Руководитель молодежного отдела Митрополии Игумен Филипп (Моисеев) очень умный и жизнерадостный человек и служитель Престола Божия. Проповеди Отца Филиппа очень энергичны и живы и в то же время наполнены глубокого смысла. Когда Отец Филипп идет по Храму его тут же окружают молодые люди, чтобы испросить благословения и совета.

Отец Филипп поведал нам о себе и рассказал о деятельности молодежного отдела Митрополии.

 

- Отец Филипп, расскажите, как Вы пришли к Вере?

- Я с детства пришел к Вере. У меня не было никогда таких периодов, чтобы я сознательно приходил к Вере во взрослом состоянии, у меня это было всегда с детства. Я помню, как меня носили причащать. Семья у нас была достаточно церковная, в роду у меня есть Священники, поэтому нет ничего удивительного в том, что я в Церкви, потому что для меня это закономерный и естественный ход вещей.

Как я уже сказал, с детства меня раз в месяц носили в Церковь на причастие, потом уже, когда я смог передвигаться самостоятельно, то стал с моим покойным дедушкой посещать Никольский Храм, тогда еще Кафедральный Собор, и в девяностом году мы уже пришли с моей мамой трудиться в Церковь. Не просто быть прихожанами, но уже по возможности трудиться. Тем более, что начало девяностых годов было, можно сказать, расцветом Христианской Православной Церкви в Алма-Ате, и очень много молодежи, много девушек, юношей, отроков, отроковиц разных социальных сословий, возрастных категорий стали приходить в Церковь.

Была открыта первая воскресная школа, мы учились в ней вместе с Отцом Александром Суворовым. Из этой школы, между прочим, вышло много Священников, служащих сегодня не только в Казахстане, но и во многих Епархиях Московского Патриархата Русской Православной Церкви.

Собственно говоря, у меня не было никакого внезапного толчка, который мог подвигнуть меня на обретение Веры, я обрел Веру, можно сказать, с молоком матери.

- Можно ли сказать, что это и определило Ваш жизненный путь в том, что Вы решили посвятить свою жизнь служению Богу?

- Мой жизненный путь обусловлен во многом послушанием. То есть я не по своей воле, не по своей прихоти захотел этого. Я всегда старался в решении важных для себя вопросов подчиняться более мудрым духовным старшим наставникам, своим духовникам. И то, что я принял Священнический сан, было обусловлено благословением, которое я получил, и при этом я совершенно не рассматривал это благословение критически, у меня было такое отношение, как будто я принял такое повеление от Самого Бога, и я благословению этому совершенно не стал противиться.

- Отец Филипп, Вы являетесь руководитель молодежного отдела Митрополии, как руководитель данного отдела, можете ли Вы сказать, что делается сегодня, чтобы молодежь приходила в Церковь, обретала Веру?

- Здесь с самого начала нам следует отделить духовное пребывание в Церкви от социального служения Церкви. У нас социальное служение находиться пока еще в зачаточном состоянии, поскольку, сейчас у нас резко поменялся статус, мы уже не просто часть Епархии, мы часть Митрополии.

Социальная работа предполагает то, что делаться она должна сообща, но,к сожалению, мы сейчас просто не в курсе как обстоят дела, допустим, в Чимкентской и Акмолинской Епархии или в Кустанайской и Петропавловской Епархии, потому как данные Епархии ранее не были частью нашей Епархии, как теперешние Павлодарская и Усть-Каменогорская и Карагандинская и Шахтинская Епархии, и положение вещей в последних более или менее ясно. Однако сейчас мы установили контакт с Чимкентской и Акмолинской епархией и хотим туда, так сказать, наведаться и посмотреть, какая работа там проводиться. Но опять же, поскольку мы сами такую работу только-только начинаем, мы поедем в эту Епархию не для критики, а для налаживания братского общения, поскольку до этого момента оно у нас совершенно отсутствовало.

Относительно того, что делается нашим отделом, говорить подробно, скорее всего, не получится, так как не получится заострить внимание на всех мероприятиях, проводимых нашим отделом. Мероприятия эти на первый взгляд ничем не отличаются внешне от тех светских мероприятий, которые проводятся в учебных заведениях. Это и походы, и паломнические поездки,и  разного рода интеллектуальные дуэли, викторины, зарницы. Внутренне же, естественно, в светской среде данные мероприятия проводятся, ради непосредственно самого мероприятия, ради того, чтобы всем было весело, у нас же в первую очередь задача стоит в том, чтобы эта веселость никогда не затмевала собой Христианства.

