Кампания по изъятию церковных ценностей из православных храмов в Семипалатинской губернии

 

 «Уже много раз за последнее время терзалось религиозное чувство русских людей, и удар за ударом направлялся на их святыни»

Из послания Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, в связи с закрытием гражданскими властями Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (10. 9. 1920)

С установлением советской власти большевики начинают проводить активную антирелигиозную политику. И первым шагом в этом направлении было опубликование Декрета СНК «об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 года, согласно которому православная церковь лишалась своих привилегий, а собственность церкви передавалась в «руки народа». Но это было только начало широкомасштабной антирелигиозной политики. На местах  создаются комитеты по отделению церкви от государства, в стране проводится массовая антирелигиозная агитация. Все эти мероприятия проводились лишь с одной целью - уничтожение церкви как централизованной структуры, оказывающей огромное идеологическое влияние на народ.
В 1921-1922 гг. в молодой Советской республике бушевал страшный голод, от которого погибло около 5 млн. человек. По всей стране начинается сбор пожертвований в пользу голодающих, собранные суммы направлялись в комитет помощи голодающим (Помгол). Не осталась  в стороне от этого и православная церковь, 22 августа 1921 года Патриарх Тихон выпустил Послание, в котором призывал верующих людей всех конфессий, как в России, так и во всем мире к помощи голодающим. Правительство долгое время колебалось, опасаясь роста авторитета церкви, но в конце концов все же решило принять ее помощь: 8 декабря 1921 года ВЦИК разрешил религиозным организациям сбор средств на помощь голодающим. К февралю 1922 года Церковь собрала более 8 млн. 962 тыс. рублей, - огромную по тем временам сумму, не считая драгоценностей и натуральной помощи голодающим. 19 февраля выходит новое послание патриарха «в котором он обращается к тем группам верующих на которых лежит обязанность попечения о церквах, с призывом о передаче на дело помощи голодающим такого рода вещей, как ценные золотые и серебряные подвески к ризам, все старые вышедшие из употребления предметы…» . Неожиданным был ответ властей на это послание- 26 февраля выходит постановление ВЦИК, согласно которому изъятию подлежали все церковные ценности, в том числе имеющие богослужебное значение. Но в тоже время, несмотря на столь решительные действия властей изъятия, происходили с некоторыми оговорками, например «в случае если будут встречаться литье из благородных металлов и иконы называемые чудотворные»  то их посредством подачи ходатайства от приходских советов в ЦК Помгол можно было оставить, заменив их соответствующим эквивалентом .
Власти решили воспользоваться моментом, и повели новое наступление на православную церковь под маской помощи голодающим. В ответ на действия властей 15(28) февраля патриарх выпустил послание, в котором выразил протест против того, что правительство, не обращая внимания на борьбу Церкви с голодом, принуждает её совершать канонические преступления, так как каноны запрещают использование богослужебных предметов не для священных целей (Апост. 73, Двукратного Вселенского Собора 10-е). В послании отмечена неоправданная антицерковная пропаганда в печати .
Л.Д. Троцким была разработана специальная инструкция для проведения кампании по изъятию. Согласно инструкции на местах создавались две комиссии: секретная подготовительная комиссия по изъятию ценностей и официальная комиссия при комитетах помощи голодающим для формальной приемки ценностей; так же в инструкции содержатся указания к проведению мероприятий по расколу в среде духовенства, путем выявления священников открыто выступающих в пользу изъятия, а священников, которые пользовались доверием у населения, предполагалось не трогать, но предупредить их «что в случае каких-либо эксцессов они ответят первыми». Таким образом, была разработана продуманная программа, направленная на раскол церкви, а так же на подрыв ее авторитета у народных масс.»
