и свято...
Может и должны, конечно.. Только где же столько святых людей отыскать? Да еще и с музыкальным талантом, певческим дарованием.
И кто определять будет интересно, как претендент на место в хоре в Бога верит- "всей душой и всем сердцем", или только всей душой и половинкой сердца. :-)

Вопрос не о долгах ведь. А о том почему так происходит. Причем происходит, я так понимаю, в одном конкретно взятом месте. В каком- автор не указал. Между тем это важно. Я по селам и мелким городам редко путешествую, но могу догадаться, что никакого наличия "желающих православных певчих с огромным стажем и навыками в духовного песнопения" в этих городках и в помине не бывало.
Цитировать
Вячеслав
#4 Вячеслав 05.11.2010 21:18
Совершенно согласен , петь должны люди верующие в Господа всей душой и сердцем своим , чтобы всё было чисто и свято...и не будет
разговоров на стороне про "ложку дёгтя в бочке мёда".
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии

  • Байрамов Руслан Рена Байрамов Руслан Рена 11.04.2017 18:34
    МОИ СТИХИ Господь наш. Сказал наш Бог слова такие. Я есть и буду вечность я. Единый я Господь миров.

    Подробнее...

     
  • Тая Тая 10.03.2017 08:06
    Здравствуйте ! Хотела бы узнать сколько стоит освятить дом?

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 07.02.2017 23:59
    Ваш вопрос-размышле ние, идет по грани извечной дискуссии теодицеи. Только для меня путь в жизнь ...

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 05.02.2017 23:06
    Привет православные!) Неужели ни кто не летал? А каковы ваши чувства? О чем вы думаете в полете?

    Подробнее...

     
  • Dima Dima 22.01.2017 20:21
    Добрый день! хочу уйти в монастырь мужской, возможно ли это? О себе; 29 лет, не женат, детей нет.

    Подробнее...

     
  • Volchok Volchok 27.12.2016 20:51
    Не переживайте, отец Александр. В следующем году кардинальных перемен в гражданском обществе не ...

    Подробнее...

     
  • Протоиерей Александр Протоиерей Александр 27.12.2016 20:32
    Я не верю в нумерологию. Дело не в этом, а дело в том, что воспоминания пережитых событий, столетний ...

    Подробнее...

     
  • Volchok Volchok 27.12.2016 20:29
    Спасибо за рекомендацию насчет книги, но уже прочитал. Любителям этого жанра прочитать книгу можно. Ну ...

    Подробнее...

     
  • Протоиерей Александр Протоиерей Александр 25.12.2016 23:39
    Мне тяжело дался этот Доклад.... Почему? Признаюсь, - я по-человечески боюсь 2017-го года. Осмысление ...

    Подробнее...

     
  • Volchok Volchok 24.12.2016 21:49
    Порой складывается ощущение, что этот винегрет в головах последние лет 25-30 поддерживается сознательно ...

    Подробнее...