Мы собираемся вместе согласно Христианскому убеждению, для того чтобы увидеть, какое оно Христианство в молодежной среде. Ведь Христианство кому-то кажется архаичным, кому-то оно кажется совершенно непонятным, для кого-то, наоборот, это нечто новое. Естественно, что подобное отношение рождает самого разного рода запросы, которые мы пытаемся удовлетворить.

Работа наша связана, в первую очередь, конечно с молодежной субкультурой. Мы уже сейчас не придерживаемся, да и, собственно говоря, никогда не придерживались той жесткой, непримиримой позиции: «Что все, что в мире - это грех, и этим заниматься нельзя. Нельзя слушать греховную музыку, участвовать в каких-то греховных мероприятиях».  У нас вообще не только в Казахстане, но и вообще во всей Русской Православной Церкви выработался более терпимый взгляд к таким вещам.

- Влияет ли как то это отношение к молодежным субкультурам на миссию среди молодежи?

- Естественно! Не коренным, конечно образом, но влияет. Необходимо перед молодым человеком поставить некую аксиому, которую он должен воспринять: «Что Церковь, собственно говоря, тебе ничего не запрещает, вообще ничего, она может только тебя предупредить о том, что может нанести тебе вред, а что может принести пользу. А дальше уже дело твое, внимешь ты этому предупреждению или нет».

Поэтому, когда поступают разного рода вопросы, касающиеся кинематографии, музыкальных направлений, естественно, что невозможно ответить на эти вопросы, если ты в них слабо разбираешься. Раньше у некоторых Священников к этому было резко отрицательное неприятие, неприятие вообще этого всего, в силу того, что они сами об этом ничего не знали, они сами это слышали из вторых уст, но нельзя быть компетентным в решении определенных вопросов, когда ты в них не разбираешься.

Священнику же, особенно современному, необходимо разобраться во всем, конечно без каких-то крайностей. Но, в принципе, он должен быть разносторонне образован, достаточно одарен, в каком-то плане, допустим, в отдельно взятом направлении, и должен суметь ответить, достойно ответить на вопросы многих молодых людей, поскольку, если дел касается, например, каких-то музыкальных пристрастий, которые, действительно несут в себе нечто темное, готы те же самые (в Казахстане их конечно мало).

- Или эмо.

- Да, много, конечно, таких направлений. И внешний вид у них может вызвать в обществе не совсем позитивное отношение. Многое у них делается «на показ». Играет здесь какую-то роль и юношеская бравада. То есть, на самом деле, при более тщательном рассмотрении души этого человека в нем не замечается никаких особенно доминирующих пристрастий, а все внешнее, является лишь плодом бравады. Такой человек может в любой момент передумать, отказаться от этого, просто для того, чтобы быть не таким как все. Отсюда, собственно, все неформальные движения и зародились.

- А как такие молодые люди приходят в Церковь?

- Они вообще никогда из нее и не уходили, если уж на то пошло. Просто, когда таким молодым людям, хотя бы немножко покажешь, что те же самые увеселения и «многодымные» тусовки и т.д., то есть то, что сейчас для молодого человека уже в порядке вещей, вследствие естественного хода событий нашей цивилизации, на самом деле представляет собой рабство, а никакую не свободу.

Если кому-то и видится в этом свобода, то свобода эта химерическая. Человек сам себя закабаляет в какие-то условности. А условность как раз и состоит в том, чтобы прийти в такого рода сборище и показать, что ты ничем не хуже других, ты можешь выпить, даже, больше, чем другие и выкурить сигарет больше, чем другие, и слушаешь самую тяжелую музыку, одеваешься в самое грязное рванье, но на самом деле, тебе это абсолютно не нравиться, это рабство. А когда ты от этого свободен, это и есть настоящая свобода.