Семипалатинская губернская комиссия по изъятию ценностей была образована 9 марта «под председательством члена ВЦИК Букейханова, от Губисполкома Нечаева» . В тот же день губисполком направил срочную телеграмму всем уездным исполкомам: «Создать уездные комиссии и приступить к изъятию церковных ценностей, потребуйте всех без исключения богослужебных культов описи церковных имуществ» . Источником содержащим сведения о «богатствах» местных приходов служил труд известного священника краеведа Б.Г.Герасимова «Старинные церкви Семипалатинской области».Предстояла большая по своим масштабам работа ведь на тот период Семипалатинская губерния территориально включала в себя территорию современных Восточно-Казахстанской и Павлодарской областей Казахстана.
В местной печати разворачивается масштабная антирелигиозная пропаганда, ежедневно в свет выходят  статьи с гневными заголовками, такие как  «Черные пауки», «Двоедушные фарисеи» и пр., направленные против духовенства. В местной газете «Степная Правда» нападкам подвергается Семипалатинский епископ Киприан, которому припомнили и участие в черносотенном «Союзе русского народа», а также сотрудничество с Колчаком, ему дается следующая характеристика «обладает большою способностью приспособляемости превратившись с приходом Советской власти в «тишайшего» и незлобивого с виду «владыку» . 13 апреля было проведено заседание губернской комиссии по изъятию на которое был приглашен епископ Киприан, на заседании было принято решение о начале работ  с 24 апреля в Семипалатинском Знаменском соборе, также на Киприана была возложена и идеологическая подготовка кампании, он должен был объяснить прихожанам суть работы и подготовить соответствующие документы, а к 24 апреля разослать сообщение во все благочиния Семипалатинской губернии. В своей проповеди, произнесенной 22 апреля в Благовещенской церкви епископ Киприан «указал верующим на необходимость изъятия ценностей, причем в своей речи подчеркнул, что поклонение золоту и серебру возвращает православную церковь во времена язычества» . Именно благодаря выступлениям Киприана удалось избежать прямых столкновений прихожан с местными властями при изъятиях, более того при приходских советах церквей был организован добровольный сбор средств в пользу голодающих .
Изъятие ценностей началось 24 апреля в Знаменском соборе, изъятие происходило в присутствии выборных членов от приходских советов и членов губернской комиссии по изъятию ценностей. Изъятие драгоценных риз с икон происходило с такой  формулировкой: «ввиду того, что снятие риз не испортит самые изображения, а значит не будет иметь никакого отношения в смысле затруднения выполнения обрядов культа» . В отношении особо чтимой Абалакской иконы Божьей Матери, которая была привезена в Семипалатинскую крепость еще в  1720 году, было принято следующее решение: «Принимая во внимание, что означенная икона, как принадлежащая к особо чтимым верующими не только Семипалатинской губернии, но и края, означенную икону согласно ходатайству верующих оставить в распоряжении общины Знаменского собора перенеся разрешение этого вопроса в ЦК Помгол, для чего община должна возбудить перед последним мотивированное ходатайство на условии замены стоимости по соответствующему эквиваленту» . За день работы  было изъято 17 предметов, 3 временно оставлены, но работы по изъятию в Знаменском соборе не были завершены, продолжение было намечено на 26 апреля. Все изъятые предметы сдавались губфинотдел, 27 апреля туда было передано 49 предметов общей массой в три пуда, тридцать девять фунтов, пятьдесят три золотника, тридцать девять долей, также были переданы и добровольные пожертвования общины Знаменского собора, общим весом двадцать восемь фунтов, двадцать семь долей . В целом в Семипалатинске работы по изъятию происходили спокойно при полном содействии как верующих и церковнослужителей с одной стороны и местных властей с другой. Окончание работ в губернском центре было отмечено в газете «Степная Правда» от 27 мая 1922 года: «В г.Семипалатинске закончилось изъятие церковных ценностей. Собрано в городе: 12 пудов,14 ф.  серебра;34 доли бриллиантов, 3 золотника 54 доли золота» .