Молодым людям надо показать эту свободу, свободу от того, чтобы загонять себя в какие-то рамки. Конечно, кое-кто возразит: «Христианство это же тоже рамки», но «рамки» это только на первый взгляд. Для того, чтобы человеку нормально передвигаться, если он частично парализован, нужны костыли, и они не являются «рамками», для такого человека костыли это способ, способ нормально передвигаться. Потому что такой человек просто-напросто лишен другого способа, он не может самостоятельно двигать конечностями. При этом такие вспомогательные элементы как костыли или трость такой человек не рассматривает как некое закабаление, он рассматривает это как единственный способ нормально передвигаться.

- Сложнее, наверное, обстоит дело с молодежью, которая находиться в сектах?

- Вообще я с такой молодежью довольно давно не сталкивался. Мое столкновение с ними было достаточно давно и носило чисто агрессивный характер с их стороны, но то было раньше. Сейчас, я не знаю в силу чего, но поменялось отношение к Православному духовенству, к Православному Христианству в молодежной среде. Но, опять же, я думаю, это произошло путем отбора духовных понятий, критериев, которым человек когда-то отдает предпочтение, а потом, видя, что они его не удовлетворяют, начинает эти критерии менять.

Поэтому, сейчас как такового общения нет, хотя я, честно говоря, со своей стороны, был бы не против пообщаться с подобного рода молодежью.

- Может, возможно, устраивать такие встречи в рамках молодежных клубов, например, при Вознесенском Соборе есть молодежный клуб?

- Да, естественно.

- Может, возможно, устраивать в таких клубах диспуты с сектантами?

- Должен сказать, что ни один сектант не придет в Православную Церковь для того, чтобы диспутировать, это исключено совершенно. У меня был подобный опыт еще во времена Владыки Алексия, ныне Митрополита Тульского и Белевского, в стенах Алматинского Епархального Духовного Училища собирать дискуссии в плане дружеского, чуть ли не братского общения с Римо-Католиками, потом уже приходили и Свидетели Иеговы, насколько я помню.

Но опять же, если с западными братьями мы можем общаться более менее по-братски, то с протестантами это исключено совершенно. И поскольку беседа носит односторонний, агрессивный характер, естественно, что объективность такой беседы теряется с первых слов. Поэтому, о чем тут можно говорить, когда существует однобокое, одностороннее неприятие со стороны неправославного собеседника. Нить рассуждения может быть утеряна с самого начала беседы, поскольку каждое твое слово будет восприниматься в штыки.

У меня однажды была беседа, но не с молодыми, а с достаточно пожилыми, серьезными людьми из Австралии. Они возглавляли Пятидесятническое движение в Сиднее, потомки русских эмигрантов, которые в свое время отбыли в Австралию. Нашу беседу они начали со слов Священного Писания. Они открыли Библию и спросили меня: «Вы были бы не против, если мы почитаем из Писания?» Я говорю: «Конечно я не против, только рад». Они начали читать Евангелие от Луки: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры…». Я понял, конечно же, о ком они говорят. То есть напропалую, совершенно беззастенчиво, пользуются Священным Писанием и начинают обливать меня помоями. Естественно, что при таком построении беседы, беседы конструктивной быть не может вообще.

Но, потом мы пришли к общему знаменателю, в том плане, что, они согласились с тем, что действие Святого Духа не может быть разрозненным. Потому что я задал им вопрос, который, собственно говоря, проходиться на курсе Сравнительного Богословия в любом духовном учебном заведении. Смысл этого вопроса состоит в следующем: «Если благодать Святого Духа действовала в Христианской общине со времен Апостолов, а вы утверждаете, что благодать Святого Духа действует и у вас. Мы знаем, что благодать Святого Духа – это непрерывное действие Ипостаси Пресвятой Троицы, Иного Утешителя в этом мире. Каким же образом получается пробел, если Апостолы умерли, и Святой Дух перестал действовать, то где он был до этого времени?»

Они не могут никогда ответить на этот вопрос. Единственное, что эти Пятидесятники промямлили, по-другому и не скажешь, это: «Мы думаем, что действие Святого Духа было несколько приостановлено». Как это? Что значит приостановлено? Что за глупость?

Поэтому вести такие диалоги достаточно сложно, поскольку пока невозможно говорить о Православном Христианстве как о чем-то таком, что не вызвало бы неприятия со стороны как Протестантского движения, так и других конфессий. Увы, это так. Вполне возможно, что частично, мы виноваты в этом сами, потому что в свое время вели замкнутый образ жизни. Сейчас положение вещей, конечно, меняется в благоприятную сторону, но, к сожалению, это происходит не так интенсивно, как хотелось бы. Хотя мы очень рады всякого рода общению на любые, совершенно, темы.

Сейчас у нас в проекте – открыть сайт молодежного движения Казахстанской Митрополии. Уже подготовлены некоторые разделы, разбивки, тематика, почтовый ящик. Это дело первой необходимости, в наше время без этого уже невозможно, а вопросов просто масса, огромная масса самых разнообразных вопросов, и по большей части около 90% из таких вопросов касается именно субкультурных проявлений, которыми и живет молодежь, которые ее и интересуют, относится сюда немножко и сектантский вопрос.

То есть в большинстве случаев молодым человеком задается вопрос по отдельной искусствоведческой тематике уже с настроем на то, что Христианская Церковь этого не признает, и поэтому присутствует внутренняя агрессия, говоря по-молодежному – «наезд», практически, грубо говоря: «А как вы относитесь к такой-то и такой-то проблеме, ведь так-то и так-то написано, а вы что на это скажете?» То есть вот так иногда это бывает. И тут приходиться успокаивать вопрошающего и разъяснять ему, что он очень часто ошибается.

- Мне очень радостно слышать о Ваших замечательных планах по поводу освоения Вашим отделом просторов интернета, который подчас так слабо используется Православной Церковью, по словам нашего Патриарха. В заключение нашей беседы, что бы Вы, как монашествующее лицо, могли бы пожелать нашим молодым и не только читателям?    

- В первую очередь, мне хотелось бы сделать такое пожелание как Христианину, то есть даже без учета того, что на ком-то есть монашеская мантия.

Честно говоря, у нас немножко клишировано это пожелание молодым людям, однако, я знаю, что многие молодые люди, не только из тех, кто общается со мной непосредственно, но и вообще, молодые люди, о которых я краем уха слышал, пытаются держать Великий Пост. При этом эти молодые люди относятся к Великому Посту ответственно настолько, что могут заткнуть за пояс многих многолетних прихожан, именно в своем трепетном отношении к посту.

Они отказываются от растительного масла, отказываются от рыбы, кое-кто бросает курить, пускай только на период Великого Поста, но тем не менее. Если такой молодой человек ранее выкуривал массу сигарет в день, то сейчас ему трудно, ему тяжело, но он не хочет, ему так хорошо, он понимает, что в какой-то части духовной брани он одержал победу.

Он победил, и ему не хочется с этой блаженной чистотой расставаться. Такой молодой человек относиться к этому как к своему личному, собственному подвигу. Для него так радостно осознавать, что с Божией помощью он смог какое-то время оставаться без сигарет, без табака, без любимых лакомств. Конечно, не все сразу, но для него это не маленькая, это огромная победа.

И мне бы хотелось пожелать, чтобы молодые люди продолжали укрепляться в подвиге, укрепляться в какой-то части аскезы своей духовной жизни, потому что существует такое понятие, как духовные упражнения. То есть пост это не просто какое-то личное психологическое направление в духовной жизни, такое чтобы просто отсекать от себя какого-то рода любимые вещи, все касающегося в равной степени, как еды, так и другого рода времяпрепровождения, а именно время употреблений определенных духовных упражнений.

Это действительно интересно, интересно именно в духовном плане. Потому что ты понимаешь, что если ты сотворишь какое-то духовное упражнение, связанное с физическим лишением чего-либо, ущемлением своей плоти, тогда от этого возникнет настоящая, вполне реальная польза. И человек начинает, например, делать поклоны с Иисусовой молитвой.

У меня был один такой пример – юноша начал делать поклоны, и ему это понравилось. А все началось с того, что ему нужны были какие-то физические упражнения. Он начал делать поклоны, а я ему говорю: «А ты пробовал делать афонские поклоны?» Он говорит: «Как это?» А я ему: «Ты попробуй при поклоне лбом и руками касайся земли, а коленями нет. Практически силовое отжимание». Он согласился и по сто поклонов давай делать в день, стал здоровее, чем во времена скоромных дней.