Но на местах, то есть в уездах и волостях дело обстояло намного сложнее. Сведения о церковных ценностях, хранящихся в уездных и волостных храмах, не поступали в губернскую комиссию. Губисполкомом на места была отправлена телеграмм с требованием: «ускорить работы уездных комиссий по изъятию ценностей, а если изъятие еще не начато, немедленно приступить к работе» . Первые сведения из уездов начинают поступать в начале мая. В городе Павлодар с 6 по 8 мая происходило изъятие церковных ценностей из местных храмов: Церковь Флора и Лавра- 24 предмета, 2 пуда,36фунтов,37зололотников, 37 долей; Троицкий собор- 14 предметов, 24 фунта, 90 золотников . 
В целом сведения из уездов вяло поступали в губернскую комиссию, для ускорения работ по изъятию, 19 мая на заседании Губкомиссии было принято решение о создании волостных комиссий, которые должны были прислать в трехдневный срок сведения о ценностях, хранящихся в местных храмах. После этого сведения об изъятиях начинают регулярно поступать в губернскую комиссию. Часто встречаются документы, говорящие о том, что  многие храмы в губернии находились в довольно бедственном положении, и изымать из них было нечего. Наоборот, в тех селениях где были относительно богатые приходы, местное население пыталось договориться с властями о сохранении драгоценной утвари. Примером этому служит заявление жителей с.Семиярска, которые предложили взамен церковных ценностей «внести стоимость драгоценностей продуктами и разными ценностями серебром и пр. пр.» . Но губкомиссией это предложение было отклонено и в дальнейшем произведено изъятие ценностей. В то же время  довольно частыми были и случаи недовольства и даже отказа прихожан от сдачи церковных ценностей.  Например, в Усть-Каменогорске при обсуждении вопроса об изъятии ценностей при местной церкви собралась толпа численностью в двести человек преимущественно старушек, которые выступали с требованием ценности не выдавать, но несмотря на это приходской совет дал согласие на изъятие. На следующий день началось изъятие, к церкви начала собираться толпа женщин, властями был выставлен караул, были арестованные . В целом по губернии каких-либо серьезных столкновений  прихожан с властями, приведших к  человеческим жертвам зафиксировано не было.
В газете «Степная Правда» за 27 июля была помещена заметка об окончании кампании по изъятию в городах Семипалатинской губернии «собрано около 25 ? пудов серебра и отправлено в Москву. В уездах работа продолжается, недоразумений нет» .  Губернский финотдел в своем отчете дает следующие данные по губернии: с 14 августа по 1 октября 1922 года церковных ценностей собрано по губернии 24 пуда, 8 фунтов, 67 золотников, 82 доли . 28 октября комиссия по изъятию обратилась в Губисполком с просьбой о роспуске ввиду окончания работ и приложила список отправленных ценностей по месяцам 1922 года, всего было отправлено ценностей общей массой 36 пудов, 13 фунтов, 80 золотников, 41 долей. И уже на следующий день Губисполком принял решение о роспуске губернской комиссии по изъятию ценностей. Этим решением была завершена кампания по изъятию церковных ценностей в Семипалатинской губернии.
Подводя итог важно отметить то, что кампания по изъятию церковных ценностей явилась очередным мероприятием Советской власти, направленным на уничтожение православной церкви. В целом кампания закончилась полным провалом, расходы на ее проведение во многом превысили сумму изъятых ценностей. . Сама Советская власть признала, что на помощь голодающим было направлено лишь около 40 % отобранных у Церкви ценностей  !  В свою очередь власти нанесли церкви  очередной удар в дальнейшем приведший к расколу в рядах духовенства. В Семипалатинской губернии кампания также оказалась провальной во многом и из-за того что здесь преобладали мусульманские селения, в мечетях которых и изымать было нечего. Во многом приходы  губернии находились в бедственном положении и не могли похвастаться богатой утварью. Кампанией был нанесен невосполнимый ущерб художественным ценностям, хранящихся в местных храмах, с икон были сняты искусно выполненные ризы, а также изъята старинная церковная  утварь. В целом кампания по изъятию ценностей в губернии прошла без каких-либо существенных осложнений, и при содействии властей и церковнослужителей, последним ничего не оставалось, как подчиняться директивам органов государственной власти. Во многом  открытого выступления прихожан удалось избежать, благодаря деятельности епископа Киприана, который призывал к сдаче ценностей, кроме того был организован добровольный сбор пожертвований в фонд помощи голодающим.