Но это, конечно, так, шутка. На самом деле, если взялся за подвиг, не стоит его бросать, потому что в случае оставления подвига у человека начинается полоса уныния, он попадает в эту паутину, и у него начинается внутреннее уныние и ожесточение от того, что происходит. Ожесточение абсолютно на всех. И, бросив подвиг, очень трудно его начать заново, потому что внутри уже утеряно то самое блаженное ощущение чистоты и покоя, которое начинается в тот момент, когда ты с первых дней Великого Поста начинаешь его соблюдать. И когда это ощущение чистоты сопровождает тебя весь Великий Пост, о чем тут говорить, комментарии излишни.

Поэтому, если уж взялся держать Великий Пост – держи его, и, уверяю, в дальнейшем в Пасхальные дни Светлого Христова Воскресения, вплоть до Троицы, вплоть даже до Рождества, круглый церковный год это чувство будет сопровождать тебя постоянно. Ты уже не захочешь возвращаться к тому, с чего начал, с того самого момента, когда ты еще бултыхался в каких-то неурядицах, нелепых жизненных ситуациях и так далее, куда сам угодил.

Как Христос сказал: «И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше» (Лк 5:39). Поэтому и я желаю – не бросайте подвига.

 

Комментарии  

Курбатова Анна
#4 Курбатова Анна 02.11.2012 11:40
Спасибо, за статью.
Цитировать
Dmteg
#3 Dmteg 20.04.2011 21:34
Храни Вас Господь, отец Филипп! Автору: спаси Вас Бог за вопросы, которые привели к содержательным и интересным ответам, и вообще за статью в целом. Одно " но". Имеются грамматические ошибки. Возможно они возникли технически, но некоторым людям они мешают, а некоторых раздражают. Простите, если я Вас даже немножко обидел, просто хочу, чтобы все относились с огромным уважением и любовью к "великому и могучему..." Простите...
Цитировать
Валерия
#2 Валерия 26.03.2011 16:51
низкий поклон вам , отец Филипп! так и происходит, к сожаления, над должным не трудимся, а в суете время проводим, растрачивая попусту дары благодати Божией!вспомнил ись слова преподобного Ефрема Сирина:" Ты искуплен. не оставайся упорно рабом..."
Цитировать
Johnny Chiffa
#1 Johnny Chiffa 23.03.2011 14:31
Спасибо отцу Филиппу за ещё один пример, как можно разговаривать с протестантами. Отличная статья, надеюсь наше молодёжное общение, как православных самое ближайшее время станет куда более тесным и дружественным, появятся социальные проекты и много другое.=)
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии

  • нурия нурия 17.08.2017 14:08
    Добрый день. Вот уже более 15 лет ищем свою тетю Лутфуллину (Попову по мужу) Найлю Нажибовну, 1968 ...

    Подробнее...

     
  • герасименко герасименко 19.05.2017 06:25
    Слава Богу за все!!! Христос Воскресе!!! Пресвятая Богородица спаси нас!!!

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 01.05.2017 23:04
    http://www.bogoslov.ru/text/5345458.html

    Подробнее...

     
  • Байрамов Руслан Рена Байрамов Руслан Рена 11.04.2017 18:34
    МОИ СТИХИ Господь наш. Сказал наш Бог слова такие. Я есть и буду вечность я. Единый я Господь миров.

    Подробнее...

     
  • Тая Тая 10.03.2017 08:06
    Здравствуйте ! Хотела бы узнать сколько стоит освятить дом?

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 07.02.2017 23:59
    Ваш вопрос-размышле ние, идет по грани извечной дискуссии теодицеи. Только для меня путь в жизнь ...

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 05.02.2017 23:06
    Привет православные!) Неужели ни кто не летал? А каковы ваши чувства? О чем вы думаете в полете?

    Подробнее...

     
  • Dima Dima 22.01.2017 20:21
    Добрый день! хочу уйти в монастырь мужской, возможно ли это? О себе; 29 лет, не женат, детей нет.

    Подробнее...

     
  • Volchok Volchok 27.12.2016 20:51
    Не переживайте, отец Александр. В следующем году кардинальных перемен в гражданском обществе не ...

    Подробнее...

     
  • Протоиерей Александр Протоиерей Александр 27.12.2016 20:32
    Я не верю в нумерологию. Дело не в этом, а дело в том, что воспоминания пережитых событий, столетний ...

    Подробнее...