Комментарии  

Anton
#9 Anton 18.11.2010 21:30
Очень хорошая статья, много нового узнал (хотя что-то и знал), информация о регионах всегда не столь популярна, как о центрах, однако в регионах, порой бывает намного больше подвижников, о которых многие не знают. Например, Священномученик Александр Усть-Каменогорс кий (Дагаев) - когда я узнал о нем, для меня было открытием, что в моем родном городе жил такой великий подвижник, а сколько еще таких имен, которые мы не знаем?
Спасибо, Антон.
Цитировать
bez_an
#8 bez_an 17.11.2010 10:42
Всегда рад помочь!
Цитировать
Калерия
#7 Калерия 16.11.2010 22:46
Цитирую bez_an:
http://www.liveinternet.ru/.../


Очень Вам благодарна за информацию.=)
Цитировать
bez_an
#6 bez_an 16.11.2010 13:56
http://www.liveinternet.ru/photoalbumshow.php?albumid=505207&seriesid=1148412&page=30
Здесь размещены фото Воскресенкого собора г. Семей (Семипалатинска ) единственной из сохранившихся в городе. На данной странице есть фото интерьера собора, икон и т.д.
Цитировать
р.Б.Алексей
#5 р.Б.Алексей 16.11.2010 09:17
Цитирую bez_an:
Вам спасибо большое!Да фотографии есть. Я только не знаю можно ли здесь на сайте выставлять фотографии?!


Антон, фотографии лучше выставить каком-нибудь сервере изображений, например, на www.radikal.ru а потом уже дать ссылку на них здесь.
Цитировать
bez_an
#4 bez_an 16.11.2010 08:56
Вам спасибо большое!Да фотографии есть. Я только не знаю можно ли здесь на сайте выставлять фотографии?!
Цитировать
Калерия
#3 Калерия 15.11.2010 23:48
Спасибо! А их фотографии где-нибудь есть, их можно как-то увидеть?
Цитировать
bez_an
#2 bez_an 15.11.2010 22:54
В Воскресенском соборе находятся следующие чтимые иконы: 1. Знаменско-Абала цкой Божией Матери(копия), которая была главной святыней уничтоженного в 1919 году Семипалатинског о женского миссионерского монастыря. После закрытия обители икона хранилась у сестер, а в 1945 году была установлена в соборе. Начиная с 2000 года каждую пятницу перед ней совершаются молебны с акафистом нараспев и водосвятием. Раньше икона была очень темная, с едва различимыми контурами. За три месяца до закрытия монастыря от нее стал идти ослепительный свет в форме луча, который бил прямо в дверь. Сестры сначала подумали, что это пожар, но, поняв, откуда исходит свет, встали на колени и плакали. Луч, бьющий в дверь храма, ясно показывал, что вскоре они уйдут отсюда. Сейчас икона как бы просияла, изображение Богородицы видно очень четко. 2. Икона святителя Митрофана Воронежского с частицей его мощей. 3. Икона святителя Николая Чудотворца.
Цитировать
Калерия
#1 Калерия 15.11.2010 22:34
Спасибо, Антон Сергеевич. Замечательная статья!
На данный момент можете перечислить какие-нибудь сохранившиеся иконы?
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии

  • нурия нурия 17.08.2017 14:08
    Добрый день. Вот уже более 15 лет ищем свою тетю Лутфуллину (Попову по мужу) Найлю Нажибовну, 1968 ...

    Подробнее...

     
  • герасименко герасименко 19.05.2017 06:25
    Слава Богу за все!!! Христос Воскресе!!! Пресвятая Богородица спаси нас!!!

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 01.05.2017 23:04
    http://www.bogoslov.ru/text/5345458.html

    Подробнее...

     
  • Байрамов Руслан Рена Байрамов Руслан Рена 11.04.2017 18:34
    МОИ СТИХИ Господь наш. Сказал наш Бог слова такие. Я есть и буду вечность я. Единый я Господь миров.

    Подробнее...

     
  • Тая Тая 10.03.2017 08:06
    Здравствуйте ! Хотела бы узнать сколько стоит освятить дом?

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 07.02.2017 23:59
    Ваш вопрос-размышле ние, идет по грани извечной дискуссии теодицеи. Только для меня путь в жизнь ...

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 05.02.2017 23:06
    Привет православные!) Неужели ни кто не летал? А каковы ваши чувства? О чем вы думаете в полете?

    Подробнее...

     
  • Dima Dima 22.01.2017 20:21
    Добрый день! хочу уйти в монастырь мужской, возможно ли это? О себе; 29 лет, не женат, детей нет.

    Подробнее...

     
  • Volchok Volchok 27.12.2016 20:51
    Не переживайте, отец Александр. В следующем году кардинальных перемен в гражданском обществе не ...

    Подробнее...

     
  • Протоиерей Александр Протоиерей Александр 27.12.2016 20:32
    Я не верю в нумерологию. Дело не в этом, а дело в том, что воспоминания пережитых событий, столетний ...

    Подробнее...